Решение по делу № 2-830/2013 ~ М-758/2013 от 10.07.2013

                                            РЕШЕНИЕ

                            Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                    а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи                            Едиджи С.Х.

При секретаре                                                       Калакуток Л.Р.

С участием:

-истца - помощника прокурора Негуча М.А.

-представителя ответчика Гучетля И.А. - Абредж З.Э. по доверенности <адрес>3 от 30.07.2013г.

-представителя ответчика администрации МО «<адрес>» Чич Ю.М. по доверенности от 18.09.2012г.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>», Гучетлю И. А. о признании недействительным постановления главы администрации МО «<адрес>» от 24.08.2012г. о предоставлении в аренду земельного участка; признании недействительным договора аренды земельного участка от 24.08.2012г. и применении последствий недействительности сделки,

У С Т А Н О В И Л :

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>», Гучетлю И. А. о признании недействительным постановления главы администрации МО «<адрес>» от 24.08.2012г. о предоставлении в аренду земельного участка; признании недействительным договора аренды земельного участка от 24.08.2012г. и применении последствий недействительности сделки.

В обоснование иска указал, что постановлением главы администрации МО «<адрес>» от 24.08.2012г. Гучетлю И.А. предоставлен в аренду земельный участок категории земель «земли населенных пунктов» площадью 5000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

24.08.2012г. между администрацией МО «<адрес>» и Гучетлем И.А. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка.

Считают вышеуказанные постановление и договор аренды, заключенный между администрацией МО «<адрес>» и Гучетлем И.А. незаконными.

Решением Совета народных депутатов МО «Яблоновское городское поселение» от 25.11.2011г. утверждены Правила землепользования и застройки МО «Яблоновское городское поселение».

Согласно утвержденных правил и градостроительного регламента МО «Яблоновское городское поселение», земельный участок относится к территориальной зоне ПР.301. «зона производственного и коммунально-складского назначения». Ни в основных, ни в вспомогательных, ни в условных видах разрешенного использования не предусмотрена возможность использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Администрацией МО «<адрес>» в нарушение требований действующего законодательства и в нарушение утвержденных правил землепользования и застройки МО «Яблоновское городское поселение» самостоятельно определила вид разрешенного использования земельного участка, что привело его к неэффективному использованию.

Несоблюдение требований закона при выделении земельного участка привело к ограничению конкуренции, связанной с правами неопределенного круга лиц обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для его использования в соответствии с категорией земельного участка и его целевого назначения.

Просит признать недействительным постановление главы администрации МО «<адрес>» от 24.08.2012г.г. о предоставлении в аренду Гучетлю И.А. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; признать недействительным договор аренды земельного участка земельного участка от 24.08.2012г. заключенный между администрацией МО «<адрес>» и Гучетлем И.А. и применить последствия недействительности сделки.

В судебном заседании помощник прокурора Негуч М.А. поддержал исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Гучетля И.А. - Абредж З.Э. исковые требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении отказать, и пояснила, что Гучетлю И.А. предоставлялся земельный участок, относящийся к категории земель «земли населенных пунктов». О том, что категория земельного участка изменена Гучетль И.А. не знал и знать не мог, земельный участок в измененном виде с разделением по зонам на основании решения сессии Яблоновского сельского поселения, не поставлен на кадастровый учет, в связи, с чем постановление о предоставление в аренду земельного участка и заключенный между Гучетлем И.А. и администрацией МО «<адрес>» договор аренды является законным и не нарушает чьих-либо прав. Кроме того, истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, с заявлением о восстановлении пропущенного срока истец не обращался.

Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» Чич Ю.М. в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> не признала, просила в удовлетворении отказать, и пояснила, что на момент заключения обжалуемых договора аренды от 24.08.2012г. и вынесения постановления от 24.08.2012г. спорный земельный участок относился к категории земель «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, и соответственно был зарегистрирован в государственном земельном кадастре, в связи с чем у администрации района не было оснований для отказа в заключении договора аренды земельного участка. Кроме того, истец пропустил процессуальный срок для обращения в суд, о его восстановлении в судебном заседании не просил и не представил уважительных причин пропуска.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования <адрес> необоснованными, не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании постановлением главы администрации МО «<адрес>» от 24.08.2012г. Гучетлю И.А. предоставлен в аренду земельный участок категории земель «земли населенных пунктов» площадью 5000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

24.08.2012г. между администрацией МО «<адрес>» и Гучетлем И.А. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка.

Нарушений земельного законодательства при предоставлении земельного участка Гучетлю И.А. администрацией района судом не установлено.

На основании ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.

По смыслу ст. 1, 7 ЗК РФ земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию. Выделение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации под определенные цели.Сведения о разрешенном использовании земельного участка наряду со сведениями о его площади являются элементом уникальной характеристики земельного участка.

Согласно п. 8 ст. 1 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории.

Решение о предоставлении земельного участка Гучетлю И.А. администрацией района принято исходя из кадастрового паспорта участка, выданного кадастровой палатой при подготовке документов для предоставления земельного участка.

Таким образом, у администрации МО «<адрес>» не было правовых оснований не заключать договор аренды на земельный участок с Гучетлем И.А., так как он относился к категории земель «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно ст. 6 ЗК РФ, объектом земельный правоотношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ, определен состав земель в Российской Федерации и предусмотрено, что их правовой режим устанавливается исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулирует Федеральный закон N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе /ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ/.

В ст. 3 Федерального закона N 221 -ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объектах недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 267, которым определены правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон /объекты землеустройства/.

Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либоустанавливается или изменяется территориальная зонаили зона с особыми условиями использования территорий, либо меняется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 данного Федерального закона сведения.

В ст. 10 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах входят: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 618 утверждено «Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости».

В силу пункта 11 названного положения орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

Решением Совета народных депутатов МО «Яблоновское городское поселение» N 32-1 от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки МО «Яблоновское городское поселение», в которых содержатся сведения об установлении территориальных зон и видах разрешенного использования земельных участков, входящих в состав таких зон.

Однако администрация МО «Яблоновское городское поселение» в установленный законом десятидневынй срок не представила данные сведения в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РА, что подтверждается их письмами от 05.06.2013г. и 06.08.2013г. №1-12/4841, в которых указывается, что по состоянию на 06.08.2013.г. по <адрес> сведения о территориальных зонах в государственный кадастр недвижимости не внесены.

Таким образом, администрация поселения, располагая информацией, обеспечивающей собственникам объектов недвижимости возможность изменения вида разрешенного использования земельных участков, не представила в орган кадастрового учета необходимые сведения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а глава Яблоновского городского поселения утвердил схему расположения земельного участка предоставленного Гучетлю И.А., где зона земельного участка указана без учета принятого решения исполнительным органом.

Согласно статье 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при условии, что данный ненормативный акт не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и охраняемые законом интересы конкретных граждан или юридических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора прокурора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления, однако требование закона в отношении исполнения решения органа местного самоуправления Яблоновского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ обязавающее в срок 10 дней внести изменения в государственный кадастр недвижимости не исполнено по настоящее время, какая-либо форма прокурорского реагирования на нарушение закона не использована прокурором и суду не представлена.

В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как не соответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Нарушений гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан судом не установлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате государственной пошлины.

Таким образом, на прокурора, обратившегося в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, распространяются требования ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, в соответствии с которыми гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором по уважительной причине срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора в том случае, если до истечения указанного срока или в иной разумный срок прокурор предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. При этом позднее выявление прокурором нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов само по себе не является уважительной причиной пропуска срока подачи заявления.

В материалах дела отсутствуют сведения о наличии уважительных причин пропуска трехмесячного срока для обращения в суд, что, свидетельствует о том, что при наличии возможности обращения в суд в пределах установленного процессуального срока, истцом указанный срок был пропущен.

Как установлено судом, прокурор <адрес> РА в какие-либо органы с заявлением об устранении нарушений закона при выделении спорного земельного участка не обращался, данное обстоятельство истец - помощник прокурора в судебном заседании не отрицал.

Таким образом, прокурором <адрес> РА не представлены доказательства для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов, а также пропущен процессуальный срок для обращения в суд,и, суд считает законным в удовлетворении исковых требований <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>», Гучетлю И. А. о признании недействительным постановления главы администрации МО «<адрес>» от 24.08.2012г. о предоставлении в аренду земельного участка; признании недействительным договора аренды земельного участка от 24.08.2012г. заключенного между администрацией МО «<адрес>» и Гучетлем И.А. и применении последствий недействительности сделки, отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>», Гучетлю И. А. о признании недействительным постановления главы администрации МО «<адрес>» от 24.08.2012г. о предоставлении в аренду Гучетлю И. А. земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; признании недействительным договора аренды земельного участка от 24.08.2012г., заключенному между администрацией МО «<адрес> и Гучетлем И. А. и применении последствий недействительности сделки, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья        С.Х. Едиджи

2-830/2013 ~ М-758/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заместитель прокурора Тахтамукайского района советник юстиции Ч.Х. Гунай
Ответчики
Гучетль Ибрагим Анзаурович
Администрация МО "Тахтамукайский район"
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Едиджи С.Х.
Дело на странице суда
tahtamukaysky--adg.sudrf.ru
10.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2013Передача материалов судье
12.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2013Подготовка дела (собеседование)
25.07.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2013Судебное заседание
15.08.2013Судебное заседание
15.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2013Дело оформлено
21.11.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее