Дело № 2-728/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2013 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,
при секретаре Фарраховой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Метелева ФИО6 о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома,
у с т а н о в и л :
Метелев А.А. (далее по тексту – заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее по тексту — ГУАиГ ) в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Требования иска мотивированы тем, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом с пристройками и постройками по адресу: <адрес>. Заявитель обратился в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. 14.12.2012 г. № 01-07/3953 заявитель получил отказ в выдаче такого разрешения со ссылкой на то, что вышеуказанный земельный участок – часть 1 - расположен в зоне Ж-1 – зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности ( 5-9 этажей и выше), часть 2 – в красных линиях, на которые действие градостроительного регламента не распространяется. Полагая, что указанный отказ является незаконным, так как он не соответствуют закону, ограничивает права заявителя как собственника земельного участка на владение, пользование и распоряжение имуществом, на основании положений ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее - ГК РФ), ст. ст. 56, 40 Земельного кодекса РФ Метелев А.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Заявитель Метелев А.А. в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Судом дело рассмотрено в порядке ст. 257 ГПК РФ в его в отсутствие.
Представитель заявителя Метелева А.А.– Калетин Р.В., действующий на основании доверенности, требования изложенные в заявлении поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации г. Ижевска, ГУАиГ – Зимина М.А., действующая на основании доверенности, в суд не явилась, представила заявление согласно которого просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУАиГ, представила письменный отзыв на заявление, согласно которого указала, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства ( п. 8 ст. 1 ЗК РФ). Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344, устанавливает границы территориальных зон и градостроительный регламент (разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны. Строительство новых объектов должно осуществлять в соответствии с требования градостроительных регламентов. Правовой режим конкретного земельного участка находит отражение градостроительном плане земельного участка, который выполняется на основании Правил землепользования и застройки. Земельный участок по адресу: <адрес>, расположен в территориальной зоне Ж-1 - зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности ( 5-9 этажей и выше ), для которой размещение индивидуальных жилых домов не является видом разрешенного использования земельных участков, новое строительство таких объектов не допускается. Кроме того, большая часть земельного участка расположена в красных линиях, на которую действие градостроительного регламента не распространяется. Постановлением Администрации г. Ижевска от 03.07.2008 г. № 503 был утвержден проект планировки территории 6 микрорайона Северо-Западного жилого района в Октябрьском районе г. Ижевска. Посредством проектов планировки можно фиксировать сложившиеся границы « публичных» и « частных» земель, так и менять соотношение между ними путем утверждения, например предложений по расширению улиц, проездов, прокладке новых автомобильных дорог, в том числе проходящим по земельным участкам, находящимся в собственности физических и юридических лиц. Утвержденные в составе проекта планировки красные линии должны в этом случае рассматриваться как основание для последующего принятия ( в случае необходимости) решений о резервировании, выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется на основании документации по планировке территории.
Градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, подготовлен в соответствии с утвержденным Постановлением Администрации г. Ижевска от 03.07.2008 г. № 503 проектом планировки территории 6 микрорайона Северо-Западного жилого района в Октябрьском районе г. Ижевска.
Судом дело в порядке ст. 257 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие заявителя, представителя лица, действия которого обжалуются.
Исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
05.05.2012 г. Метелев А.А. на основании договора купли-продажи приобрел земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии 18 АБ № 544745 Метелеву А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 793 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.
06.12.2012 г. Метелев А.А. обратился в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.
20.04.2011 г. Постановлением Администрации г. Ижевска № 359/6 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 18:26:010239:29 по <адрес>.
14.12.2012 г. ГУАиГ письмом за №01-07/3953 отказало Метелеву А.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, мотивировав свой отказ тем, что вышеуказанный земельный участок: часть 1 - расположена в зоне Ж-1 - зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности ( 5-9 этажей и выше ), большая часть 2 – расположена в красных линиях ул. Школьная, обозначающих территории общего пользования, предусмотренных для планируемого развития улично-дорожной сети города. Градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007 г. № 344, не предусматривает в зоне Ж-1 строительство или реконструкцию малоэтажных жилых домов для проживания одной семьи. На часть земельного участка в красных линиях действие градостроительного регламента не распространяется.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 28.12.2010 г. № 1800/501/01-214887, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 18:26:0101239 в графе 9: «разрешенное использование» указано: « Эксплуатация и обслуживание жилого дома».
Постановлением Администрации г. Ижевска от 03.07.2008 г. № 503 « Об утверждении проекта планировки территории 6 микрорайона Северо-Западного жилого района в Октябрьском районе» утвержден указанный проект планировки, срок реализации проекта установлен – 10 лет.
Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, представленных сторонами документов, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.
Заявление Метелева А.А. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ - заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.
В силу статьи 13 Гражданского Российской Федерации - ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" определено, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с выдачей разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
При рассмотрении настоящего дела указанные условия нашли свое подтверждение.
ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 121 (далее по тексту – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования « Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.
Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с п. 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор города Ижевска обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.
Согласно п. 3.6 Положения о ГУАиГ начальник ГУАиГ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
В соответствии с п. 3.2.11 должностной инструкции заместитель начальника ГУАиГ руководит работой по подготовке и выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ и его заместители вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство заявителем не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.
На основании ст. 209 ГК РФ, Метелев А.А., являясь собственником земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласноположениям статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В судебном заседании установлено, что Метелев А.А. владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 793 кв.м., который согласно свидетельства о праве собственности находится на землях населенных пунктов, предназначен в соответствии с разрешенным использованием для эксплуатации и обслуживания жилого дома.
Строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению.
Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 Градостроительного кодекса РФ ( далее – ГрК РФ), согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК РФ), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.
06.12.2012 г. Метелев А.А. обратился с заявлением установленной ГУАиГ формы с просьбой выдать разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, однако получил отказ, который был мотивирован тем, что земельный участок: часть 1- расположен в зоне Ж-1 - зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности ( 5-9 этажей и выше ), большая часть 2 – расположена в красных линиях. Градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007 г. № 344, не предусматривает в зоне Ж-1 строительство или реконструкцию малоэтажных жилых домов для проживания одной семьи. На часть земельного участка в красных линиях действие градостроительного регламента не распространяется.
Схема размещения индивидуального жилого дома Метелевым А.А. была передана для утверждения вместе с заявлением о выдаче разрешения для строительства индивидуального жилого дома <дата>
Вместе с тем перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, содержащийся в статье 51 ГрК РФ является закрытым. Основание, указанное в письме заявителю в ст. 51 ГрК РФ отсутствует.
Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьей 85 ЗК РФ – в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах ( в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).
Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Судом установлено, что земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий заявителю на праве собственности, расположен в жилой зоне и предназначен для жилой застройки.
Из кадастрового плана земельного участка следует, что он расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания жилого дома.
Таким образом, противоречий между указанным в документах на землю разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования истцом земельного участка не усматривается.
Отказывая в выдаче разрешения на строительство, ГУАиГ указало, что разрешенное использование земельного участка не позволяет осуществлять на нем строительство индивидуального жилого дома. Однако нормы ГрК РФ и ЗК РФ не содержат такого запрета, поскольку земельный участок заявителя расположен в зоне жилой застройки, т.е. в силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ предназначен для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.
Градостроительный план земельного участка действительно содержит указание о расположении земельного участка в красных линиях. Однако в силу положений ст. 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка не является способом ограничения прав собственника.
Целью разработки Правил землепользования и застройки от 27.11.2007г. №344, как указано в Преамбуле, является обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства и обеспечение равенства участников градостроительных отношений, необходимость учета в градостроительных регламентах фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться, в том числе, с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Пунктом 8 ст. 36 ГрК РФ, п.6 ст.7 Правил землепользования и застройки от 27.11.2007г. №344 установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Положения Правил не содержат какие-либо конкретные сроки приведения видов разрешенного использования земли в соответствие с месторасположением планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий, как и не содержат ограничения прав собственников индивидуальных жилых домов по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от планируемого прохождения красных линий.
Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участка заявителя, в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем указано в свидетельстве о праве собственности на земельный участок, кадастровом плане земельного участка.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пункт 12 вышеприведенной нормы к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Из кадастрового плана не следует, что земельный участок расположен на землях общего пользования. Красные линии в рассматриваемом случае являются планируемыми, а не существующими.
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем красные линии, на наличие которых ссылается орган местного самоуправления, в установленном законом порядке не зарегистрированы.
Учитывая то, что земельный участок первоначально использовался под индивидуальное жилищное строительство, никогда не являлся местом общего пользования, а также отсутствие государственной регистрации красных линий, отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома является незаконным.
Представленное Постановление Администрации г. Ижевска от 03.07.2008 г. № 503 « Об утверждении проекта планировки территории 6 микрорайона Северо-Западного жилого района в Октябрьском районе», которым утвержден указанный проект планировки также не содержит каких-либо указаний на ограничение прав собственником земельных участков до момента изъятия земельных участков для муниципальных нужд.
Оспариваемый отказ нарушает права заявителя, предусмотренные статьи209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создает препятствия к осуществлению его прав на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и статей 40 ЗК РФ.
В силу статьи 256 ГПК РФ - гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, при этом пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В суд с заявлением Метелев А.А. обратился 24.09.2011 г. При этом в ходе судебного заседания установлено, что отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома ГУАиГ направлен заявителю 14.12.2012 г. Исходя из изложенного судом установлено, что истец обратился в суд без пропуска установленного законом 3-х месячного срока.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует части 13 статьи 51 ГрК РФ, нарушает права заявителя и создает препятствия к осуществлению его прав, следовательно, подлежат признанию незаконным, с последующим восстановлением нарушенного права заявителя - возложением на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанности выдать Метелеву А.А. разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ,
суд
Р е ш и л :
Исковое заявление Метелева ФИО8 о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска от 14 декабря 2012 года за <номер> о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.
Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанность устранить в полном объеме нарушение прав Метелева ФИО9 путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение одного месяца со дня изготовления решения.
Решение изготовлено и подписано судьей в совещательной комнате.
Судья- Ю.В. Фролова