дело № 2-938/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово Камчатского края | 21 июня 2021 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Конышевой Я.А., при секретаре судебного заседания Брилевой В.О.,
с участием помощника Елизовского городского прокурора Соломка А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Наш Дом» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Елизовский городской прокурор (далее-истец), с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился с иском в суд, в котором просил признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Наш Дом» (далее-ОАО «Наш Дом») по не разработке документации, подтверждающей обоснованность установления дифференцированного тарифа на услуги по водоотведению в отношению домов №5и 6 по переулку Рабочий в селе Раздольное Камчатского края; по не направлению указанной документации в Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края в целях установления дифференцированного тарифа на услуги по водоотведению в отношении домов № 5 и 6 по переулку Рабочий село Раздольное Камчатского края. Обязать ОАО «Наш Дом» разработать документацию, подтверждающую обоснованность установления дифференцированного тарифа на услуги по водоотведению в отношении домов № 5 и 6 по переулку Рабочий, село Раздольное Камчатского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать ОАО «Наш Дом» направить разработанную документацию в региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края в целях установления дифференцированного тарифа на услуги по водоотведению в отношении домов №№ 5и 6 по переулку Рабочий село Раздольное Камчатского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.190-191).
В обоснование требований истец ссылается на то, что Елизовской городской прокуратурой в ходе проверки законности установления ОАО «Наш Дом» тарифов на водоотведение и вывоз жидких бытовых отходов для жителей поселка Раздольный было установлено, что жителям многоквартирных домов № 5 и № 6 по переулку Рабочий в поселке Раздольном производятся начисления по нерегулируемому уполномоченным государственным органом тарифу. Так, постановлением администрации Раздольненского сельского поселения от 11 сентября 2019 года № 127 ОАО «Наш дом» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения. Гарантирующей организации на основании концессионного соглашения от 15 октября 2018 года № 1 во владение и пользование передано имущество водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе сети водоснабжения и, водоотведения и очистные сооружения. Лицо (организация либо индивидуальный предприниматель) оказывающие гражданам, проживающим в указанных выше домах услуги по вывозу ЖБО и заключившие договор водоотведения с ОАО «Наш Дом» отсутствует. Поскольку стоимость оказания услуг устанавливается лицом, оказывающим соответствующие услуги, произвольно, несоблюдение гарантирующей организацией требований действующего законодательства влечет нарушение прав граждан на внесение платы по тарифам, установленным уполномоченным государственным органом (л.д.3-5).
В судебном заседании помощник Елизовского городского прокурора исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ОАО «Наш Дом» в судебном заседании не участвовал о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица, Администрация Раздольненского сельского поселения, ООО «Атлант», Правительство Камчатского края, МКП «Раздольненский водоканал», Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителей в суд не направили.
Представитель Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края направили в суд мнение, согласно которому полагали, что требования удовлетворению не подлежат. Указали, что решением Арбитражного суда Камчатского края от 12 апреля 2021 года ОАО «Наш Дом» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении общества открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев ОАО «Наш Дом» прекратил осуществление регулируемых услуг в сфере водоотведения в поселке Раздольный. Администрацией Раздольненского сельского поселения для оперативного решения вопросов по организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования с 01 марта 2021 года определено Муниципальное казенное предприятие «Раздольненский водоканал». Постановлением администрации Раздольненского сельского поселения Елизовского муниципального района от 12 апреля 2021 года № 37 ММКП «Раздольненский водоканал» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Раздольненского сельского поселения. МКП «Раздольненский водоканал» 30 марта 2021 года направило в Службу заявление об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2021 год с приложением обосновывающих материалов. Постановлением от 21 мая 2021 № 79 утверждены тарифы МКС «Раздольненский водоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям Раздольненского сельского поселения Елизовского муниципального района на 2021 год», при этом постановлением Службы от 21 мая 2021 года № 80 постановление № 338 « Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение ОАО «Наш Дом» для потребителей Раздольненского сельского поселения Елизовского муниципального района на 2019-2023 годы» было признано утратившим силу. Кроме того указали, что тариф на услуги водоотведения утверждаются для регулируемой организации в зоне её деятельности, то есть для потребителей определенной территории (в данном случае потребителей Раздольненского сельского поселения Елизовского муниципального района) и не может быть утвержден в отношении отдельных домов в частности дома № 5 и № 6 по переулку Рабочий в селе Раздольное Елизовского района Камчатского края.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ) суд рассмотрел дело при указанной явке.
Выслушав истца, изучив представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ) и принятыми в соответствии с названным Законом постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 и ст. 12 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Гарантирующей организацией, согласно п. 6 ст. 2 Закона № 416-ФЗ, признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Акт органа местного самоуправления, определяющий конкретную гарантирующую организацию (список организаций) услуг водоснабжения и (или) водоотведения, относится к числу ненормативных актов, принятых в рамках организационно-распорядительных полномочий соответствующих органов.
В соответствии со ст. ст. 13, 14 указанного Закона, договор водоснабжения и водоотведения является публичным договором.
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона № 416-ФЗ, гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Следовательно, из буквального толкования приведенных норм следует, что обязанность заключения договора водоснабжения и водоотведения возложена на гарантирующую организацию, статусом которой, в данном конкретном случае должен обладать ответчик –ОАО «Наш Дом».
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что согласно сообщению главы администрации Раздольненского сельского поселения в связи с введением в отношении ОАО «Наш Дом» процедуры наблюдения все объекты водоснабжения, водоотведения, находящиеся на балансе ОАО «Наш Дом» переданы на баланс МКС «Раздольненский водоканал».
Постановлением Администрации Раздольненского сельского поселения от 12 апреля 2021 года № 37 МКП «Раздольнений водоканал» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Раздольненского сельского поселения ( л.д.103).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения настоящего иска ОАО «Наш Дом» не является гарантирующей организацией, оказывающей услуги водоснабжения и (или) водоотведения населению на территории Раздольненского сельского поселения.
В соответствии с п. 1 ч. 7, п. 1 ч. 8 ст. 31 Закона № 416-ФЗ о водоснабжении и водоотведении водоотведение относится к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения, а тариф на водоотведение - к регулируемым тарифам.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (далее - Основы ценообразования), после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 Основ ценообразования.
Пункты 12 и 13 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, (далее - Правила) предусматривают, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда Правилами предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами.
Таким образом, порядок ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлен законодательно и не предусматривает самостоятельного установления тарифов.
В судебном заседании установлено, что Постановлением региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 21 мая 2021 года № 79 утверждены тарифы МКП «Раздольненский водоканал», являющейся в настоящее время гарантирующей организацией, оказывающей услуги водоснабжения и (или) водоотведения населению на территории Раздольненского сельского поселения на 2021 год (л.д.114-123), а постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 11 декабря 2018 года № 338 « Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение ОАО «Наш Дом» для потребителей Раздольненского сельского поселения Елизовского муниципального района на 2019-2023 годы» утратившим силу (л.д.124-125).
Таким образом, при установленных выше обстоятельствах, суд полагает, что требования Елизовского городского прокурора заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Елизовского городского прокурора о признании незаконным бездействие открытого акционерного общества «Наш Дом» по не разработке документации, подтверждающей обоснованность установления дифференцированного тарифа на услуги по водоотведению в отношению домов №5и 6 по переулку Рабочий в селе Раздольное Камчатского края; по не направлению указанной документации в Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края в целях установления дифференцированного тарифа на услуги по водоотведению в отношении домов № 5 и 6 по переулку Рабочий село Раздольное Камчатского края и возложении обязанности разработать документацию, подтверждающую обоснованность установления дифференцированного тарифа на услуги по водоотведению в отношении домов № 5 и 6 по переулку Рабочий, село Раздольное Камчатского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности на ОАО «Наш Дом» направить разработанную документацию в региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края в целях установления дифференцированного тарифа на услуги по водоотведению в отношении домов №№ 5и 6 по переулку Рабочий село Раздольное Камчатского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу –отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 28 июня 2021 года.
Председательствующий Я.А. Конышева