Дело № 2-594/2018
Решение
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 года г. Саров
Саровский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи А.Л. Тарасова,
при секретаре Г.В. Швечковой,
с участием истца М.Ю. Лапина,
представителя ответчика МУ МВД России по ЗАТО г. Саров Н.В. Тиховодова, действующего на основании доверенности от ****,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лапина М. Ю. к МУ МВД России по ЗАТО г. Саров о компенсации морального вреда,
Установил:
М.Ю. Лапин обратился в суд с настоящим иском к МУ МВД России по ЗАТО г. Саров о компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что в период сентября 2016 года, октября 2016 года, 12 декабря 2016 года, 1 июня 2016 года он был этапирован в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров Нижегородской области в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России Нижегородской области. Истцу со стороны работников ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров не выдавался суточный рацион питания (сухпаек) и не предоставлялось питание перед этапированием, тем самым, истец оставался в указанные дни без питания, так как по приезду в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России Нижегородской области завтрак, обед и ужин проходил без него.
Истец полагает, что указанными действиями были нарушены его права.
По данному факту истец обращался в органы Прокуратуры РФ.
Истец просит взыскать в свою пользу с ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров Нижегородской области компенсацию морального вреда в размере 1600 рублей.
Определением Саровского городского суда от 19 апреля 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МВД РФ, Федеральное казначейство РФ.
В судебном заседании истец М.Ю. Лапин поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить, пояснив суду, что ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров нарушил его права на получение надлежащего питания.
Представитель ответчика МУ МВД России по ЗАТО г. Саров Н.В. Тиховодов с заявленными требованиями не согласился, в иске просил отказать, суду пояснил, что поскольку истец перед этапированием был обеспечен горячим питанием, сухпаек в указанные даты ему не предоставлялся. Кроме того, представитель пояснил, что истец, находясь в ИВС, каких-либо претензий относительно питания не заявлял. Представители ответчиков МВД РФ, Федерального казначейства РФ в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав истца, представителя ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, ст. ст. 17, 21, 53 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее по тексту - Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Статьей 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ установлено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 22. Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Деятельность ИВС также регламентирована приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел".
В соответствии с п. 42 вышеуказанных Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком (п. 152 Правил).
Пунктом 6.1 Инструкции МВД СССР от 06.11.1988 "Об организации питания осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, и лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, лечебно-воспитательных и воспитательных трудовых профилакториях МВД СССР" предусмотрено, что прием пищи производится по распорядку дня. Промежутки между приемами пищи не должны превышать 7 часов, не считая времени, отведенного для сна.
Норма индивидуального рациона питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при их этапировании, нахождении в судах установлена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.08.2005 N 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", в который входят хлеб или галеты, концентраты первых и вторых блюд, сахар, чай, ложка пластиковая, стакан полипропиленовый.
Из материалов дела следует, что истец М.Ю. Лапин содержался в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров в период с 14.09.2016 года по 16.09.2016 года; с 3.10.2016 года по 7.10.2016 года; с 10.12.2016 года по 12.12.2016 года; с 31.05.2017 года по 1.06.2017 года.
Согласно Журналу учета лиц, содержащихся в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров, истец М.Ю. Лапин был этапирован из ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России Нижегородской области.
Как следует из объяснений истца, в периоды его этапирования в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России Нижегородской области из ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров он не был обеспечен суточным рационом питания со стороны работников ИВС, ему не предоставляли питание перед этапированием.
Полагая, что его права нарушены, М.Ю. Лапин обратился в суд с настоящим иском, требуя компенсации морального вреда.
Суд, разрешая требования истца, с учетом приведенных доводов, оснований для их удовлетворения не усматривает в виду следующего.
Так, как отмечено выше, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием. Промежутки между приемами пищи не должны превышать семь часов.
Подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам, а в случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
Согласно Журналу учета выдачи пищи следственно-арестованным, содержащимся в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров, в дни этапирования М.Ю. Лапин был надлежащим образом обеспечен горячим питанием, что подтверждается его личными подписями. Каких-либо замечаний, жалоб М.Ю. Лапина относительно питания в журнале не имеется.
Как видно из журнала, 16.09.2016 года М.Ю. Лапин этапирован в ФКУ СИЗО-1 по Нижегородской области в 6 часов 30 минут, согласно журналу учета выдачи пищи, М.Ю. Лапин обеспечен горячим питанием (имеется подпись М.Ю. Лапина в графе «завтрак»).
.
7.10.2016 года М.Ю. Лапин этапирован в ФКУ СИЗО-1 по Нижегородской области в 6 часов 35 минут, согласно журналу учета выдачи пищи, М.Ю. Лапин обеспечен горячим питанием (имеется подпись М.Ю. Лапина в графе «завтрак»).
12.12.2016 года М.Ю. Лапин этапирован в ФКУ СИЗО-1 по Нижегородской области в 17 часов 00 минут, согласно журналу учета выдачи пищи, М.Ю. Лапин обеспечен горячим питанием (имеется подпись М.Ю. Лапина в графе «завтрак, обед, ужин»).
1.06.2017 года М.Ю. Лапин этапирован в ФКУ СИЗО-1 по Нижегородской области в 5 часов 30 минут, согласно журналу учета выдачи пищи, М.Ю. Лапин обеспечен горячим питанием (имеется подпись М.Ю. Лапина в графе «завтрак»).
Факт подписи в журнале учета выдачи пищи, М.Ю. Лапин в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела не оспаривал.
При таком положении, в рассматриваемом случае суд исходит и того, что истец в каждом приведенном периоде, перед отправкой на этапирование был надлежащим образом обеспечен горячим питанием.
Учитывая, что расстояние от ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров до ФКУ СИЗО-1 по Нижегородской области составляла менее 200 км., предоставление истцу сухпайка не требовалось.
Следовательно, учитывая выше приведенные нормы, а также продолжительность этапирования, составляющую менее пяти часов, нельзя сделать вывод о причинении истцу нравственных и физических страданий, ненадлежащими условиями при этапировании.
Также следует отметить, что с жалобами на необеспечения сухим пайком на время этапирования в период содержания в ИВС истец не обращался.
Кроме того, доводы истца М.Ю. Лапина относительно ненадлежащих условий при этапировании и не обеспечением сухпайками в период 12 декабря 2016 года, 1 июня 2017 года были предметом прокурорской проверки, по результатам которой М.Ю. Лапину был дан ответ, из содержания которого следует, что его обращение признано необоснованным. Ответ М.Ю. Лапину, вынесенный заместителем прокурора ЗАТО г. Саров советником юстиции АСВ, не оспорен.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании компенсации морального вреда, подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Лапина М. Ю. к МУ МВД Р. по ЗАТО г. Саров, Министерству внутренних дел РФ, Федеральному казначейству РФ о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме 18 мая 2018 года.
Судья ... А.Л. Тарасов
...
...
...