ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ессентуки «08» ноября 2016 года
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Казанчева В.Т.,
при секретаре Попове К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО2 о взыскании денежных средств по договору о совместной деятельности и судебных расходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании денежных средств по договору о совместной деятельности в размере *** рублей, и судебных расходов.
В последующем истец в порядке ст. 39 ГПК РФ дополнил исковые требования, просит взыскать с ответчика ФИО2 компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
В обоснование заявленных требований истцом указано следующее.
Между ФИО2, ФИО2 и ФИО2 *** заключен договор о совместной деятельности, в рамках которого, последнему были переданы денежные средства в размере *** рублей, в подтверждение чего, составлен акт передачи денежных средств от ***.
Как следует из пункта 4.1.6 указанного договора, ФИО2 взял на себя обязательство вернуть ФИО2 полученные денежные средства в течение 30-ти дней после получения письменного предупреждения о прекращении совместной деятельности.
Такое предупреждение было направлено представителем истца в адрес ответчика телеграммой от ***. Между тем, указанное обязательство до настоящего момента не исполнено.
При таких обстоятельствах, у ФИО2 имеется неисполненное денежное обязательство перед ФИО2, основанное на сделке, совершенной в простой письменной форме, срок исполнения которого наступил.
В соответствии с требованиями ст. 309 ГК РФ, обязательства исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с требованиями ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах, денежная сумма в размере 230 000 подлежит взысканию с ФИО2 в пользу ФИО2 в качестве возмещения по договору о совместной деятельности от ***.
На основании изложенного, просит взыскать с ФИО2 сумму в размере *** рублей в качестве возмещения по договору о совместной деятельности от ***, компенсацию морального вреда в размере *** рублей, судебные расходы.
Истец ФИО2, его представитель ФИО2, третье лицо ФИО2, в судебное заседание не явились. Истцом и его представителем представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему выводу.
*** между ФИО2, ФИО2 (далее по тексту Сторона - 1) с одной стороны и ФИО2 (сторона-2) с другой стороны, заключен договор о совместной деятельности, согласно условиям которого, стороны договорились совместно организовать деятельность по оказанию услуг в сфере общественного питания и культурного досуга.
Согласно п. 3.1.1. Договора, стороны определили, что в течение десяти дней с момента подписания Договора, Сторона-1 передает Стороне-2 во временное пользование наличные денежные средства в размере *** рублей для организации совместной деятельности.
На основании п. 5.2 Договора руководство совместной деятельностью по Договору, а также ведение общих дел поручается Стороне-2.
В соответствии с п.7.1 Договора прибыль, являющаяся результатом совместной деятельности, принятая за 100%, распределяется по 50% пропорционально вкладам сторон.
Согласно п. 9.4 Договора, его действие прекращается по заявлению одной из сторон в случае неисполнения второй стороной своих обязательств. В данном случае все невыгодные последствия расторжения ложатся на виновную сторону.
Пунктом 4.1.6 Договора предусмотрено, что в случае получения письменного предупреждения от Стороны-1 о прекращении совместной деятельности, Сторона-2 обязана в течение 30 дней после получения такого уведомления вернуть Стороне-1 кредитные денежные средства в размере 230 000 рублей, не считая прибыли от совместной деятельности.
Согласно представленному в материалы дела акту передачи денежных средств, *** ФИО2 и ФИО2 передали ФИО2 *** рублей во временной пользование на условиях Договора о совместной деятельности от ***.
Обстоятельств неполучения от ФИО2 и ФИО2 денежных средств на сумму *** рублей, ответчиком суду не представлено.
*** ФИО2 направил в адрес ФИО2 телеграмму о прекращении совместной деятельности по договору от *** с требованием вернуть ему денежные средства в размере *** рублей в соответствии с п. 4.1.6.
Согласно извещению от *** телеграмма адресату не доставлена в связи с тем, что дверь квартиры ФИО2 не открывают, за извещением о получении телеграммы адресат не является.
Доказательств исполнения п. 4.1.6 договора и возврата внесенных истцом денежных средств после направления указанного извещения о прекращении совместной деятельности, ответчиком не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе. (ч. 4 ст. 166 ГК)
В соответствии с ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения
В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели; сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
С учетом изложенного, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходит из того обстоятельства, что на момент заключения договора от *** ФИО2 и ФИО2 не являлись индивидуальными предпринимателями, следовательно, договор о совместной действительности от ***, заключенный между сторонами, является ничтожной сделкой, поскольку не соответствует требованиям ст. 1041 ГК РФ.
Учитывая, что в соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания с ответчика в пользу истца внесенных последним денежных средств по недействительной сделке в размере *** рублей.
Рассматривая требования истца ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда, причиненные ответчиком в виде переживаний, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом условий: 1) страданий, т.е. морального вреда как последствий нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага; 2) неправомерного действия причинителя вреда; 3) причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом; 4) вины причинителя вреда. Наличие причинной связи между противоправными действиями и моральным вредом предполагает, что противоправное действие должно быть необходимым условием наступления негативных последствий в виде физических или нравственных страданий.
Постановлением Пленума ВС РФ № 10 от 20 декабря 1994 года определен предмет доказывания по спорам, связанным с компенсацией морального вреда: «суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора».
Разрешая требования о взыскании с ФИО2 в пользу ФИО2 компенсации морального вреда, суд учитывает, что данный моральный вред связан с имущественным ущербом пострадавшей стороны, причиненным в результате не возврата денежных средств по договору, а взыскание такой компенсации по данной категории дел законом не предусмотрено, в силу чего, его исковые требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, как не основанные на законе.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика понесенных судебных расходов. Данные расходы истцом не определены и не оценены.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Перечень судебных издержек исчерпывающим образом законодателем не определен. Статья 94 ГПК РФ к таковым, в частности, относит расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимые расходы.
В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17 июля 2007 года № 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому, в ч. 1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
В рассматриваемом случае документы, в подтверждение несения истцом соответствующих расходов, не представлены, при этом, отсутствие указанных документов не позволяют суду определить сумму, подлежащую взысканию с ответчиков. Исковые требования в указанной части являются не доказанными, по причине чего в их удовлетворении подлежит отказать.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае, взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 400 руб. (ст. 103 ч. 1 ГПК РФ, ст. 333.19 ч. 1 п. 1 НК РФ)
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 233-237 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ *** ░ ░░░░░░░ *** ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ *** ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ *** ░░░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ *** ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░