Дело № 2-756/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2012 г. р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Уткиной Е.В.,
при секретаре Гордеевой Е.П.,
с участием помощника прокурора Мокшанского района Ариткина В.А.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению искусственного уличного освещения,
установил:
прокурор Мокшанского района обратился в суд к администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области с иском, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Нечаевского сельсовета ввиду непринятия мер по обеспечению искусственного уличного освещения проезжей части ул. Пролетарская в районе домов № 1 - № 3, № 10 - № 16 с. Нечаевка; обязать администрацию муниципального образования Нечаевский сельсовет Мокшанского района Пензенской области обеспечить искусственное уличное освещение проезжей части ул. Пролетарская в районе домов № 1 - № 3, № 10 - № 16 в с. Нечаевка. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района при проведении проверки исполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения на территории Нечаевского сельсовета Мокшанского района установлено следующее. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Статьей 6 названного Закона определено, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В статье 21 названого Закона указано, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В соответствии с п. п. 3, 21 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и организация освещения улиц. Согласно с п. 1 ч. 2 ст. 50 названного Закона в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для освещения улиц населенных пунктов поселения. Частью 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Согласно разделу 4 "Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221), освещение является техническим средством организации дорожного движения и оборудования дорог и улиц. В соответствии с п. п. 4.6.1-4.6.5 названного ГОСТа, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности; доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Таким образом, организация освещения улиц в соответствии с требованиями приведенного ГОСТа является обязанностью органа местного самоуправления соответствующего поселения и должно осуществляться за счет средств бюджета этого муниципального образования. В ходе проверки установлено, что на ул. Пролетарская в районе домов № 1 - № 3, № 10 - № 16 с. Нечаевка Мокшанского района Пензенской области, в том числе на проезжей части улицы в темное время суток искусственное освещение данной улицы не осуществляется, что подтверждается актом от 29.10.2012. Отсутствие в темное время суток искусственного освещения на указанной улице, по которой осуществляется движение транспорта и пешеходов, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья, а также создает условия и может являться причиной совершения преступлений и правонарушений, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей с. Нечаевка Мокшанского района и может повлечь за собой наступление перечисленных тяжких последствий.
В судебном заседании помощник прокурора Мокшанского района Ариткин В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Администрация Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области просит дело рассмотреть в отсутствие ее представителя.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Положения, зафиксированные в ст. 2, 18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствие со ст. 21 названого Закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
На основании ч. 2 ст. 18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно разделу 4 "Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", освещение является техническим средством организации дорожного движения и оборудования дорог и улиц; в соответствии с п. п. 4.6.1-4.6.5 названного ГОСТа, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк; переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк; доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим; допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч; отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
Таким образом, организация освещения улиц в соответствии с требованиями приведенного ГОСТа является обязанностью органа местного самоуправления соответствующего поселения и должно осуществляться за счет средств бюджета этого муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что в нарушение требований ст. 6, 21 ФЗ "О безопасности дорожного движения" № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., п. п. 4.6.1.- 4.6.5. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движении", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, на ул. Пролетарская в районе домов № 1 - № 3, № 10 - № 16 с. Нечаевка Мокшанского района Пензенской области, в том числе на проезжей части улицы в темное время суток искусственное освещение данной улицы не осуществляется.
При таких обстоятельствах, суд, соглашаясь с доводами заявителя, приходит к убеждению, что бездействием администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившимся в непринятии мер по обеспечению искусственного уличного освещения на указанной улице, по которой осуществляется движение транспорта и пешеходов, в связи с исполнением законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории с. Нечаевка Мокшанского района Пензенской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Мокшанского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению искусственного уличного освещения проезжей части по ул. Пролетарская в районе домов № 1 - № 3, № 10 - № 16 с. Нечаевка Мокшанского района Пензенской области.
Обязать администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до 15 февраля 2013 года обеспечить искусственным уличным освещением проезжую часть по ул. Пролетарская в районе домов № 1 - № 3, № 10 - № 16 с. Нечаевка Мокшанского района Пензенской области.
Обязать администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области информацию о данном решении суда опубликовать в Вестях Комитета местного самоуправления Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в месячный срок посредством подачи апелляционной жалобы через Мокшанский районный суд.