РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 мая 2023 года адрес
Октябрьский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-1370/2023 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к судебным приставам-исполнителям ОСП адрес ФИО8, ФИО3, врио начальника ОСП адрес ФИО4, ФИО5, ГУ ФССП России по адрес, с участием заинтересованного лица ФИО9 о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП адрес ФИО3, ГУ ФССП России по адрес, указав, что для принудительного исполнения в адрес ГУФССП России по адрес был направлен исполнительный лист от дата серии ФС №..., выданный Октябрьским районным судом адрес о взыскании задолженности по договору займа и обращении взыскания на заложенное имущество с ФИО9, дата г.р., в пользу ИП ФИО1 В исполнительном документе и заявлении о возбуждении исполнительного производства указано, в том числе требование об обращении взыскания на предмет ипотеки – квартиру по адресу: адрес, с установлением начальной продажной стоимости объекта залога для реализации в сумме 2 361 836,00 руб. дата на основании исполнительного документа было возбуждено исполнительное производство №...-ИП. Несмотря на продолжительный срок ведения исполнительного производства с дата по дата, то есть в течение 116 дней, заложенное имущество на реализацию не передано, исполнительное производство результатов не дало. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО8 по исполнительному производству №...-ИП от дата, выраженное в отсутствии действий по обращению взыскания на заложенное имущество, обязать судебного пристава-исполнителя ФИО8 по исполнительному производству №...-ИП от дата немедленно произвести все необходимые действия для обращения взыскания на заложенное имущество должника.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП адрес ФИО3, врио начальника ОСП адрес ФИО4, ФИО5
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от дата N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведенных норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
В судебное заседание, организованное по ходатайству административного истца с использованием видео конференц связи, ИП ФИО1 не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.
Административные ответчики, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, ОСП адрес представлены в суд материалы исполнительного производства.
Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от дата N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от дата №... «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Из материалов дела следует и установлено судом, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО6 от дата возбуждено исполнительное производство №... с предметом исполнения: обратить взыскание на жилое помещение (квартиру), расположенную по адресу: адрес, площадью 30,7 кв.м., определить способ реализации с публичных торгов, в отношении должника ФИО9 в пользу взыскателя ИП ФИО1
дата судебным приставом-исполнителем ФИО8 вынесено постановление о наложении ареста на имущество должника и составлен акт описи ареста имущества должника.
дата судебным приставом-исполнителем ФИО8 вынесено постановление о запрете на совершение действий по регистрации в отношении имущества – квартиры по адресу: адрес, площадью 30,7 кв.м.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО8 от дата внесены изменения в акт описи ареста в части суммы арестованного имущества – 2 361 836 руб.
Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются, в том числе, правильное и своевременное исполнение судебных актов.
Своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (пункт 2 статьи 4 Закона об исполнительном производстве).
В силу статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно части 1 статьи 78 Закона об исполнительном производстве, обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по исполнительному документу - судебному акту, исполнительному листу, исполнительной надписи нотариуса.
Согласно ч. 2 ст. 85 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.
Статьей 87 Закона об исполнительном производстве установлено, что реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 3, 6, 7 статьи 87 Закона об исполнительном производстве, реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию.
Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.
Таким образом, исходя из положений частей 6 и 7 статьи 87 Закона об исполнительном производстве, основаниями для начала процедуры проведения публичных торгов являются постановление судебного пристава-исполнителя о передаче имущества должника на реализацию и передача этого имущества судебным приставом-исполнителем специализированной организации по акту приема-передачи.
Из материалов дела следует, что приведенные сроки судебным приставом-исполнителем ФИО8 соблюдены не были.
Как видно из материалов дела, только дата судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об оценке имущества должника, на основании которого установлена начальная продажная стоимость имущества, арестованного по акту от дата, в сумме 2 361 836,00 руб.
В этот же день дата судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о передаче в ТУ Росимущества по адрес на реализацию на открытых торгах, проводимых в форме аукциона, имущество - квартира по адресу: адрес, площадью 30,7 кв.м., оцененная на сумму 2 361 836,00 руб. и подготовлена заявка на торги арестованного имущества.
Таким образом, названные положения закона судебным приставом-исполнителем не соблюдены,
Постановление об оценке имущества должника, вынесено судебным приставом-исполнителем с просрочкой, превышающей императивно установленный законом срок, что свидетельствует как о несоблюдении должностным лицом процедуры и сроков организации и проведения торгов, так и нарушении прав сторон исполнительного производства при реализации имущества.
То обстоятельство, что дата судебный пристав-исполнитель вынесла постановление о передаче имущества на реализацию на торги не является основанием для отказа в иске, поскольку данные действия совершены после обращения административного истца в суд.
Учитывая вышеизложенное, необходимо констатировать, что по данному административному делу правовых условий, позволяющих принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, судом не установлено.
В свою очередь, административными ответчиками в нарушение части 2 статьи 62 КАС РФ не представлено доказательств отсутствия возможности своевременного совершения вышеприведенных действий, в связи с чем бездействие судебного пристава нарушает права административного истца как взыскателя по исполнительному производству на своевременное исполнение требований исполнительного документа.
Оспариваемое административным истцом бездействие судебного пристава-исполнителя не соответствует нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а доводы об этом административного истца являются обоснованными.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
По рассматриваемому спору такая совокупность правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, подтверждается материалами дела.
Суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО8 по не вынесению по исполнительному производству №... от дата в период с дата по дата постановления об оценке имущества должника, постановления о передаче имущества должника на реализацию специализированной организации, и не передаче туда имущества.
Ввиду того, что ст. 87 Закона об исполнительном производстве, предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию, передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи, учитывая, что постановление о передаче имущества должника на реализацию вынесено дата, доказательств передачи имущества по акту приема-передачи материалы дела не содержат, суд полагает необходимым обязать судебного пристава ОСП адрес ФИО3, в производстве которой находится исполнительное производство, передать специализированной организации имущество должника для реализации по акту приема-передачи.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО8 по не вынесению по исполнительному производству №... от дата в период с дата по дата постановления об оценке имущества должника, постановления о передаче имущества должника на реализацию специализированной организации, и не передаче туда имущества.
В целях устранения нарушений прав и законных интересов взыскателя возложить на судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО3 обязанность передать специализированной организации имущество должника для реализации по акту приема-передачи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд адрес в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.О. Шиндяпин
В окончательной форме решение суда принято дата