дело № 2-285/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово Камчатского края | 10 февраля 2021 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Бецелевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
с участием представителя истца Жегловой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Митасовой Марины Ивановны к Шехереву Анатолию Трофимовичу о признании перехода права собственности на объект недвижимости,
у с т а н о в и л:
Митасова М.И. обратилась в суд с иском к Шехереву А.Т., в котором просила признать переход права собственности от ответчика к ней на жилой дом, общей площадью 22,8 м2, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
Свои требования мотивировала тем, что 18 мая 2002 года между сторонами заключен договор купли-продажи жилого дома с кадастровым номером № и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. 17 мая 2002 года в подтверждение намерения заключения договора купли-продажи сторонами заключен нотариальный договор, по которому истец передала ответчику сумму в размере 62 000 рублей, данная сумма определена сторонами как окончательная цена жилого дома. Сделка исполнена сторонами, сумма по договору полностью передана продавцу, имущество передано в момент подписания договора 17 мая 2002 года, после чего истец вступила во владение и пользование жилым домом, переоформив лицевой счет, оплачивала и содержала дом. Вместе с тем, переход права собственности на жилой дом от Шехерева к Митасовой не зарегистрирован по настоящее время, поскольку ответчик уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности, в МФЦ на регистрацию договора ответчик не явился 16.09.2020 года (л.д.4-6).
Истец Митасова М.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Жеглова И.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и пояснила, что с 17 мая 2002 года дом находится во владении и пользовании Митасовой. При заключении договора 17 мая 2002 года у нотариуса о передаче аванса, Шехерев передал Митасовой все документы на жилой дом: домовую книгу, заявления родственников об отказе от наследства после смерти матери ответчика ФИО9 и другие документы, подтверждающие, что когда- то этот дом принадлежал родителям Шехерева А.Т. Истцу известно, что жилой дом ответчиком получен в наследство после смерти матери ФИО9 Когда в 2020 году встал вопрос о продаже дома, выяснилось, что необходимо зарегистрировать право собственности в Росреестре. 16.09.2020 ответчик был приглашен в МФЦ для подписания договора купли-продажи и передаче документов на регистрацию. Но ответчик не пришел, и поэтому представитель истца поехала к нему домой 16.09.2020 для подписания договора купли-продажи жилого дома и земельного участка. Ответчик не возражал и подписал договор, датированный 18 мая 2002 года фактически 16 сентября 2020 года.
Ответчик Шехерев А.Т. в судебное заседание не явился, извещался судом в установленном законом порядке по адресу регистрации и проживания. Судебное извещение возвращено в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».
Согласно ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Кроме того, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Елизовского районного суда.
Третьи лица: Управление Росреестра по Камчатскому краю, Администрация Николаевского сельского поселения о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своего представителя в суд не направили, письменное мнение относительно заявленных исковых требований не представили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), с учетом мнения представителя истца, судебное разбирательство проведено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив иск, выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, отвечающие признакам относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела по существу, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 15 мая 2001 года (далее по тексту - ГК РФ) определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 ГК РФ).
В соответствии со статьей 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли - продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В соответствии со статьей 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
В судебном заседании установлено, что 17 мая 2002 года между сторонами заключен договор № 41 АА 0701604, согласно которому Митасова М.И. выдала, а Шехерев А.Т. получил аванс в размере 62 000 рублей в счет причитающихся с Митасовой М.И. 62000 рублей по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка, принадлежащего Шехереву А.Т. и находящегося в <адрес>. Договор заверен нотариально (л.д.19).
Как указано в исковом заявлении и как видно из представленной истцом копии договора купли-продажи от 18 мая 2002 года (л.д.18) между истцом и ответчиком заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, по условиям которого ответчик продал, а покупатель купил в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> и жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 22,8 м2, расположенный по адресу: <адрес>.
Пунктом 2 названного договора установлена цена проданного земельного участка и жилого дома в размере 62 000 рублей.
Согласно пункту 5 договора купли-продажи земельный участок и жилой дом передается при подписании договора, данный пункт имеет силу передаточного акта.
Договор подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 6 договора).
Как пояснила в судебном заседании представитель истца, фактически указанный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка подписан Шехеревым А.Т. – 16 сентября 2020 года, в день, когда его пригласили в МФЦ для передачи договора купли-продажи на регистрацию.
Поскольку в МФЦ ответчик не явился, договор купли-продажи жилого дома и земельного участка он подписал дома 16 сентября 2020 года, так как не возражал, что дом он продал Митасовой в 2002 году и получил за него 62000 рублей 17 мая 2002 года.
Как указано в исковом заявлении и установлено из пояснений представителя истца, в настоящее время Митасова М.И., которая с момента заключения договора о передаче аванса в размере 62000 рублей, владеет и пользуется спорным объектом недвижимости, а также несет бремя его содержания, лишена возможности осуществить указанные регистрационные действия в связи с уклонением ответчика от государственной регистрации перехода права собственности, в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Требование истца, направленное ответчику 25 августа 2020 года, явиться для завершения оформления сделки купли-продажи по договору от 17.05.2002, Шехерев А.Т. проигнорировал (л.д.32-33).
По смыслу вышеприведенных норм гражданского законодательства Российской Федерации, в предмет доказывания по иску о государственной регистрации права собственности подлежат включению: факт заключения между истцом и ответчиком сделки, предполагающей переход права собственности на недвижимость к истцу, фактическое исполнение данной сделки сторонами и уклонение ответчика от государственной регистрации перехода права собственности.
Суд, вынося решение о государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости в порядке п. 3 ст. 551 ГК РФ, должен установить факт уклонения продавца от регистрации перехода права собственности к покупателю на основании указанной сделки, а также проверить, соответствует ли данная сделка закону, в том числе Закону «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, для удовлетворения иска о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, кроме фактов заключения и исполнения договора купли-продажи недвижимости, а также уклонения продавца от регистрации перехода права собственности необходимо установить является ли продавец его собственником либо лицом, уполномоченным собственником на распоряжения им, так как лицо не может передать больше прав, чем само обладает.
Вопреки требованиям статей 56, 57 ГПК РФ истцом не представлено, и в ходе судебного разбирательства не получено доказательств, свидетельствующих о том, что Шехерев А.Т. имел полномочия по отчуждению спорной недвижимости в собственность истца, то есть являлся ее собственником либо был уполномочен ее собственником на распоряжение ею на момент заключения договора.
Так, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости следует, что сведения о зарегистрированных правах в ЕГРН отсутствуют.
Представленные в судебном заседании представителем истца документы, которые как пояснила представитель истца, Шехерев А.Т. передал Митасовой при подписании договора о передаче аванса в 2002 году: домовую книгу, справку УМП ПКХ «Николаевское» № 70 от 15.05.2002 о том, что двухквартирный жилой дом по адресу: <адрес> на балансе УМППКХ «Николаевское» не числится; справку ГУП ОПХ «Октябрьское» от 15.05.2002 № 197 о том, что на балансе ГУП ОПХ «Октябрьское» двухквартирный жилой дом по адресу: <адрес> не числится; заявления родственников ответчика об отказе от наследства после смерти матери ответчика ФИО9, не могут служить доказательством, что ответчик на момент распоряжения недвижимым имуществом, являлся его собственником.
Из представленной Нотариальной палатой Камчатского края копии свидетельства о праве наследования по закону от 12.11.1969 следует, что наследницей к имуществу ФИО2, умершего 10.03.1969 является его жена ФИО3, в состав наследственной массы вошло следующее имущество: вклад в сумме 598 рублей 24 копейки с причитающимися процентами по счету № в сберкассе №; ? доли рубленного жилого дома по наружному обмеру 30 м2, расположенного в <адрес>. Указанное домовладение принадлежит наследодателю на праве личной собственности на основании справки Николаевского сельского совета депутатов трудящихся Камчатской области № 157 от 30.10.1969.
После смерти ФИО9, умершей 26 октября 1995 года нотариусами Камчатского края наследственное дело не заводилось.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истца заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Митасовой Марины Ивановны к Шехереву Анатолию Трофимовичу о признании перехода права собственности от Шехерева А.Т. к Митасовой М.И. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 22, 8 кв. метров – отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 12 февраля 2021 года.
Председательствующий Т.А. Бецелева