Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1116/2017 ~ М-817/2017 от 07.04.2017

К делу № 2- 1116/17

Решение

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 15 мая 2017 года

Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе:

Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.

При секретаре Климович Л.А.

С участием представителя администрации Муниципального образования Темрюкский район, действующей по доверенности Мануйловой С.А.

Представителя администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, действующего по доверенности Луценко Ю.В.

Представителя ответчика Занина В.Н., действующей по доверенности Петрикиной О.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску представителя администрации МО Темрюкский район, действующей по доверенности Мануйловой С.А. к администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, Занину В.Н. о признании сделки ничтожной и применении последствий недействительности сделки,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель администрации МО <адрес>, действующая по доверенности Мануйлова С.А., обратилась в суд с указанным иском в обосновании заявленного иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Голубицкого сельского поселения и Заниным В.Н. был заключен договор мены земельных участков в соответствии со ст. ст.39.21, 39.22 Земельного кодекса Российской Федерации. По условиям договора мены администрация Голубицкого сельского поселения передает Занину В.Н. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, из земель населенных пунктов с кадастровым номером (по договору участок А), общей площадью 1700 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированные жилые дома с приквартирными участками, в границах, расположенный по адресу: <адрес>, в районе ипподрома. Занин В.Н. передает администрации Голубицкого сельского поселения земельный участок с кадастровым номером (по договору участок Б), общей площадью 1707 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование блокированные жилые дома с приквартирными участками, расположенный по адресу: <адрес>, в 20 м. южнее ст.Голубицкой. Передаваемый земельный участок принадлежит Занину В.Н. на праве собственности.

Рыночная стоимость участка А согласно отчету Союза «Темрюкская торгово-промышленная палата» от ДД.ММ.ГГГГ -Т составляет 1 817 000 рублей. Рыночная стоимость участка Б согласно отчету Союза «Темрюкская торгово-промышленная палата» от ДД.ММ.ГГГГ -Т составляет 1.825.400 рублей. В соответствии с п.п.1.4.; 4.2 договора мены, обмениваемые земельные участки признаются сторонами равноценными, мена участков производится без доплаты.

Случаи, когда допускается изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, отнесены законом к исключительным. Такие потребности органов публичной власти должны быть подтверждены решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое допускается только в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ. Необходимость заключения органом публичной власти договора мены земельных участков также может быть обоснована наличием на земельном участке, находящемся в частной собственности, объекта социальной, инженерной или транспортной инфраструктуры, необходимого для развития территории муниципального образования, субъекта РФ или страны в целом, либо запланированным размещением на этом земельном участке подобного объекта, что должно быть удостоверено утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.

В пункте 1.3 договора мены указано, что участок Б в соответствии с генеральным планом Голубицкого сельского поселения <адрес>, утвержденного решением Совета Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрен под земли общего пользования (<адрес> Голубицкого) Голубицкого сельского поселения <адрес>.

Как утверждает представитель истца, решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд не принималось, нет утвержденного проекта планировки, в соответствии с которым допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Ссылаясь на положение ч.2 ст.168 ГК РФ, пункта 2 ст.167 ГК РФ, поскольку договор мены земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключен с нарушением требованием закона (статей 39.21, 39.22, 49,56.3 ЗК РФ, 568, 73 ГК РФ), он является ничтожной сделкой, представитель истца обратилась в суд с указанным иском.

В процессе рассмотрения дела в суд поступили уточненные исковые требования представителя администрации МО <адрес> (

В судебном заседании представитель администрации МО <адрес>, действующая по доверенности Мануйлова С.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что сторона ответчиков не представила суду достоверных и допустимых доказательств о соблюдении требований законодательства при подготовки проекта планировки, совмещённого с проектом межевания в границах земельных участков с кадастровыми номерами , публичных слушаний по проекту планировки, совмещённого с проектом межевания, в границах земельных участков с кадастровыми номерами расположенных в южной части станицы Голубицкой, при изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером При принятия решения об изъятия земельного участка с кадастровым номером для муниципальных нужд, были обменены не равноценные земельные участки.

Представитель администрации Голубицкого сельского поселения <адрес>, действующий по доверенности Луценко Ю.В., с заявленными требованиями не согласился, поддержал возражения и дополнения к возражению на иск (т) указав, что в соответствии с частью 3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N136-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом,    находящимся    в муниципальной собственности

поселения, утверждение Правил благоустройства территории поселения, утверждение генеральных     планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение     подготовленного на основе генеральных планов поселения документации по планировке     территории.

Постановлением администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> от 11.08.2011г. Занину В.Н. разрешено осуществить подготовку проекта планировки земельного участка с кадастровым номером площадью 14000 кв.м., расположенного в южной части станицы Голубицкой <адрес>, находящегося в собственности сельского поселения, на основании свидетельства о государственной регистрации права.

Постановлением администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> от 03.02.2014г. земельным участкам с кадастровыми номерами расположенных в южной части станицы Голубицкой <адрес>, были присвоены названия <адрес> Голубицкого и <адрес>.

Решением Совета Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг утвержден проект «Внесения изменений в Генеральный план Голубицкого сельского поселения <адрес>». Постановлением администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , после проведения публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден проект планировки, совмещенный с проектом межевания, в границах земельных участков с кадастровыми номерами

Решением Совета Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг утвержден проект «Внесения изменений в Правила землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения <адрес>».

Правила землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения <адрес> являются нормативно-правовым актом муниципального образования, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом <адрес>, иными законами и иными нормативными актами Российской Федерации и <адрес>, Уставом Голубицкого сельского поселения, Генеральным планом Голубицкого сельского поселения, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития Голубицкого сельского поселения, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Статьей 57 Правил землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения <адрес> предусмотрены виды территориальных зон на территории Голубицкого сельского поселения <адрес>, в числе которых предусмотрены зоны ВН - зона проектируемой застройки и зона СЗ - зона смешанной застройки.

Статьей 57 Правил землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения <адрес> определены параметры разрешенного строительства многоквартирных блокированных жилых домов с приквартирными участками, в том числе и с учетом соблюдения требований противопожарной безопасности определенных статьей 65 настоящих Правил.

Из положения пункта 12 статьи 85 ЗК РФ следует, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

У Занина В. Н. в собственности до совершения мены находился земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401000:1123 общей площадью 1707 кв.м., категории земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированные жилые дома с приквартирными участками.

Занин В. Н. не строил автомобильную дорогу. Собственниками автомобильных дорог могут быть физические или юридические лица, построившие за счет собственных средств на предоставленных им в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (Статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

При заключении договора мены земельных участков (в соответствии с требованиями ч.5 ст.29.20 ЗК РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 136-Ф3) цена обмениваемых земельных участков была равнозначной, нарушений законодательства допущено не было. Таким образом, не совершение сделки мены, а оставление в собственности Занина В.Н. улицы, автомобильной дороги, являлось бы действительным нарушением земельного законодательства Российской Федерации, поэтому, доводы администрации муниципального образования <адрес> несостоятельны.

Представитель ответчика Занина В.Н., действующая по доверенности Петрикина О.Н., с заявленными требованиями не согласился, в полном объеме поддержала возражения на иск а также доводы администрации Голубицкого сельского поселения, указав, что обмен земельными участками между Администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района и Заниным В.Н. является законным, в договоре участвуют равнозначные земельные участки, соблюден порядок оформления договора мены, закрепленный земельным законодательством и включающий в себя этапы передачи площадей и обязательный постановки на учет.

Представитель третьего лица ФФГБУ «ФКП Росреестра», заместитель начальника Темрюкского отдела Люсый Д.В. просил рассмотреть дело в их отсутствие (т.2 л.д.69).

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования представителя администрации МО <адрес>, подлежат удовлетворению.

Так, судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Голубицкого сельского поселения и Занину В.Н. был заключен договор мены земельных участков в соответствии со ст.ст.39.21, 39.22 Земельного кодекса. Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ

По условиям договора мены, администрация Голубицкого сельского поселения передает Занину В.Н. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, из земель населенных пунктов с кадастровым номером (по договору участок А), общей площадью 1700 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированные жилые дома с приквартирными участками, расположенный по адресу: <адрес>, в районе ипподрома.

Занин В.Н. передает администрации Голубицкого сельского поселения земельный участок с кадастровым номером (по договору участок Б), общей площадью 1707 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование блокированные жилые дома с приквартирными участками, расположенный по адресу: <адрес>, в 20 м. южнее ст.Голубицкой. Передаваемый земельный участок принадлежит Занину В.Н. на праве собственности (государственная регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство №

Земельный участок, с кадастровым номером , в соответствии с Генеральным планом Голубицкого сельского поселения <адрес>, утвержденным решением Совета Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ () предусмотрен под земли общего пользования (<адрес> Голубицкого) Голубицкого сельского поселения <адрес>, что отражено в договоре мены от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1 статьи 279 ГК РФ в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

ЗК РФ в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 ЗК РФ).

Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае, подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).

Кроме того, не требуется наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории для принятия решения об изъятии земельного участка, необходимого для эксплуатации линейного объекта из числа указанных в статье 49 ЗК РФ, если такой линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника линейного объекта или лица, которому он принадлежит на иных правах, отсутствуют права, а право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до ДД.ММ.ГГГГ (часть 4 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).

Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей, не предусмотренных пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ, возможно только в строго определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 2 статьи 56.3 ЗК РФ.

К государственным или муниципальным нуждам статья 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (пункт 3 статьи 49 ЗК РФ).

С ДД.ММ.ГГГГ подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ), к которым также применяются правила о юридически значимом сообщении (статья 165.1 ГК РФ).

Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), при рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, направления соответствующих сообщений и их доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Пунктом 3 статьи 279 ГК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предусматривалась обязанность органа, принявшего решение об изъятии земельного участка, не позднее, чем за год, до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника участка, а выкуп до истечения года, со дня получения собственником такого уведомления, допускался только с согласия собственника.

С ДД.ММ.ГГГГ установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 ЗК РФ).

В силу положений ст. 3 ГПК РФ и ст.11 ГК РФ заинтересованное лицо имеет право на обращение в суд с целью защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Администрация муниципального образования <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является распорядителем земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района. В силу чего, данная сделка по распоряжению муниципальной землей затрагивает публичные интересы муниципального органа по исполнению отдельных государственных полномочий.

Как видно из правоустанавливающих документов, из земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, образовано 19 земельных участков с кадастрового номера Земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, с кадастровой стоимостью 130212,18 рубля (

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор мены между Рудавиной Л.П. и Заниным В.Н. по условиям которого в собственность Занина В.Н. переходит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1707 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, для сельскохозяйственного производства, по адресу: в 20 метрах южнее <адрес>, в собственность Рудавиной Л.П. земельный участок с кадастровым номером , площадью 3222 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, для сельскохозяйственного производства, по адресу: в 20 метрах южнее <адрес> (

Постановлением администрации Голубицкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке проекта планировки земельного участка с кадастровым номером , расположенного в южной части станицы Голубицкой» разрешено Рудавиной Л.П. и Занину В.Н. подготовить проект планировки земельного участка, площадью 14000 кв.м. (

Постановлением администрации Голубицкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке проекта планировки земельного участка с кадастровым номером , расположенного в южной части станицы Голубицкой» разрешено Рудавиной Л.П. подготовить проект планировки земельного участка, площадью 2600 кв.м.

В проекте планировки территорий, совмещенный с проектом межевания, в границах земельных участков с кадастровыми номерами и расположенных в южной части ст.Голубицкой <адрес>, указано, что основная задача проекта планировки – определить планировочную структуру территории, выявить транспортные и пешеходные связи, виды разрешенного использования земельных участков, выполнить разбивку территории под индивидуальное жилищное строительство. Проект планировки разработан в соответствии с Генеральным планом поселения, утвержденным Решением Совета Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решает только принципиальные вопросы размещения строительства.

До утверждения градостроительной документации необходимо получить заключение Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) <адрес> (

Администрацией Голубицкого сельского поселения в обосновании доводов об отсутствии нарушений при подготовки проекта планировки представлен ответ Управления Государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возможности использования земельного участка с кадастровым номером для многофункциональной застройки и индивидуального жилищного строительства, при условии выполнения требований указанных в ответе, в то время, как в отношении земельного участка с кадастровым номером такое разрешение уполномоченного органа не представлено

В силу чего, суд соглашается с доводом представителя истца, что при подготовке проекта планировки, совмещённого с проектом межевания в границах земельных участков с кадастровыми номерами были допущены нарушения требований закона.

Частью 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) закреплено, что порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации Голубицкого сельского поселения назначены публичные слушания по проекту планировки, совмещенного с проектом межевания, в границах земельных участков с кадастровыми номерами ). Публикация о проведении публичных слушаний опубликована в газете Тамань ДД.ММ.ГГГГ (

ДД.ММ.ГГГГ прошли публичные слушания по утверждению проекта планировки, совмещенного с проектом межевания, в границах земельных участков с кадастровыми номерами , что подтверждается протоколом и заключением о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 122-125, 120-121).

Согласно протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ Генеральным планом и ПЗЗ предусмотрена функциональная зона – жилая зона. В состав этой зоны включены: зона застройки индивидуальными жилыми домами и зона застройки блокированными жилыми домами. Земельные участки граничат с земельным участком, принадлежащим В и Голубицким сельским поселением. Дорога для подъезда к участку В обеспечена, подъезд к дренажному каналу обеспечен. От В претензий не поступало. Между двумя рассматриваемыми земельными участками уже существовала полевая дорога площадью 0,23 га, которая и вошла в рассматриваемый проект. Вторую дорогу общего пользования площадью 0,4 га собственники участка с кадастровым номером выделяют из своей собственной земли.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки, совмещенный с проектом межевания в границах земельных участков с кадастровыми номерами

Публикация Постановления от ДД.ММ.ГГГГ размещена ДД.ММ.ГГГГ в ежемесячной газете Голубицкого сельского поселения «Голубицкий вестник» (т.1 л.д.133).

В соответствии с Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании Голубицкое сельское поселение <адрес>, утвержденного Решением Совета Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( на публичные слушания в обязательном порядке выносятся, в том числе, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий. Инициаторами публичных слушаний могут являться население (жители) муниципального образования, Совет Голубицкого сельского поселения <адрес> и глава муниципального образования Голубицкого сельского поселения Темрюкского района. Публичные слушания по инициативе главы муниципального образования назначаются правовым актом главы муниципального образования. Уполномоченный орган обеспечивает опубликование (обнародование) заключения о результатах публичных слушаний без приложений в течение 5 дней со дня его утверждения.

Как видно из представленных в суд документов Заключение о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ не было опубликовано в средствах массовой информации.

Проанализировав представленные стороной ответчиков доказательства, суд приходит к выводу, что процедура публичных слушаний по проекту планировки совмещённого с проектом межевания, в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0401000:226, 23:30:0401000:583, расположенных в южной части станицы Голубицкой проведена с нарушением закона.

Постановлением администрации Голубицкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ земельным участкам с кадастровым номером присвоены названия: Григория Голубицкого и <адрес> (т.1 л.д. 35-36).

ДД.ММ.ГГГГ Решением Совета Голубицкого сельского поселения III внесены изменения в Генеральный план Голубицкого сельского поселения <адрес> (т.2 л.д.81).

ДД.ММ.ГГГГ Решением Совета Голубицкого сельского поселения III внесены изменения в ПЗЗ Голубицкого сельского поселения <адрес> (т.2 л.д.82-85).

Согласно выкипировки из публичной кадастровой карты Генерального плана Голубицкого сельского поселения, в части местоположения улицы им.Григория Голубицкого проектируемая дорога проходит по земельным участками с кадастровым номером (принадлежащему на праве собственности Занину В.Н.) и с кадастровым номером (принадлежащего на праве собственности В).

При этом доказательств, а именно решения в соответствии со ст. 49, 56.6 ЗК РФ об изъятия указанных земельных участков для муниципальных нужд (запроектированной дороги) администрацией Голубицкого сельского поселения не представлено.

Как видно из договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, на момент заключения сделки, вид разрешенного использования, который изымается в муниципальную собственность, не позволяет на нем строительство запроектированной дороги.

Постановлением администрации Голубицкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ - вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером изменен после заключения договора мены земельных участков с «блокированные жилые дома с приусадебными участками» на «улицы, проезды, площади» (

В соответствии с положениями части 2 статьи 39ГрК РФ администрация должна была вынести вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на обсуждение на публичных слушаниях.

Пунктом 3 статьи 36 ГрК РФ установлено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Правилами землепользования и застройки устанавливаются виды разрешенного использования (основные, вспомогательные, условно разрешенные), предельные (максимальные, минимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства.

Сведения о виде разрешенного использования земельных участков, указанные в акте органа государственной власти или органа местного самоуправления, должны соответствовать сведениям о виде разрешенного использования земельных участков для соответствующей территориальной зоны, указанным в правилах землепользования и застройки, утвержденных на соответствующей территории.

В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования изменяется на «улицы, проезды, площади», который согласно ПЗЗ Голубицкого сельского поселения отнесен к условно разрешенным видам использования.

В соответствии с Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании Голубицкое сельское поселение <адрес>, утвержденного Решением Совета Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, постоянно проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.

Уполномоченный орган направляет сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение. Указанные сообщения направляются почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении в срок не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

После завершения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, уполномоченный орган с учетом результатов публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования главе муниципального образования. Обязательными приложениями к проекту предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном частью 6 статьи 16 настоящего Положения.

Доказательств соблюдения администрацией данного порядка не представлено, что подтверждается решением ФФГБУ «ФКП по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за , по которому приостановлено осуществление кадастрового учета (

В материалы дела администрацией Голубицкого сельского поселения <адрес> представлен отчет Союза «Темрюкской торгово-промышленной палаты» -Т по оценке земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год. Согласно представленному отчету рыночная стоимость указанного земельного участка равна 1 825 000 рублей ().

По заключению эксперта ООО «НовоТех» , представленного администрацией МО <адрес>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год не имеет рыночной стоимости, поскольку является территорией общего пользования и не может быть отчужден на свободном конкурентном рынке (т. 2 л.д. 24-50).

По отчету об оценке Союза «Темрюкской торгово-промышленной палаты» от ДД.ММ.ГГГГ -Т рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером на ДД.ММ.ГГГГ равна 1 817 000 рублей.

По заключению эксперта ООО «НовоТех» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год равна 1 583 890 рублей.

По смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке рыночной стоимости не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).

Суд, изучив представленные сторонами доказательства по рыночной оценке земельных участков, ставших предметом сделки договора- мены от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав в качестве специалиста эксперта » В, учитывая, что эксперт при даче заключения предупреждалась об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 УК РФ, не заинтересованность эксперта по даче заключения, соглашается с выводами указанными в экспертом заключении проведенного » по постановлению заместителя начальника УФСБ России по <адрес> о назначении оценки земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 39.22 ЗК РФ, заключение договора мены, предметом которых являются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеет свои особенности. Земельные участки, являющиеся предметом договора мены, а также расположенные на них объектов недвижимости, передаваемые в государственную или муниципальную собственность на возмездной основе, должны быть оценены по правилам, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со ст.3 указанного Федерального закона, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (ст. 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В соответствии со ст.568 ГК РФ и п.6 ст.39.22 ЗК РФ, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, компенсация может быть произведена только в отношении собственника изымаемого земельного участка).

Суд, оценив представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что при заключении сделки от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки по рыночной стоимости были не равноценными, что само по себе является основанием для признания сделки не соответствующей требованиям закона (ничтожной).

Мена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, имеет определенные особенности, поскольку заключение такого договора мены должно быть обосновано со стороны соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления необходимостью передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, находящегося в частной собственности (ст. 39.21 и 39.22 ЗК РФ).

Как указывалось выше, такие потребности органов публичной власти должны быть подтверждены решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое допускается только в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, где указывается возможность изъятия земельных участков для выполнения международных обязательств РФ, для размещения объектов федерального, регионального или местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а также в связи с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Статьей 56.6 ЗК РФ устанавливаются правила принятия решения об изъятии земельного участка, требования к его содержанию. Законодательное закрепление указанных вопросов направлено на обеспечение единой правоприменительной практики.

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

Необходимость заключения органом публичной власти договора мены земельных участков также может быть обоснована наличием на земельном участке, находящемся в частной собственности, объекта социальной, инженерной или транспортной инфраструктуры, необходимого для развития территории муниципального образования, субъекта РФ или страны в целом, либо запланированным размещением на этом земельном участке подобного объекта, что должно быть удостоверено утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.

ДД.ММ.ГГГГ (в день заключения сделки), принимается Постановление администрации Голубицкого сельского поселения «О заключении с собственником земельного участка с кадастровым номером договора мены, предусматривающего предоставление в его собственность другого земельного участка с кадастровым номером взамен изымаемого для муниципальных нужд» на основании Решения Совета Голубицкого поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта внесения в Генеральный план Голубицкого сельского поселения» и Решения Совета Голубицкого поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта «Внесение изменений в ПЗЗ Голубицкого поселения». В пункте первом постановления указано: «Изъять земельный участок с кадастровым номером для муниципальных нужд Голубицкого поселения» (т.

Представленное постановление Главы администрации Голубицкого сельского поселения, не является решением об изъятии земельного участка. Вследствие чего, судом установлено, что не соблюдена процедура, предшествующая изъятию земельного участка у собственника (пункт 3 статьи 279 ГК РФ).

На основании ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно п. 2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Сделка договора мены земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ заключена с нарушением требований ст. ст. 39.21, 39.22 ст. 49, 56.6 ЗК РФ, 568, 279 ГК РФ, в силу чего является ничтожной, по основаниям ст.168 ГК РФ. Ничтожный договор не порождает юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью (п.1 ст.167 ГК РФ).

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать договор мены земельных участков с кадастровым номером 23:30:0401000:1165 и земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Голубицкого сельского поселения <адрес> и Занину В.Н. ничтожной сделкой.

Применить последствия недействительности сделки и обязать администрацию Голубицкого сельского поселения возвратить Занину В.Н. земельный участок с кадастровым номером , обязать Занину В.Н. возвратить администрации Голубицкого сельского поселения земельный участок с кадастровыми номерами , площадью 500 кв.м.; площадью 500 кв.м., образованных из земельного участка с кадастровым номером .

Решение суда является основанием для погашения регистрационных записей о праве собственности Голубицкого сельского поселения на земельный участок с кадастровым номером и о праве собственности Занину В.Н. на земельные участки с кадастровыми номерами , площадью 700 кв.м.; площадью 500 кв.м., образованных из земельного участка с кадастровым номером

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский Краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2017 года.

2-1116/2017 ~ М-817/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО Темрюкского района
Ответчики
Занин Владимир Николаевич
Администрация Голубицкого сельского поселения ТР
Другие
Темрюкский отдел управления Росреестра по Краснодарскому краю
Суд
Темрюкский районный суд Краснодарского края
Судья
Курбанова Е.Н.
Дело на сайте суда
temruksky--krd.sudrf.ru
07.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2017Передача материалов судье
12.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2017Судебное заседание
19.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.11.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.12.2017Судебное заседание
04.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
15.10.2018Дело оформлено
17.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее