к<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
1 июня 2021 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Занина К.А.,
при помощнике судьи Прокудине В.А.,
с участием представителя военного прокурора Воронежского гарнизона - старшего помощника военного прокурора Воронежского гарнизона майора юстиции Лаптейкова Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Кащенко <данные изъяты> о взыскании денежных средств,
установил:
Военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в военный суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Кащенко о взыскании денежных средств, в котором указал, что ответчику для приобретения жилого помещения на территории Воронежской области на состав семьи три человека 29 апреля 2010 года был выдан Государственный жилищный сертификат (далее - ГЖС) серии <данные изъяты> на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 1512 000 рублей, который был реализован им путем приобретения на основании договора купли-продажи от 27 мая 2010 года жилого помещения, расположенного по адресу: г. Воронеж, <данные изъяты>. 31 мая 2010 года Кащенко и членами его семьи зарегистрировано право собственности на данное жилое помещение. При этом, Кащенко в соответствии со ст.53 ЖК РФ не мог быть обеспечен от Министерства обороны РФ жилым помещением, в том числе путем предоставления государственного жилищного сертификата, в течении пяти лет, то есть до 30 октября 2012 года, поскольку он 30 октября 2007 года, являясь собственником жилого дома, расположенного в гор. Бутурлиновка Воронежской области, общей площадью 53,7 кв.м., продал указанное жилое помещения отцу своей супруги. При этом, Кащенко скрыл указанные сведения от жилищной комиссии и Борисоглебской КЭЧ района, что повлекло незаконное предоставление ему ГЖС.
В связи с этим военный прокурор Воронежского гарнизона просил суд взыскать с Кащенко в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации неосновательное обогащение в размере 1512000 рублей.
Представитель военного прокурора Воронежского гарнизона Лаптейков настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель Министерства обороны РФ Тагизаде, будучи надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыла, просила рассмотреть дело без ее участия и удовлетворить исковые требования.
Ответчик Кащенко, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия.
Заслушав представителя военного прокурора Воронежского гарнизона Лаптейкова и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 20 июня 2011 г. № 112 Кащенко, уволенный с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с 23 августа 2011 г. исключен из списков личного состава части с выслугой на военной службе в календарном исчислении более 26 лет.
Согласно рапорту Кащенко на имя начальника ФГКЭУ «Борисоглебской КЭЧ района» он просил включить его в программу для приобретения жилья посредством ГЖС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 с учётом супруги Кащенко И.В. и дочери Кащенко И.С.
В соответствии с выпиской из домовой книги дома <данные изъяты> Бутурлиновского района Воронежской области, Кащенко и его супруга Кащенко И.В. зарегистрировались по данному адресу в октябре 2007 года, а их дочь Кащенко И.С. зарегистрировалась по данному адресу в ноябре 2007 года. При этом в выписке указан предыдущий адрес места жительства Кащенко и его супруги - г. Бутурлиновка, <данные изъяты>
В соответствии с выпиской из протокола № 82 заседания жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от 21 августа 2009 года старший прапорщик Кащенко признан участником программы ГЖС на 2010 год.
Из приложения к списку граждан - получателей (списку граждан, включенных в резерв на получение) ГЖС в 2010 году следует, что Кащенко принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений 29 апреля 2008 года.
Из справки о проверке жилищных условий следует, что в ходе проверки комиссией войсковой части <данные изъяты> жилищных условий Кащенко было установлено, что он вместе с супругой и дочерью проживает жилом доме, общей площадью 29,8 кв.м., по адресу: г. Бутурлиновка, <данные изъяты>, принадлежащей гражданке Якименко. В связи с чем, комиссией сделан вывод о том, что Кащенко нуждается в обеспечении постоянным жилым помещением путем предоставления ГЖС.
Из копии паспорта Кащенко следует, что он с октября 2007 года по апрель 2012 г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Воронежская область, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>, а с апреля 2012 г. по адресу: Воронежская область, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>
Согласно копии паспорта Кащенко И.В. - супруги ответчика она была зарегистрирована с октября 2007 года по апрель 2012 г. по месту жительства по адресу: Воронежская область, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>, а с апреля 2012 г. по адресу: Воронежская область, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, Кащенко 30 октября 2007 года на основании свидетельства о праве на наследство и договора дарения зарегистрировал право собственности на жилое помещение по адресу: Воронежская область, Бутурлиновский район, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>, общей площадью 53,7 кв.м.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, Кащенко 30 октября 2007 года передано Бондаренко В.П. право собственности на жилое помещение по адресу: Воронежская область, Бутурлиновский район, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>, общей площадью 53,7 кв.м., а с 23 апреля 2012 года указанное жилое помещение является собственностью супруги ответчика на основании свидетельства о права на наследство по завещанию.
Согласно корешку государственного жилищного сертификата серии <данные изъяты>, выданному 9 апреля 2010 г., Кащенко предоставлена социальная выплата в размере 1512000 рублей для приобретения жилого помещения общей площадью 54 кв.м. на территории Воронежской области с учётом 2 совместно проживающих с ним членов его семьи из расчёта норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья 28000 рублей. 29 апреля 2010 года Кащенко получил указанный жилищный сертификат.
Как следует из договора купли-продажи от 27 мая 2010 года, Кащенко, Кащенко И.В. и Кащенко И.С. приобрели по 1/3 доли каждому квартиру <данные изъяты> в гор. Воронеже. При этом, стоимость квартиры составляет 1512000 рублей и оплата подлежит по государственному жилищному сертификату серии <данные изъяты>, выданному Министерством обороны РФ.
Согласно выпискам из единого реестра недвижимости (росреестра), Кащенко и члены его семьи приобрели по 1/3 доли каждому квартиру <данные изъяты> в гор. Воронеже.
Как следует из объяснения Кащенко от 20 февраля 2021 года, он не уведомлял председателя и членов жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> о том, что у него 30 октября 2007 года имелось жилое помещение, расположенное по адресу: Воронежская область, гор. Бутурлиновка, <данные изъяты>, и 21 сентября 2009 года на основании поданного им рапорта он был признан с членами семьи нуждающимся в жилом помещении и включен в список участников программы ГЖС. При этом, он также не сообщал должностным лицам войсковых частей <данные изъяты>, <данные изъяты> и ФГ КЭУ «Борисоглебская КЭЧ района» МО РФ, о том, что у него ранее 2009 года имелось указанное жилое помещение. Помимо того, он осознает, что скрыл от указанных должностных лиц указанное обстоятельство и совершил их обман.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 24 февраля 2021 года следует, что в возбуждении уголовного дела в отношении Кащенко по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, было отказано в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
В соответствии с п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее - Правила).
Согласно подпункту “а” пункта 5, пункту 6 Правил, право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п.16 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года №80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» (действующей до 8 ноября 2010 года), военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.
В соответствии с Законом Воронежской области от 9 октября 2007 года №93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Воронежской области составляет 11 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что 29 апреля 2008 года Кащенко был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, а 21 августа 2009 года решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> Кащенко признан участником программы ГЖС на 2010 год. 29 апреля 2010 года Кащенко был выдан ГЖС серии <данные изъяты> и ему предоставлена социальная выплата в размере 1512000 рублей для приобретения жилого помещения общей площадью 54 кв.м. на территории Воронежской области с учётом 2 совместно проживающих с ним членов его семьи из расчёта норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья 28000 рублей.
Однако 30 октября 2007 года Кащенко на основании свидетельства о права на наследство зарегистрировал право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Воронежская область, Бутурлиновский район, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>, и в тот же день продал данное жилое помещение отцу своей супруги, о чем он не уведомил при постановке на жилищный учет жилищную комиссию войсковой части <данные изъяты>, а также должностных лиц войсковых частей <данные изъяты>, <данные изъяты> и ФГ КЭУ «Борисоглебская КЭЧ района» МО РФ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Кащенко и члены его семьи (супруга и дочь) до продажи им в октябре 2007 года указанного дома, общей площадью 53,7 кв.м., были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы, в связи с чем в соответствии со ст.53 ЖК РФ Кащенко совершил действия, в результате которых он мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня продажи указанного жилого помещения.
Анализ приведенных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что право на получение ГЖС имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах и поскольку Кащенко в 2008 году, равно как и в период выдачи ему ГЖС в 2010 году, не мог быть признан в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, суд приходит к выводу о том, что последний не имел права на получение ГЖС.
Суд также учитывает, что обязанность запрашивать в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о жилых помещениях, находящихся (находившихся) в собственности у гражданина или членов его семьи, возникла у органов, осуществляющих выдачу сертификатов либо ведущих учёт граждан, нуждающихся в жилье, уже после предоставления ответчику ГЖС.
Так, постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 909 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в Правила добавлен пункт 44(2), предусматривающий, что органы, осуществляющие вручение сертификатов, запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке необходимые документы в организациях, осуществляющих техническую инвентаризацию, и органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 383-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 4 статьи 52 ЖК РФ дополнена требованием о том, что органы, осуществляющие принятие граждан на учёт, самостоятельно запрашивают документы, необходимые для принятия граждан на учёт, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им структурах.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из п. 1 ст. 1104 ГК РФ следует, что имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
При этом данных, свидетельствующих о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ и позволяющих ответчику не возвращать сумму неосновательного обогащения, судом не установлено.
Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу вышеприведенной нормы закона, для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходима совокупность следующих обстоятельств: обогащение приобретателя; указанное обогащение должно произойти за счет потерпевшего; указанное обогащение должно произойти без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска и взыскания с Кащенко в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации суммы неосновательного обогащения в размере 1512000 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ ч. 2 по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей
Исходя из того, что рассматриваемое исковое заявление было подано военным прокурором, при этом в силу закона он был освобожден от уплаты государственной пошлины, а суд, рассмотрев данное гражданское дело пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, а также учитывая то, что ответчик не был освобожден от уплаты судебных расходов, суд считает, что, исходя из размера удовлетворенных требований (1512000 руб.), в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ ч. 2 и ст. 98 ГПК РФ с ответчика Кащенко подлежит взысканию государственная пошлина в размере 15760 руб. в бюджет городского округа город Воронеж.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд
решил:
Исковое заявление военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Кащенко <данные изъяты> о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Кащенко <данные изъяты> в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации неосновательное обогащение в размере 1512000 (один миллион пятьсот двенадцать тысяч) рублей.
Взыскать с Кащенко <данные изъяты> в пользу бюджета городского округа город Воронеж государственную пошлину в размере 15760 (пятнадцать тысяч семьсот шестьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-ой Западный окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий по делу К.А. Занин
<данные изъяты>н
к<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
1 июня 2021 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Занина К.А.,
при помощнике судьи Прокудине В.А.,
с участием представителя военного прокурора Воронежского гарнизона - старшего помощника военного прокурора Воронежского гарнизона майора юстиции Лаптейкова Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Кащенко <данные изъяты> о взыскании денежных средств,
установил:
Военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в военный суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Кащенко о взыскании денежных средств, в котором указал, что ответчику для приобретения жилого помещения на территории Воронежской области на состав семьи три человека 29 апреля 2010 года был выдан Государственный жилищный сертификат (далее - ГЖС) серии <данные изъяты> на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 1512 000 рублей, который был реализован им путем приобретения на основании договора купли-продажи от 27 мая 2010 года жилого помещения, расположенного по адресу: г. Воронеж, <данные изъяты>. 31 мая 2010 года Кащенко и членами его семьи зарегистрировано право собственности на данное жилое помещение. При этом, Кащенко в соответствии со ст.53 ЖК РФ не мог быть обеспечен от Министерства обороны РФ жилым помещением, в том числе путем предоставления государственного жилищного сертификата, в течении пяти лет, то есть до 30 октября 2012 года, поскольку он 30 октября 2007 года, являясь собственником жилого дома, расположенного в гор. Бутурлиновка Воронежской области, общей площадью 53,7 кв.м., продал указанное жилое помещения отцу своей супруги. При этом, Кащенко скрыл указанные сведения от жилищной комиссии и Борисоглебской КЭЧ района, что повлекло незаконное предоставление ему ГЖС.
В связи с этим военный прокурор Воронежского гарнизона просил суд взыскать с Кащенко в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации неосновательное обогащение в размере 1512000 рублей.
Представитель военного прокурора Воронежского гарнизона Лаптейков настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель Министерства обороны РФ Тагизаде, будучи надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыла, просила рассмотреть дело без ее участия и удовлетворить исковые требования.
Ответчик Кащенко, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия.
Заслушав представителя военного прокурора Воронежского гарнизона Лаптейкова и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 20 июня 2011 г. № 112 Кащенко, уволенный с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с 23 августа 2011 г. исключен из списков личного состава части с выслугой на военной службе в календарном исчислении более 26 лет.
Согласно рапорту Кащенко на имя начальника ФГКЭУ «Борисоглебской КЭЧ района» он просил включить его в программу для приобретения жилья посредством ГЖС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 с учётом супруги Кащенко И.В. и дочери Кащенко И.С.
В соответствии с выпиской из домовой книги дома <данные изъяты> Бутурлиновского района Воронежской области, Кащенко и его супруга Кащенко И.В. зарегистрировались по данному адресу в октябре 2007 года, а их дочь Кащенко И.С. зарегистрировалась по данному адресу в ноябре 2007 года. При этом в выписке указан предыдущий адрес места жительства Кащенко и его супруги - г. Бутурлиновка, <данные изъяты>
В соответствии с выпиской из протокола № 82 заседания жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от 21 августа 2009 года старший прапорщик Кащенко признан участником программы ГЖС на 2010 год.
Из приложения к списку граждан - получателей (списку граждан, включенных в резерв на получение) ГЖС в 2010 году следует, что Кащенко принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений 29 апреля 2008 года.
Из справки о проверке жилищных условий следует, что в ходе проверки комиссией войсковой части <данные изъяты> жилищных условий Кащенко было установлено, что он вместе с супругой и дочерью проживает жилом доме, общей площадью 29,8 кв.м., по адресу: г. Бутурлиновка, <данные изъяты>, принадлежащей гражданке Якименко. В связи с чем, комиссией сделан вывод о том, что Кащенко нуждается в обеспечении постоянным жилым помещением путем предоставления ГЖС.
Из копии паспорта Кащенко следует, что он с октября 2007 года по апрель 2012 г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Воронежская область, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>, а с апреля 2012 г. по адресу: Воронежская область, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>
Согласно копии паспорта Кащенко И.В. - супруги ответчика она была зарегистрирована с октября 2007 года по апрель 2012 г. по месту жительства по адресу: Воронежская область, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>, а с апреля 2012 г. по адресу: Воронежская область, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, Кащенко 30 октября 2007 года на основании свидетельства о праве на наследство и договора дарения зарегистрировал право собственности на жилое помещение по адресу: Воронежская область, Бутурлиновский район, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>, общей площадью 53,7 кв.м.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, Кащенко 30 октября 2007 года передано Бондаренко В.П. право собственности на жилое помещение по адресу: Воронежская область, Бутурлиновский район, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>, общей площадью 53,7 кв.м., а с 23 апреля 2012 года указанное жилое помещение является собственностью супруги ответчика на основании свидетельства о права на наследство по завещанию.
Согласно корешку государственного жилищного сертификата серии <данные изъяты>, выданному 9 апреля 2010 г., Кащенко предоставлена социальная выплата в размере 1512000 рублей для приобретения жилого помещения общей площадью 54 кв.м. на территории Воронежской области с учётом 2 совместно проживающих с ним членов его семьи из расчёта норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья 28000 рублей. 29 апреля 2010 года Кащенко получил указанный жилищный сертификат.
Как следует из договора купли-продажи от 27 мая 2010 года, Кащенко, Кащенко И.В. и Кащенко И.С. приобрели по 1/3 доли каждому квартиру <данные изъяты> в гор. Воронеже. При этом, стоимость квартиры составляет 1512000 рублей и оплата подлежит по государственному жилищному сертификату серии <данные изъяты>, выданному Министерством обороны РФ.
Согласно выпискам из единого реестра недвижимости (росреестра), Кащенко и члены его семьи приобрели по 1/3 доли каждому квартиру <данные изъяты> в гор. Воронеже.
Как следует из объяснения Кащенко от 20 февраля 2021 года, он не уведомлял председателя и членов жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> о том, что у него 30 октября 2007 года имелось жилое помещение, расположенное по адресу: Воронежская область, гор. Бутурлиновка, <данные изъяты>, и 21 сентября 2009 года на основании поданного им рапорта он был признан с членами семьи нуждающимся в жилом помещении и включен в список участников программы ГЖС. При этом, он также не сообщал должностным лицам войсковых частей <данные изъяты>, <данные изъяты> и ФГ КЭУ «Борисоглебская КЭЧ района» МО РФ, о том, что у него ранее 2009 года имелось указанное жилое помещение. Помимо того, он осознает, что скрыл от указанных должностных лиц указанное обстоятельство и совершил их обман.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 24 февраля 2021 года следует, что в возбуждении уголовного дела в отношении Кащенко по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, было отказано в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
В соответствии с п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее - Правила).
Согласно подпункту “а” пункта 5, пункту 6 Правил, право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п.16 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года №80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» (действующей до 8 ноября 2010 года), военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.
В соответствии с Законом Воронежской области от 9 октября 2007 года №93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Воронежской области составляет 11 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что 29 апреля 2008 года Кащенко был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, а 21 августа 2009 года решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> Кащенко признан участником программы ГЖС на 2010 год. 29 апреля 2010 года Кащенко был выдан ГЖС серии <данные изъяты> и ему предоставлена социальная выплата в размере 1512000 рублей для приобретения жилого помещения общей площадью 54 кв.м. на территории Воронежской области с учётом 2 совместно проживающих с ним членов его семьи из расчёта норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья 28000 рублей.
Однако 30 октября 2007 года Кащенко на основании свидетельства о права на наследство зарегистрировал право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Воронежская область, Бутурлиновский район, г. Бутурлиновка, <данные изъяты>, и в тот же день продал данное жилое помещение отцу своей супруги, о чем он не уведомил при постановке на жилищный учет жилищную комиссию войсковой части <данные изъяты>, а также должностных лиц войсковых частей <данные изъяты>, <данные изъяты> и ФГ КЭУ «Борисоглебская КЭЧ района» МО РФ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Кащенко и члены его семьи (супруга и дочь) до продажи им в октябре 2007 года указанного дома, общей площадью 53,7 кв.м., были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы, в связи с чем в соответствии со ст.53 ЖК РФ Кащенко совершил действия, в результате которых он мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня продажи указанного жилого помещения.
Анализ приведенных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что право на получение ГЖС имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах и поскольку Кащенко в 2008 году, равно как и в период выдачи ему ГЖС в 2010 году, не мог быть признан в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, суд приходит к выводу о том, что последний не имел права на получение ГЖС.
Суд также учитывает, что обязанность запрашивать в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о жилых помещениях, находящихся (находившихся) в собственности у гражданина или членов его семьи, возникла у органов, осуществляющих выдачу сертификатов либо ведущих учёт граждан, нуждающихся в жилье, уже после предоставления ответчику ГЖС.
Так, постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 909 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в Правила добавлен пункт 44(2), предусматривающий, что органы, осуществляющие вручение сертификатов, запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке необходимые документы в организациях, осуществляющих техническую инвентаризацию, и органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 383-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 4 статьи 52 ЖК РФ дополнена требованием о том, что органы, осуществляющие принятие граждан на учёт, самостоятельно запрашивают документы, необходимые для принятия граждан на учёт, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им структурах.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из п. 1 ст. 1104 ГК РФ следует, что имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
При этом данных, свидетельствующих о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ и позволяющих ответчику не возвращать сумму неосновательного обогащения, судом не установлено.
Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу вышеприведенной нормы закона, для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходима совокупность следующих обстоятельств: обогащение приобретателя; указанное обогащение должно произойти за счет потерпевшего; указанное обогащение должно произойти без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска и взыскания с Кащенко в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации суммы неосновательного обогащения в размере 1512000 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ ч. 2 по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей
Исходя из того, что рассматриваемое исковое заявление было подано военным прокурором, при этом в силу закона он был освобожден от уплаты государственной пошлины, а суд, рассмотрев данное гражданское дело пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, а также учитывая то, что ответчик не был освобожден от уплаты судебных расходов, суд считает, что, исходя из размера удовлетворенных требований (1512000 руб.), в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ ч. 2 и ст. 98 ГПК РФ с ответчика Кащенко подлежит взысканию государственная пошлина в размере 15760 руб. в бюджет городского округа город Воронеж.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд
решил:
Исковое заявление военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Кащенко <данные изъяты> о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Кащенко <данные изъяты> в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации неосновательное обогащение в размере 1512000 (один миллион пятьсот двенадцать тысяч) рублей.
Взыскать с Кащенко <данные изъяты> в пользу бюджета городского округа город Воронеж государственную пошлину в размере 15760 (пятнадцать тысяч семьсот шестьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-ой Западный окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий по делу К.А. Занин
<данные изъяты>н