Дело № 5-97/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
27 августа 2020 года г.Старая Русса
Судья Старорусского районного суда Новгородской области Литвин О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Дьячкова Ю.В., <данные изъяты>,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ УУП ОМВД России по Парфинскому району Родиным А.Н. в отношении Дьячкова Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, по обстоятельствам которого в 10 час. 45 мин. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> в торговом павильоне ИП Камолова в нарушение п.8.6 Указа Губернатора Новгородской области №97 от 06 марта 2020 года «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа №444 от 31 июля 2020 года) осуществлял трудовую деятельность без средств индивидуальной защиты органов дыхания: без медицинской маски и перчаток.
Дело об административном правонарушении передано для рассмотрения по подведомственности в Старорусский районный суд Новгородской области.
В судебное заседание Дьячков Ю.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил. В силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ судья счел возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайности ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Частью 1 ст.6.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - подлежат квалификации по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, часть 2 ст.6.3 КоАП РФ является специальной по отношению к ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и действия лица, осуществляющего контроль за использованием работниками средств индивидуальной защиты органов дыхания, при нарушении пункта 8.6 Указа Губернатора Новгородской области №97 от 06 марта 2020 года необходимо квалифицировать по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 66 от 31 января 2020 года коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно подпункт «а2 » пункта «а» статьи 10 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее – Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны соблюдать общественный порядок и требования законодательства РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «а, б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а2 » пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 41, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, согласно Указу Губернатора Новгородской области № 97 от 06 марта 2020 года (в ред. Указа № 444 от 31 июля 2020 года) в связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, с 07 марта 2020 года на территории Новгородской области вводится режим повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу п.8.6 названного Указа, все работодатели, осуществляющие деятельность на территории Новгородской области, обязаны обеспечить применение работниками средств индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки, кожные антисептики).
На основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (ст.11).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (ст.29).
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по Новгородской области № 141 от 13 апреля 2020 года «О дополнительных мерах по недопущению распространения коронавирусной инфекции на территории Новгородской области» (действующему на момент совершения правонарушения), юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям независимо от организационно-правовых форм собственности, деятельность которых не приостановлена, в период неблагополучной эпидемиологического ситуации по новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) предписано обеспечить проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе обеспечить применение сотрудниками средств индивидуальной защиты органов дыхания (исходя из продолжительности рабочего дня и смены масок), кожных антисептиков и/или дезинфицирующих салфеток; проведение инструктажа для сотрудников по правилам использования средств индивидуальной защиты и осуществление контроля за их использованием.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Дьячков Ю.В. привлекается к административной ответственности за нарушение п.8.6 Указа Губернатора Новгородской области № 97 от 06 марта 2020 года (в ред. Указа № 444 от 31 июля 2020 года), обязывающего работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) обеспечить применение работниками средств индивидуальной защиты.
Вместе с тем, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что Дьячков Ю.В. является лицом, ответственным за обеспечение применения работниками торгового зала ИП средств индивидуальной защиты при нахождении на рабочем месте, в связи с чем не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Принимая во внимание изложенное, производство по делу подлежит прекращению на основании ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении Дьячкова Ю.В. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 суток через Старорусский районный суд со дня получения или вручения копии постановления.
Судья О.В.Литвин