Дело 2-321/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Знатновой Н.В.,
при секретаре Сун Е.А.
с участием:
истца --8
представителя ответчика администрации -- --1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Горбачёва --3 к администрации --, администрации -- сельсовета --, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерству финансов -- о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в -- года на территории -- сельсовета --, обязывании включения в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в -- года на территории -- сельсовета --, финансовой помощи по частичной утрате имущества,
Установил:
--7 --3 обратился в суд с соответствующим иском к ответчикам.
Исковое заявление мотивировано тем, что в результате чрезвычайной ситуации – обильных ливней, продолжавшихся длительное время на территории -- сельсовета -- жилой дом, расположенный по -- был подтоплен. В результате подтопления испорчено принадлежащее имущество, пострадал дом, в котором он проживает: подмыт фундамент с южной стороны, бетонные стены подполья разломаны, остальные стены в подполье имеют большое количество трещин, местами осыпался бетон. Он является собственником указанного жилого дома на основании свидетельства о государственной регистрации права от --. Принимая во внимание факт постоянного его проживания в указанном доме, в том числе на момента чрезвычайной ситуации, факт порчи принадлежащего ему имущества, он обращались в администрацию -- сельсовета -- с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи по частичной утрате имущества. Однако, несмотря на то, что он был включен в указанный список, после повторного обследования жилого дома администрация -- отказала ему во включении в список пострадавших для оказания финансовой помощи.
Просит суд признать пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в -- года на территории -- сельсовета --, обязать включить в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в -- года на территории -- сельсовета --, финансовой помощи по частичной утрате имущества.
В судебном заседании истец --6 --3 поддержал заявленные требования, пояснил, что он проживает в --. На момент наводнения в -- года он также проживал в жилом доме. После наводнения в -- года, сопровождавшегося обильными ливнями, пострадало его имущество: подмыт фундамент с южной стороны дома из-за чего вода просочилась в подполье и бетонные стены подполья разломаны, остальные стены в подполье имеют большое количество трещин, местами осыпался бетон. Пострадало только подполье, жилой дом не пострадал. -- администрацией -- сельсовета был составлен акт обследования дома, он был включен в список пострадавших. Затем был проведен повторный осмотр дома. По заключению межведомственной комиссии администрации -- от -- была установлена частичная утрата имущества. Он обращался в администрацию -- с целью включения его в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. -- ему было отказано в связи с тем, что не установлен факт частичной утраты имущества. Жилой дом принадлежит ему на основании свидетельства о государственной регистрации права от --.
Просил суд признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в -- года и обязать администрацию -- включить его в список пострадавших для получения финансовой помощи по частичной утрате имущества, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель ответчика администрации -- --1 просила разрешить вопрос на усмотрение суда. Из отзыва на иск от -- исх. -- следует, что они с комиссией осматривали жилое помещение истца и действительно обнаружили те повреждения, которые указаны в акте от -- года. Согласно заключению межведомственной комиссии имущество утрачено частично, сумма финансовой помощи составляет 150000 рублей.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации -- сельсовета -- --2 не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В своем отзыве на иск указал, что в соответствии с Методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в -- года на территории -- (протокол заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности -- от -- года) администрация сельсовета после проведенного обследования по адресу: --, признала истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включила его и членов его семьи в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Поэтому в части признания истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации он признает исковые требования. Данный список был направлен в Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты --.
Поэтому считает, что администрация сельсовета исполнила все обязанности, возложенные Методическим рекомендациями на администрацию при проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, произошедшей в -- года на территории --.
Министерство же отказало в приеме списка на основании того, что у них возникли сомнения в действительности нанесенного ущерба.
В связи с этим протоколом заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности -- от -- на органы местного самоуправления муниципальных районов были возложены следующие функции: создание комиссии по повторному обследованию поврежденного имущества граждан, обследование поврежденного имущества и формирование списка граждан данной категории.
На этом основании -- комиссией при администрации -- было проведено обследование жилого помещения истцов и подтверждено право истцов на получение финансовой помощи.
Пунктом 9 протокола заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности -- от -- года, так же установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов проводят повторные обследования и предоставляют списки граждан на получение финансовой помощи.
Из этого следует, что на данный момент списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных районов, а не администрацией Новокиевского сельсовета, так как на данный момент у администрации сельсовета нет полномочий по формированию повторных списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Кроме того, администрация сельсовета считает, что не нарушила никаких прав истца, так как администрация сельсовета признала его и членов его семьи пострадавшими и включила их в список пострадавших граждан, а не включение истца в повторный список произошло из-за действий администрации --, а не сельсовета. Просил суд в исковых требованиях к администрации Новокиевского сельсовета отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерства финансов -- не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, представитель --4 просила рассмотреть дело в её отсутствие на основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика- администрации Новокиевского сельсовета --, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерства финансов --.
Выслушав истца Горбачёва С.В., представителя ответчика администрации ----1, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования истца незаконными и потому не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам, представленным суду.
Распоряжением губернатора -- от -- № -- в целях защиты населения и территорий -- в -- введен режим чрезвычайной ситуации.
На территории Новокиевского сельсовета -- режим чрезвычайной ситуации был введен со -- решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации --.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № -- «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).
Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от -- № -- «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Постановлением -- от -- -- установлен Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда --.
В настоящее время также действует Указ Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях --».
Для реализации пункта 6 названного Указа Президента РФ -- принято постановление от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета» ( действующее на момент рассматриваемых правоотношений), которым утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в -- г., помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями -- - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях --» предусмотрено Правительству Российской Федерации до -- принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в -- года на территории --, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в -- г. на территории --, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
По смыслу ст. 18 Федерального закона от -- № ---ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право на компенсацию гражданам ущерба их имуществу, из чего следует, что такие выплаты возможны только собственнику поврежденного имущества.
В качестве доказательства владения жилым домом истец представил свидетельство о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от --, право зарегистрировано на основании договора купли-продажи от -- года. Из чего следует, что истец является собственником жилого дома по --.
Из требований приведенных выше правовых актов следует, что соответствующая единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в -- г., у которых пострадало личное имущество, находящееся в указанном жилом доме или на придомовом участке; а финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается таким гражданам в случае повреждения их жилого помещения.
Согласно акта осмотра жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, обильного выпадения осадков от --, комиссией из депутатов -- сельсовета народных депутатов -- было установлено: визуальный уровень воды 1 метр, размыты внутренние завалинки, разрушены стены подполья из цемента, грунт подполья сырой, образовался грибковый налет, требуется ремонт подполья.
Из данного акта по существу рассматриваемого иска усматривается лишь подтопление подполья дома истца с соответствующим вымыванием грунта и повышением влажности, однако каких-либо конкретных повреждений конструктивных элементов указанного жилого помещения вследствие такого подтопления, которые бы являлись основанием для выплаты истцу финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, этим актом объективно не установлено.
Кроме того, судом исследован акт обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, обильного выпадения осадков от --, составленного межведомственной комиссией и утвержденного главой администрации --, согласно которому имуществу истца причинен следующий ущерб: подмыв фундамента, с южной стороны бетонные стены подполья разломаны, остальные стены имеют большое количество трещин, местами бетон осыпался. Комиссия пришла к выводу о том, что имущество утрачено частично, сумма финансовой помощи составляет 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Однако, в данном акте также отражено лишь подтопление подполья дома истца, без видимых повреждений конструктивных элементов указанного жилого помещения.
Все вышеуказанные комиссионные акты составлены специальными правомочными комиссиями, созданными для осмотра имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории -- сельсовета и территории --, в соответствии с действующим законодательством и Методическими рекомендациями. Сомнений у суда данные акты не вызывают и суд их признает достоверными и допустимыми доказательствами.
Кроме того, как пояснил в суде истец кроме подполья другого имущества не пострадало, в жилом доме ничего не пострадало.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
В силу ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Таким образом, подполье к жилому помещению или жилому дому не относится.
Само по себе обстоятельство подтопления подполья жилого дома по месту жительства истца не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку оно не подтверждает повреждения конструктивных элементов жилого помещения, необходимого для возникновения у собственника данного помещения права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
В силу ч. 1, 2, 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, истец --3 в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил суду доказательств повреждения конструктивных элементов жилого дома в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- сельсовета -- в -- года.
Учитывая, что истцом не доказан факт повреждений принадлежащего ему имущества на праве собственности в результате чрезвычайной ситуации, исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
В исковых требованиях --3 к администрации --, администрации -- сельсовета --, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерству финансов -- о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в -- года на территории -- сельсовета --, обязывании включения в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшем в -- года на территории -- сельсовета --, финансовой помощи по частичной утрате имущества отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурском областном суде через Мазановский районный суд -- в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивировочная часть решения будет изготовлена в течение пяти суток, то есть до -- года. Стороны вправе ознакомиться с мотивированным решением -- года.
Судья: Н.В. Знатнова
Мотивированное решение изготовлено --