Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-137/2013 ~ М-38/2013 от 14.01.2013

Дело 2-137/2012 г.

Заочное РЕШЕНИЕ.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

г. Шарыпово                              28 февраля 2013 года

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Бритковой М.Ю.,

при секретаре судебного заседания Олейниковой И.А.,

с участием старшего помощника Шарыповского межрайонного прокурора Краснощековой А.В., истца Карпенко С.С.,

ведущего специалиста отдела опеки и попечительства Управления образованием Администрации города Шарыпово Красноярского края Изместьевой Л.М. (по доверенности № 02/13 от 09.01.2013г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Карпенко Сергея Сергеевича к Администрации города Шарыпово Красноярского края о предоставлении Карпенко Сергею Сергеевичу на территории муниципального образования «Город Шарыпово Красноярского края» по договору найма благоустроенное специализированное жилое помещения специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Карпенко С.С. с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма к ответчику Администрации города Шарыпово Красноярского края, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что в ходе проведения проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено нарушение права Карпенко С.С., относящегося к числу <данные изъяты>, на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма. Одинокая мать – ФИО4 решением Шарыповского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Согласно сведениям Шарыповского отдела ГУ Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, записи о правах на объекты недвижимости в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имя Карпенко отсутствуют. Согласно сведениям Шарыповского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», права Карпенко на объекты недвижимости не зарегистрированы. Жилое помещение, принадлежащее Карпенко С.С. (на основании свидетельства о праве на наследство), расположенное по адресу: <адрес>, для проживания не пригодно. ДД.ММ.ГГГГ Карпенко С.С. окончил обучение в КГБОУ НПО «Профессиональный лицей » (диплом ) в связи, с чем приобрел право на предоставление жилого помещения вне очереди в г. Шарыпово. Вместе с тем, жилое помещение по договору социального найма Карпенко не предоставлено до настоящего времени. В соответствии со ст. 148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Законом Красноярского края от 24.12.2009г. №9-4225 (в редакции от 01.12.2011г.) исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края на неограниченный срок наделены, государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 «О защите прав ребенка». В связи с тем, что право Карпенко С.С. на предоставление жилого помещения как ребенку-сироте, было нарушено, прокурор просит суд обязать Администрацию г. Шарыпово предоставить Карпенко С.С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по месту его жительства общей площадью не менее нормы предоставления на человека, то есть не менее 12 кв.м.

В ходе рассмотрения дела старший помощник Шарыповского межрайонного прокурора Краснощекова А.В. изменила исковые требования и просила обязать Администрацию г. Шарыпово Красноярского края предоставить Карпенко С.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное специализированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по месту его жительства общей площадью не менее нормы предоставления, установленной п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (в редакции от 20.12.2012г.), ссылаясь на то, что с 1.01.2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно п. 12 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края. Согласно п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров, и предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.

При рассмотрении дела старший помощник Шарыповского межрайонного прокурора Краснощекова А.В. уточнила свои исковые требования, просила возложить обязанности на Администрацию г. Шарыпово Красноярского края предоставить Карпенко С.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное специализированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям на территории муниципального образования «Город Шарыпово Красноярского края», общей площадью не менее 33 кв.м.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет спора, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

В судебном заседании старший помощник Шарыповского межрайонного прокурора Краснощекова А.В. исковые требования поддержала по тем же основаниям.

Истец Карпенко С.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель отдела опеки и попечительства Управления образованием Администрации города Шарыпово Красноярского края Изместьева Л.М. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержала по тем же основаниям.

Представитель ответчика - Администрации г. Шарыпово Красноярского края, Литвиненко Н.П. (по доверенности от 25.05.2012г.) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки в суд не представила, отложить рассмотрение дела не просила.

Представитель Министерства образования и науки Красноярского края Малицкая С.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, суду о причинах своей неявки не сообщила, отложить рассмотрение дела не просила.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Старший помощник Шарыповского межрайонного прокурора Краснощекова А.В., истец Карпенко С.С. в судебном заседании против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражали.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, согласно главы 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке заочного производства.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:

В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно заявлению Карпенко С.С. обратился к Шарыповскому межрайонному прокурору, с просьбой подать в суд иск в его интересах с требованиями о предоставлении жилого помещения, как лицу, относящемуся к числу детей-сирот (л.д.10).

С учетом изложенного, суд полагает, что Шарыповским межрайонным прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочно подан иск в защиту нарушенных прав на жилище Карпенко С.С.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для ССР 15.09.1990 г.) каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии с преамбулой Конвенции «О правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для ССР 15.09.1990 г.) Государства - участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе ООН, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле, принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, в статье 18 Конвенции обязались обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, государство как основной гарант прав и свобод человека обязано предпринять все меры к обеспечению соблюдения прав несовершеннолетних граждан.

Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.

Кроме того, статья 38 Конституции Российской Федерации, размещенная в главе, посвященной правам и свободам человека и гражданина, провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» раскрывается также в п. 1 ст. 121 СК РФ. К их числу относятся дети, чьи родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, родители которых болеют или длительное время отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются в порядке, установленном ст. 122 СК РФ. В соответствии с пунктом 3 данной статьи орган опеки и попечительства должен направлять сведения о ребенке для учета в банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются также Федеральным законом от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217.

Согласно п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217) орган опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

С 01 января 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29.02.2012г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями."

Статья 15 ЖК РФ предусматривает, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ действие положений статьи 8 в указанной редакции и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ - 1 января 2013 года.

В соответствии с п. 14.2. пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Федеральным законом № 15-ФЗ от 29.02.2012г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан утратившим силу

В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.

Как следует из п. 8 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 8 введен Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

Согласно ст. 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В силу статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

В соответствии с п. 12 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 г. № 3-977) уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.

В соответствии с п. 14 ст. 17 указанного Закона Красноярского края жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.

Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.

Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Законов Красноярского края от 11.12.2012 N 3-811, от 20.12.2012 N 3-981) предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления) государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение (далее - жилое помещение), в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов (подпункт «ж»).

На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 (в ред. от 11.12.2012 N 3-811) уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий, уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Указанным органом исполнительной власти края является Министерство образовании и науки Красноярского края согласно Положению о Министерстве образования и науки Красноярского края (в ред. Постановлений правительства Красноярского края от 04.08.2009 № 410-п, от 20.04.2010 № 20б-п, от 03.08.2010 № 428-п).

Приказом Министерства образования и науки Красноярского края от 31 октября 2012 г. N 31-04/1 утвержден Административный Регламент исполнения Министерством образования и науки Красноярского края государственной функции по контролю за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании и следует из свидетельства о рождении выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС администрации <адрес> края, Карпенко Сергей Сергеевич родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, отцом является ФИО3, матерью – ФИО4 (л.д.12).

По данным справки о рождении Карпенко С.С., сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 13).

Решением Шарыповского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, лишена родительских прав в отношении Карпенко Сергея Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.14-16).

Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Карпенко С.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. определен на проживание в МУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «<данные изъяты>» (л.д.22).

Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Карпенко С.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., направлен в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.23).

Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Карпенко С.С., на которого распространяются нормы и льготы, предусмотренные законодательством РФ, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен в краевое государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение (л.д.24).

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 приобрела жилой дом по адресу: <адрес>.(л.д.18-19).

Согласно свидетельства о смерти серии I-БА выданного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Как следует из свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ наследниками ФИО4 по закону являются Карпенко С.С. и ФИО10, наследство на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из жилого дома по адресу: <адрес> (л.д.20).

Согласно уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Карпенко С.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д. 21).

Согласно информационного письма Профессионального лицея <адрес> края в адрес Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в КГБОУ НПО «<данные изъяты> » обучается Карпенко С.С., относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Находится на полном государственном обеспечении. Согласно гарантийному письму Администрации <адрес>, Карпенко С.С. гарантировано выделение жилья. В июне 2012г. обучающийся заканчивает обучение и будет направлен для дальнейшего трудоустройства и места жительства на территорию <адрес>, в связи с чем необходимо поставить на контроль вопрос о дальнейшем месте жительства Карпенко С.С. и предоставить информацию (л.д.37).

В письме от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация <адрес> просит КУМИиЗО Администрации <адрес> поставить на контроль вопрос о подборе жилого помещения для Карпенко С.С., так как он в июне 2012 года заканчивает обучение в КГБОУ НПО «<данные изъяты> » <адрес> и возвращается на территорию <адрес> (л.д.38).

Как следует из письма Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Карпенко С.С. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, по прибытии на постоянное место жительства в <адрес>, Карпенко С.С. необходимо обратиться лично в КУМИиЗО Администрации <адрес> и предоставить необходимый пакет документов для рассмотрения на жилищной комиссии при Администрации города вопроса о предоставлении ему жилого помещения (л.д.39).

Согласно гарантийного письма, Администрация <адрес> гарантирует директору КГУ СОН «СРЦ для несовершеннолетних «<данные изъяты>» выделение жилья и трудоустройство ребенку-сироте Карпенко С.С. после окончания им профессионального училища (л.д.40).

В соответствии со справкой МУ «Служба заказчика ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ, Карпенко С.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в Администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, как ребенок - сирота (л.д.41).

Как следует из диплома о начальном профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ, Карпенко С.С. окончил Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «<данные изъяты> » <адрес> края. Присвоена квалификация <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д.25,26-27).

Согласно уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация на квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 28).

Из справки о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по данным Шарыповского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Карпенко С.С. и ФИО4 права собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д.29).

Согласно справки Муниципального казенного учреждения «Служба городского хозяйства», на основании акта о техническом состоянии жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, не соответствует техническим правилам и нормам (л.д.31).

Как следует из акта сохранности жилья несовершеннолетнего Карпенко С.С., дом по адресу: <адрес>, деревянный, окна разбиты, рам нет, забора около дома нет, огород не обрабатывается, хозяйственных построек нет, крыша разобрана, дом практически брошен и в нем длительное время никто не проживает (л.д.42).

Согласно информации КУМИиЗО Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и Карпенко С.С. жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования город Шарыпово Красноярского края, Администрацией города не предоставлялось (л.д.43).

Как следует из акта текущей инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, строение по адресу: <адрес>, находится в полуразрушенном состоянии, в стенах пробоины сквозные, перекос дома, аварийное состояние перекрытия, шифер на крыше частично отсутствует, деревянные конструкции накренились, остекление отсутствует, дверь выбита, коробки оконные и дверные перекошены, кладка печи полуразобрана, топки нет, веранда на половину разобрана, ценных вещей и предметов обстановки не обнаружилось. Износ строения – 79%. (л.д.44).

Из акта обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обследован дом, находящийся по адресу: <адрес> принадлежащий после смерти ФИО4, несовершеннолетним Карпенко С. и ФИО10, обнаружено: оконные рамы полностью отсутствуют, печка в нутрии дома разобрана до основания, дверей внутри дома и снаружи нет, полы в одной комнате разобраны, в остальных комнатах начали разбирать, штукатурка во всех комнатах отвалилась, электропровода в доме полностью сняты, крыша протекает, кое-где на крыше нет шифера, завалинка полностью раскрыта (л.д.45).

Из сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ и почтовой квитанции следует, что отдел опеки и попечительства Управления образованием Администрации г. Шарыпово направил Министру образования и науки Красноярского края документы, необходимые документы на Карпенко С.С. для предоставления в краевую комиссию по вопросу предоставления жилых помещений детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения (л.д. 61-63).

Из требования ст. 7 Конституции вытекает конституционная обязанность государства по государственной защите прав и законных интересов детей. Конституционная обязанность государства по защите прав детей порождает конституционное право детей.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Карпенко С.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, обладает статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, имеет дом на основании свидетельства о праве на наследование по закону, на который право собственности не оформлено в установленном законом порядке, при этом проживание в указанном доме невозможно, поскольку в силу требований ст. 15 ЖК РФ данный дом не может являться объектом жилищных прав, в связи с чем, Карпенко С.С. имеет право на предоставление на территории муниципального образования «Город Шарыпово Красноярского края» по договору найма благоустроенного специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Карпенко Сергея Сергеевича удовлетворить:

Обязать Администрацию города Шарыпово Красноярского края предоставить Карпенко Сергею Сергеевичу на территории муниципального образования «Город Шарыпово Красноярского края» по договору найма благоустроенное специализированное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Администрация города Шарыпово Красноярского края вправе подать в Шарыповский городской суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течении семи дней со дня вручения копии решения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение 30 суток по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:                     М.Ю.Бриткова

2-137/2013 ~ М-38/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шарыповский межрайонный прокурор в интересах Карпенко Сергея Сергеевича
Карпенко Сергей Сергеевич
Ответчики
Администрация муниципального образования "город Шарыпово"
Другие
Министерство образования и науки Красноярского края
Управление образованием администрации г. Шарыпово
Суд
Шарыповский городской суд Красноярского края
Судья
Бриткова М.Ю.
Дело на странице суда
shargor--krk.sudrf.ru
14.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2013Передача материалов судье
17.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2013Подготовка дела (собеседование)
12.02.2013Подготовка дела (собеседование)
28.02.2013Подготовка дела (собеседование)
28.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2013Судебное заседание
05.03.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2013Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
07.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2013Дело оформлено
25.04.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее