Дело № 2 – 110/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2016 года с. Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Зубовой Е.А.
при секретаре Истоминой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федосеева В. А. к Администрации Косинского муниципального района о признании неправомерным решения об отказе в постановке на учет граждан, подвергшихся радиационному воздействие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности включить в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"
у с т а н о в и л :
Федосеев В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование иска указано на то, что 21 октября 2015 года он подал в Администрацию Косинского района заявление о постановке на учет граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 03 ноября 2015 года получил отказ в постановке на учет, в решении указано, что членами семьи гражданина-участника подпрограммы «чернобыльца» признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга, их дети, родители, остальные признаются членами семьи по решению суда. В 2015 году были зарегистрированы КазА. А.В., Казанцев Н.А., Казанцева М.Н., из чего администрация сделала вывод, что указанные лица были зарегистрированы с целью намеренного ухудшения жилищных условий и его семья не может стать участником программы. Просит признать неправомерным решение об отказе в постановке на учет граждан, подвергшихся радиационному воздействие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать включить в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В судебном заседании истец Федосеев В.А. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям. Суду пояснил, что проживает в двухквартирном доме совместно с супругой Федосеевой Г.Л. и ее сыном Федосеевым В.В., который работает вахтовым методом. Дочь КазА. А.В. со своей семьей (муж Казанцев Н.А. и дочь Казанцева М.Н.) проживают в <адрес> уже 4 года, однако приезжают к ним в <адрес> на выходные через 2-3 недели, привозят продукты питания, оплачивают электроэнергию, ранее они были зарегистрированы в <адрес> у родителей Казанцева Н.А., в октябре 2015 года зарегистрировались в <адрес>, тоже хотят участвовать в программе. Желает переехать в <адрес>, чтобы быть поближе к детям и врачам.
Третье лицо на стороне истца Федосеева Г.Л. исковые требования поддержала, пояснив, что проживают в доме втроем, площадь <адрес> кв.м., в доме требуется ремонт.
Третье лицо на стороне истца Федосеев В.В. исковые требования поддержал, суду пояснил, что 31 июля 2015 года он женился, у его супруги двое детей, они зарегистрированы в <адрес> у ее родителей. Он работает по трудовому договору газоэлектросварщиком на Пермском фанерном комбинате вахтовым методом. Когда он месяц на вахте, то проживает со своей семьей в <адрес>, потом две недели дома в <адрес>. Желает участвовать в программе вместе с родителями.
Третье лицо на стороне истца Казанцева М.Н. исковые требования поддержала, суду пояснила, что с 2011 года она проживает с супругом в <адрес>, их дочь ходит к детский сад <адрес>, до 2015 года они были зарегистрированы в д.<адрес> у родителей мужа, в 2015 году зарегистрировались в <адрес>. Родителям привозят продукты питания, хотят перевезти их поближе к себе.
Третье лицо на стороне истца Казанцев Н.А. исковые требования поддержал, суду пояснил, что приезжают к родителям 1 раз в две-три недели, чтобы помочь в огороде, сделать сенокос, привезти продукты. Зарегистрировались в <адрес>, т.к. хотели сдать дочку в детский сад, в Юсьве отказали. Но когда освободилось место в детском саду <адрес>, им предоставили место в детском саду <адрес>.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, был извещен о рассмотрении дела надлежащим образом. В суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором представитель ответчика Сидорова Д.В. просит рассмотреть дело в ее отсутствие, считает, что министерство является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Администрации Косинского муниципального района Мелехина Т.А. с иском не согласилась, указав на то, что Федосееву В.А. было отказано во включении в список участников программы «Жилище» как чернобыльцу обоснованно. Было установлено, что Федосеев В.А. действительно является участником ликвидации последствий Чернобыльской АЭС. Решением жилищной комиссии Косинского сельского поселения 30 сентября 2015 года его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку вместе с ним с 18 сентября 2015 года в жилом помещении были зарегистрированы также КазА. А.В., Казанцев Н.А., Казанцева М.Н., поэтому на них приходится менее учетной нормы 12 кв.м.. Однако полагает, что решение было вынесено без учета фактического проживания зарегистрированных лиц: фактически семья Казанцевых в <адрес> не проживает и совместного хозяйства не ведут, они только зарегистрированы там с 18 сентября 2015 года. Тот факт, что они осуществляют заботу о нетрудоспособных родителях, так это их конституционная обязанность. При принятии решения об отказе во включении в список участников программы «Жилище» как чернобыльцу, было установлено, что состав семьи Федосеева В.А. 2 человека, то есть фактически обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Федосеева В.А. свыше учетной нормы площади в размере 12 кв. м на одного человека. Согласно акта комиссии от 14 июня 2016 года квартира, в котором проживает Федосеев В.А., пригодна для проживания, но требуется ремонт. Оснований полагать, что дом аварийный, не имеется. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии признака нуждаемости Федосеева В.А. в улучшении жилищных условий. Кроме этого, комиссия пришла к выводу о том, что указанные лица были зарегистрированы с целью намеренного ухудшения жилищных условий и поэтому не истек пятилетний срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ, для постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель Косинского сельского поселения Федосеева Т.П. полагает, что Федосеевы нуждаются в улучшении жилищных условий, поскольку у них зимой было заморожено отопление, информацию о фактическом проживании членов семьи она предоставляла суду со слов самих Федосеевых.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Федосеев В.А. 06 июля 2015 года признан участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году; зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 56 кв. м по адресу: <адрес>.
Указанная квартира истцом приватизирована, но не зарегистрирована в органах регистрационного учета.
Совместно с ним в указанном жилом помещении зарегистрированы: его супруга Федосеева Г.Л., сын супруги Федосеев В.В., а также с 18 сентября 2015 года - его дочь КазА. А.В., зять Казанцев Н.А. и внучка Казанцева М.Н.
Решением Администрации Косинского сельского поселения 30 сентября 2015 года семья Федосеева В.А. в составе 6 человек признана нуждающейся в жилом помещении на основании ст.51 ЖК РФ, в связи с обеспеченностью общей площади жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы 12 кв.м..
На основании данного решения Федосеев В.А. 21 октября 2015 года обратился в Администрацию Косинского муниципального района с заявлением о постановке его семьи на учет граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Администрации Косинского муниципального района от 03 ноября 2015 года истцу отказано в постановке его семьи на учет граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В ходе проверки представленных документов установлено, что состав семьи Федосеева В.А. 2 человека, поскольку КазА. А.В., Казанцев Н.А., Казанцева М.Н. зарегистрированы в жилом помещении истца лишь 18 сентября 2015 года, поэтому фактически обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена его семьи свыше учетной нормы площади в размере 12 кв. м на одного человека. Кроме этого, комиссия пришла к выводу о том, что указанные лица были зарегистрированы с целью намеренного ухудшения жилищных условий и не истек пятилетний срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ.
Суд признает данное решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из пояснений истца и третьих лиц на стороне истца, данных в судебном заседании, фактически по адресу: <адрес> проживают лишь Федосеев В.А. с супругой Федосеевой Г.Л.. Их дочь КазА. А.В. с 2011 года живет и работает в <адрес>, там же живут члены ее семьи муж Казанцев Н.А. и дочь Казанцева М.Н. 2013 года рождения. Приезжают в <адрес> на выходные через 2-3 недели, привозят родителям продукты питания, оплачивают электроэнергию, ранее они были зарегистрированы в <адрес> у родителей Казанцева Н.А.. Сын Федосеев В.В. 31 июля 2015 года также создал свою семью, с которой проживает в <адрес>, в свободное от работы время приезжает к родителям в д.Войвыл для оказания посильной помощи.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что в данном случае отсутствуют такие условия, необходимые для признания КазА.й А.В., Казанцева Н.А., Казанцевой М.Н. в качестве членов семьи Федосеева В.А., как постоянное место жительства и проживание в доме по адресу: <адрес>. При отсутствии указанного обстоятельства регистрация по одному адресу, оказание материальной поддержки, помощи отцу в работе на огороде, при ремонте дома основаниями для признания членом семьи не являются.
В силу ст.87 Семейного Кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Доказательств, свидетельствующих о наличии других обстоятельств, являющихся основанием для признания семьи Федосеева В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявитель с составом семьи из 6 человек признан нуждающимся в жилом помещении без законных на то оснований.
Согласно пункту 1 части первой статьи 15, статье 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, предоставляются меры социальной поддержки, включая обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Согласно п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно подпункту е пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Из указанного следует, что для получения социальной выплаты в форме государственного жилищного сертификата гражданину необходимо состоять в органах местного самоуправления по месту жительства на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, быть участником подпрограммы, признать в судебном порядке совместно проживающих граждан членами его семьи.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Исходя из указанных требований законодательства РФ, с учетом установленных обстоятельств дела, свидетельствующих об отсутствии такого обязательного признака как нуждаемость Федосеева В.А. в улучшении жилищных условий (до регистрации КазА.й А.В., Казанцева Н.А., Казанцевой М.Н. семья Федосеева В.А. не признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий), суд считает законным и обоснованным решение Администрации Косинского муниципального района об отказе Федосееву В.А. в постановке на учет граждан, подвергшихся радиационному воздействие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Выводы о намеренном ухудшении своих жилищных условий Федосеевым В.А., который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершил действия, в результате которых мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях, суд также признает обоснованными, вследствие чего на Федосеева В.А. распространяются ограничения, предусмотренные ст.53 ЖК РФ – постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения вышеуказанных намеренных действий.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Федосееву В. А. в удовлетворении исковых требований к Администрации Косинского муниципального района о признании неправомерным решения об отказе в постановке на учет граждан, подвергшихся радиационному воздействие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности включить в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца.
Федеральный судья
Косинского районного суда Е.А.Зубова