Гражданское дело №2-354/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи 26 сентября 2017 года
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи О.Ю. Шаталовой,
при секретаре Ю.А. Губеевой,
с участием:
истца Мирзоева ИО1.,
представителей ответчика ОМВД России по Магдагачинскому району - Печеньковой В.А., действующей по доверенности от 21 сентября 2017 года, Долинского М.М., действующего по доверенности от 21 сентября 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мирзоева ИО1 к ОМВД России по Магдагачинскому району о признании незаконным решения об отказе в приеме на службу,
УСТАНОВИЛ:
Истец Мирзоев ИО1 обратился в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к ОМВД России по Магдагачинскому району, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ года им в ГРЛС ОМВД России по Магдагачинскому району подан пакет документов для поступления на службу в органы внутренних дел.
После проверки службой собственной безопасности получено уведомление, согласно которому ОМВД России принято решение об отказе истцу в приеме на службу в органы внутренних дел, при этом, истцу неизвестно кем и когда было принято вышеуказанное решение и по каким причинам ему отказано в приеме на службу. С данным решением истец не согласен.
На основании изложенного, Мирзоев ИО1. просил суд признать незаконным решение ОМВД России по Магдагачинскому району об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел.
В судебном заседании истец Мирзоев ИО1. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил суду, что при трудоустройстве он представил следующие документы - диплом о высшем образовании, характеристику с последнего места работы, копию военного билета, трудовую книжку, первичную медицинскую комиссию, копию паспорта, страховое свидетельство, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, заполнил декларацию. В начале августа 2017 года по почте им получено решение об отказе в приеме на службу в ОМВД России по Магдагачинскому району. В уведомлении было указано, что принято решение об отказе в принятии на службу, причины отказа не были указаны, решения также не было. Считает, что преступность деяния, ранее совершенного им (по ст. <данные изъяты> УК РФ) была устранена.
Представитель ответчика Печенькова В.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ года Мирзоев ИО1 представил заявление о приеме на службу, и пакет документов, включавших в себя: заявление о приеме на службу, согласие о проведении проверок персональных данных Мирзоева ИО1 копия военного билета, паспорта, трудовой книжки, собственноручно заполненная анкета и автобиография. После приема документов была проведена проверка, по результатам проверки информационным центром ОМВД России и ФСБ России поступила информация, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Мирзоева ИО1 было прекращено уголовное дело по ст. <данные изъяты> УК РФ по амнистии, также ДД.ММ.ГГГГ Мирзоев ИО1 осужден мировым судьей по ст. <данные изъяты> УК РФ, Мирзоеву ИО1 назначен штраф в размере <данные изъяты> рублей с лишением права управлять транспортными средствами сроком на <данные изъяты>. По результатам проверки ФСБ России кандидат не рекомендован на службу в ОМВД. Также Мирзоев ИО1 привлекался к административной ответственности. На основании изложенного, учитывая требования Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» № 342 - ФЗ от 30.11.2011 года гражданин не может быть принят в ОВД в следующих случаях: если гражданин подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено по истечению срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее совершенного устранена уголовным законом. На сотрудника полиции накладываются следующие ограничения, обязанности, запреты связанные со службой в ОВД: осуждение по приговору суда, вступившего в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной, прекращение уголовного преследования вследствие акта об амнистии. ДД.ММ.ГГГГ кандидату за подписью начальника ОМВД России по Магдагачинскому району было направлено уведомление об отказе в приеме на службу. Порядок направления уведомления регламентирован приказом ОМВД № 595 от 18.07.2014 года. Кроме того, при составлении анкеты и автобиографии истцом было указано, что в отношении него прекращалось уголовное дело по ст. <данные изъяты> УК РФ, но не отражено, что Мирзоев ИО1 был осужден по ст. <данные изъяты> УК РФ. В автобиографии указано, что судимости родственника и своей не имеет. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении иска Мирзоева ИО1 отказать.
Представитель ответчика Долинский М.М. в судебном заседании исковые требования не признал, доводы, изложенные представителем ОМВД России по Магдагачинскому району - Печеньковой В.А., поддержал в полном объеме, просил суд в удовлетворении иска Мирзоева Р.М. – отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Заявленными исковыми требованиями, рассматриваемыми в рамках настоящего гражданского дела, являются исковые требования Мирзоева ИО1 к ОМВД России по Магдагачинскому району о признании незаконным решения об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел РФ.
Согласно ст.34 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.ст.1,2,10 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел определяется настоящим Федеральным законом и федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в органах внутренних дел.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с п.10 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).
Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.
При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 Кодекса); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса).
Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.
Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.
Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).
Из материалов дела и пояснений сторон в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мирзоев ИО1. обратился к заместителю начальника УМВД России – начальнику СУ УМВД России по Амурской области с заявлением о приеме на службу в органы внутренних дел на должность следователя следственного отделения ОМВД России по Магдагачинскому району. Решением начальника ОМВД России по Магдагачинскому району от ДД.ММ.ГГГГ Мирзоеву ИО1. отказано в приеме на службу в органы внутренних дел.
Порядок приема граждан на службу в органы внутренних дел, требования, предъявляемые к кандидатам, предусмотрены также Инструкцией о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 18.07.2014 г. N 595.
Основной целью отбора граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является прием на службу в органы внутренних дел граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
После окончания проверки сотрудником, которому поручена организация ее проведения, составляется заключение по результатам проверки сведений, сообщенных кандидатом (рекомендуемый образец заключения - приложение N 4 к настоящей Инструкции). В заключении указываются сведения о наличии или отсутствии обстоятельств, препятствующих поступлению на службу. Заключение действительно в течение года с момента принятия руководителем (начальником), уполномоченным принимать решение по документам, соответствующего решения по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином.
По результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом, с учетом заключения о профессиональной психологической пригодности, заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства руководителем (начальником), уполномоченным принимать решение по документам, принимается одно из следующих решений: об отказе кандидату в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования системы МВД России для обучения по очной форме.
Так, по результатам проверки, проведенной в отношении Мирзоева ИО1. выявлены факты привлечения Мирзоева ИО1. к административной ответственности по ст.<данные изъяты> КоАП РФ, а также к уголовной ответственности по <данные изъяты> УК РФ, ст.<данные изъяты> УК РФ.
Вместе с тем, из материалов дела установлено, что уголовное дело № по обвинению Мирзоева ИО1 в совершении преступления, предусмотренного п. п. <данные изъяты> УК РФ, прекращено на основании п.<данные изъяты> УПК РСФСР, в связи с актом амнистии. Производство по уголовному делу № по обвинению Мирзоева ИО1 в совершении преступления, предусмотренного ст.<данные изъяты> УК РФ, прекращено на основании п.<данные изъяты> УПК РФ в связи с отсутствием в его деянии состава преступления.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в следующих случаях: осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной; прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
В соответствии с п.5 ст. 17 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях, если он подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
Учитывая то, что уголовное дело по обвинению Мирзоева ИО1 в совершении преступления, предусмотренного п. п. <данные изъяты> УК РФ, прекращено вследствие акта об амнистии и на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее совершенного истцом, не была устранена уголовным законом, истцу правомерно отказано в приеме на службу в органы внутренних дел РФ.
Кроме этого, суд считает необходимым отметить следующее. Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц.
С учетом того, что закон предоставляет не только право гражданину претендовать на должности полиции, но и право работодателя выбирать сотрудников в соответствии с их деловыми и моральными качествами, необходимыми для службы в полиции, суд, исходя из объективно установленных фактов нарушения истцом законодательства, приходит к выводу о несоответствии деловых и моральных качеств Мирзоева ИО1 к службе в органах внутренних дел.
При таких обстоятельствах, решение ОМВД России по Магдагачинскому району об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ является законным, оснований для удовлетворения искового заявления Мирзоева ИО1 – не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Мирзоева ИО1 к ОМВД России по Магдагачинскому району о признании незаконным решения об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Шаталова
Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2017 года.