РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 января 2019 года г.Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Трух Е.В., при секретаре Дворянкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-303/19 по иску Гранкова Сергея Александровича к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, обязании восстановить истца в сводном списке участников основного мероприятия государственной программы, обязании выдать государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
Гранков С.А. обратился в Октябрьский районный суд г. Самары с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ему, признанному вынужденным переселенцем на основании решения ТО Минфедерации в Самарской области от 19.10.2001 о признании лица вынужденным переселенцем, отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственным обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Решение об отказе принято на заседании областной комиссии по выдаче ГЖС, состоявшейся 18.06.2018. Однако, истец участия в данном заседании не принимал и данное решение получил только на основании направленного им запроса. В соответствии с распоряжением мэра города Жигулевска №1537 от 30.12.2003 «О рассмотрении жилищных вопросов» истец в 2003 году в составе члена семьи Гранковой Л.Т., являясь ее сыном, принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «вынужденные переселенцы». В 2008 году мать истца Гранкова Л.Т. в составе 2 человек была исключена из списка очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениям или улучшении жилищных условий по месту жительства. Истец оставлен в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях или улучшении жилищных условий по месту жительства, что подтверждается постановлением администрации городского округа Жигулевск №2328 от 19.12.2008 «О рассмотрении жилищных вопросов». После этого, истец ежегодно писал заявления от своего имени о подтверждении статуса вынужденного переселенца и выдачи ГЖС. В соответствии с постановлением администрации городского округа Жигулевск от 31.08.2018 №1314 «О внесении изменений в состав семьи граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» состав семьи истца составляет 4 человека: Гранков С.А., дата г.р., Гранкова М.К., дата г.р., - жена, Гранков К.С., дата г.р. – сын, Гранков А.С., дата г.р. - сын. Таким образом, истец указывает, что имея в установленном порядке статус вынужденного переселенца, ежегодно продлевая данный статус, стоит в очереди на улучшение жилищных условий, об исключении из очереди на жилье, истец не просил, действующим законодательством не предусмотрена повторная постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, статус вынужденного переселенца, как указано выше, истец не утрачивал, все необходимые документы в распоряжение министерства были представлены, так как решение принималось при рассмотрении его учетного дела. Однако, на официальном сайге министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области http://minsocdem.samregion.ru в разделе «Обеспечение жильем» опубликованы сводные списки граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в основном мероприятии в 2019 году по категории граждан-участников основного мероприятия «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами». В данном списке фамилия истца отсутствует. На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в выдаче государственного жилищного сертификата; обязать ответчика восстановить истца в сводном списке граждан - участников основного мероприятия Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в основном мероприятии в 2019 году по категории граждан-участников основного мероприятия «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» с даты принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – 11.12.2003; обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области выдать государственный жилищный сертификат в 2019 году в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В судебном заседании истец Гранков С.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв, на основании которого возражал против удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание представитель третьего лица Администрации г.о. Жигулевск Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв, на основании которого просил исковые требования удовлетворить.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, находит возможным исковые требования истца удовлетворить частично в силу нижеследующего.
Согласно ст. 52 ЖК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 19.02.1993 года N 4530-1 «О вынужденных переселенцах», п. 37 и п. 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2000 года N 845, учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В п.2 вышеприведенных Правил определено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Подпунктом «ж» п.5 Правил установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
Подпунктом «б» п. 17 Правил определено, что применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил: проживающие с гражданином - участником основного мероприятия независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
В соответствии с п.п.«в» п. 18 Правил выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем вынужденных переселенцев основного мероприятия - гражданам, указанным в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пунктам 19, 21, 24, 26 Правил для участия в основном мероприятии граждане, указанные в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в основном мероприятии, а также предоставляют определенный подпунктом «д» пакет документов, по результатам проверки которых принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия. В случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его.
В силу п.33 Правил государственный заказчик основного мероприятия в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников основного мероприятия.
В п.п. «а» п.36 Правил определено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам основного мероприятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований) осуществляется в отношении граждан - участников основного мероприятия, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников основного мероприятия.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Гранков С.А. является вынужденным переселенцем с 19.10.2001, что подтверждается копией удостоверения вынужденного переселенца серии АД №... (л.д. 8-16).
Распоряжением мэра г.Жигулевск Самарской области от 30.12.2003 № 1537 вынужденные переселенцы Гранкова Л.Т. с семьей из 5 человек приняты на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (архивная выписка, л.д. 28).
Постановлением мэра г.о. Жигулевск № 2328 от 19.12.2008 «О рассмотрении жилищных вопросов» Гранкова Л.Т. исключена из списка участников программы, Гранков С.А. оставлен в списке участников данной программы (архивная выписка, л.д. 29).
Постановлениями мэра г.о. Жигулевск от 24.07.2009 № 1647, от 29.07.2010 № 1621, от 21.07.2011 № 1241, от 30.07.2012 № 1578, от 31.07.2013 № 1393, от 30.07.2014 № 1916, от 28.07.2015 № 1551, от 28.07.2016 № 1410, от 28.07.2017 № 1384, от 31.07.2018 № 1136а утверждались списки граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» с 2010 по 2019 годы по г.о. Жигулевску, где значится истец Гранков С.А. (л.д. 30-87).
Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области было отказано Гранкову С.А. в выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку отсутствует постановление о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещений. Отмечено, что перевод очередности с одного члена семьи на другого действующим законодательством не предусмотрен (протокол от 18.06.2018, л.д. 107-109).
Проанализировав действующее законодательство, а также выводы ответчика, изложенные в протоколе от 18.06.2018, суд находит принятое ответчиком решение незаконным, поскольку истец Гранков С.А., признанный в установленном законом порядке вынужденным переселенцем и включенный в списки вынужденных переселенцев, поставленный на учет на основании распоряжения мэра г. Жигулевск в составе члена семьи своей матери Гранковой Л.Т., после снятия ее с учета сохранил право состоять в очереди в качестве нуждающегося и подлежал учету при выдаче государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
В связи с чем, требования истца о признании незаконным отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в выдаче государственного жилищного сертификата Гранкова С.А., обязании Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области выдать государственный жилищный сертификат по государственной программе РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», являются обоснованными.
Правовое положение истца соответствует требованиям, установленным в приведенных нормативных актах, и он имеет право на получение социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О вынужденных переселенцах", с даты первичной постановки на учет.
Об исключении его из очереди на жилье Гранков С.А. не просил, а действующим законодательством не предусмотрено повторная постановка гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в случае снятия с учета иных членов семьи.
Истец, состоявший на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в качестве члена семьи своей матери Гранковой Л.Т. с 11.12.2003, после снятия матери с учета не утратил права состоять на учете, поскольку отсутствуют основания для снятия его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Требования истца о восстановлении его в сводном списке граждан - участников основного мероприятия Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в основном мероприятии в 2019 году по категории граждан-участников основного мероприятия «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» с даты принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – 11.12.2003, суд находит не подлежащими удовлетворению и считает их заявленными излишне, поскольку из списков нуждающихся он не исключался, статус вынужденного переселенца не утрачивал.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 18.01.2019.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░
░░░░░░░░░