Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3322/2018 ~ М-3018/2018 от 08.10.2018

Дело №2-3322/2018

24RS0024-01-2018-003895-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2018 года     г. Канск

Канский городской суд, Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Охроменко С.А.,

при секретаре Козловой Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская межрайонная больница» о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратился в суд с исковым заявлением к КГБУЗ «Канская межрайонная больница» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что он (ФИО5) с 09.03.2011г. принят на работу в КГБУЗ «Канская межрайонная больница» сторожем, с истцом заключен трудовой договор, определена тарифная ставка с соответствующими надбавками к заработной плате (30% районный коэффициент и 30% процентная надбавка). Работодателем заработная плата начислялась и выплачивалась с нарушением требований трудового законодательства. В связи с чем истец просит взыскать в его пользу с ответчика КГБУЗ «Канская межрайонная больница» недоначисленную заработную плату за период с января по август 2018г. в размере 44299,59 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

Истец ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил взыскать недоначисленную заработную плату за период с января по август 2018г. в сумме 44299,59 рублей и компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

Представитель ответчика КГБУЗ «Канская межрайонная больница» Хабарова Н.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила письменные пояснения по делу, согласно которых в удовлетворении иска отказать в полном объеме, поскольку считает, что главным распорядителем бюджетных средств для КГБУЗ «Канская межрайонная больница» является министерство здравоохранения Красноярского края, которое несет субсидиарную ответственность от имени краевого образования по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. На сегодняшний день учреждение не располагает нормативным правовым актом, позволяющим устанавливать иной способ расчета заработной платы работникам КГБУЗ «Канская межрайонная больница». Также КГБУЗ «Канская межрайонная больница» не согласно с требованиями о компенсации морального вреда, поскольку ответчик не является распорядителем денежных средств, а также заявленная сумма компенсации морального вреда несоразмерна нанесенному моральному вреду истцу. В связи с чем просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований по предмету спора Министерства финансов Красноярского края Лопатина Д.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила возражения на иск, согласно которых возражает против удовлетворения исковых требований, заработная плата начислялась и выплачивалась в соответствии с действующим законодательством, просит дело рассмотреть в ее отсутствие, в удовлетворении иска отказать.

Представители третьих лиц без самостоятельных исковых требований по предмету спора Министерства здравоохранения Красноярского края, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка,

Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.

Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Статьей 3 Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9 489 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9 489 руб. (с января по май 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15 182,40 руб.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.03.2018г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11163 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 11163 руб. (с мая по июль 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб.

Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, которым Конституционный Суд Российской Федерации постановил следующее:

Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6 - 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Согласно статье 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.ч. 1, 3 и 4).

По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте РФ устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. При этом статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.

Следовательно, при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации должна руководствоваться общими правилами определения содержания соглашения, установленными статьями 45 и 46 ТК РФ. В частности, согласно ч. 1 ст. 45 ТК РФ полномочные представители работников и работодателей на всех уровнях социального партнерства, в том числе на региональном, должны действовать в пределах их компетенции.

В отличие от федерального законодательства региональное соглашение о минимальной заработной плате имеет ограниченную сферу действия: оно не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и в силу принципов социального партнерства может охватывать не всех работодателей соответствующего субъекта РФ (и, соответственно, не всех работников), поскольку существующая процедура присоединения к такому соглашению работодателей, осуществляющих деятельность на территории этого субъекта РФ и не участвовавших в его заключении, позволяет им в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему (ст. 133.1 ТК РФ).

Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте РФ представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями. Как следует из ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Нормы Трудового кодекса РФ, таким образом, дающие регионам право устанавливать на своей территории собственный размер минимальной зарплаты, не предполагают включения в ее состав коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.

Как установлено в судебном заседании ФИО5 с 09.03.2011г. работает сторожем в КГБУЗ «Канская межрайонная больница», что подтверждается копией трудовой книжки на имя ФИО5 (л.д.8-22), с ним был заключен трудовой договор №1317 (л.д.5-6), определена тарифная ставка с соответствующими надбавками к заработной плате (30% районный коэффициент и 30% процентная надбавка).

Было установлено нарушение трудовых прав ФИО5, выразившееся в выплате ему заработной платы ответчиком КГБУЗ «Канская межрайонная больница» за период с января по август 2018г. ниже минимального размера оплаты труда.

Поскольку судом установлено, что КГБУЗ «Канская межрайонная больница» заработная плата работнику за период с января по август 2018 г. начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию в размере, полученном при расчете по указанному алгоритму:

1) за отработанные 136 часов в январе 2018 года в размере 4166,40 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

15182,40 руб. / 136 час. (норма времени в январе 2018 г.) * 136 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) 11016 руб. (фактически начислено) = 4166,40 руб. (недоначислено).

2)    за отработанные 151 час в феврале 2018 года в размере 4166,40 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

15182,40 руб. / 151 час. (норма времени в феврале 2018 г.) * 151 час. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) - 11016 руб. (фактически начислено) = 4166,40 руб. (недоначислено).

3)    за отработанные 159 часов в марте 2018 года в размере 4166,40 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

15182,40 руб. / 159 час. (норма времени в марте 2018 г.) * 159 ч. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически начислено) = 4166,40 руб. (недоначислено).

4)    за отработанные 168 часов в апреле 2018 года в размере 4257,31 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

15182,40 руб. / 167 час. (норма времени в апреле 2018 г.) * 168 ч. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически начислено) = 4257,31 руб. (недоначислено).

5)    за отработанные 159 часов в мае 2018 года в размере 6697,80 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

17860,80 руб. / 159 час. (норма времени в мае 2018 г.) * 159 ч. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) – 11163 руб. (фактически начислено) = 6697,80 руб. (недоначислено).

6) за отработанные 159 часов в июне 2018 года в размере 6697,80 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

17860,80 руб. / 159 час. (норма времени в мае 2018 г.) * 159 ч. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) – 11163 руб. (фактически начислено) = 6697,80 руб. (недоначислено).

7)    за отработанные 176 часов в июле 2018 года в размере 7127,15 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

17860,60 руб. / 176 час. (норма времени в июле 2018 г.) * 176 ч. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) – 10733,65 руб. (фактически начислено) = 7127,15 руб. (недоначислено).

8) за отработанные 184 часа в августе 2018 года в размере 7111,24 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

17860,60 руб. / 184 час. (норма времени в августе 2018 г.) * 184 ч. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) – 10749,56 руб. (фактически начислено) = 7111,24 руб. (недоначислено).

Всего на сумму 44299,59 рублей.

Расчеты недоначисленной заработной платы, первоначально представленные стороной истца, судом проверены, их достоверность в ходе рассмотрения дела ответчиком не оспорена, в связи с чем они представляются суду правильным, при этом, расчет содержит алгоритм получения оспариваемых сумм, соответствующий данным начислениям заработной платы за указанные периоды, согласно имеющихся в деле расчетных листков за спорный период, а также с учетом табелей учета рабочего времени.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования ФИО5 о взыскании заработной платы, подлежат удовлетворению.

Следовательно, с КГБУЗ «Канская межрайонная больница» в пользу ФИО5 подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с января по август 2018 года в размере 44299,59 рублей.

Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Суд полагает также, что с ответчика в пользу истца, в силу требований ст. 237 ТК РФ, частично подлежит возмещению и моральный вред, с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, с учетом степени вины ответчика, и полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в сумме 1000 рублей, которую суд считает разумной и справедливой, соответствующей степени нарушенного права истца.

В связи с тем, что в силу действующего законодательства, истец по трудовым спорам освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета со стороны истца с округлением до полного рубля в силу п. 6 ст. 52 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковые требования ФИО5 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская межрайонная больница» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с КГБУЗ «Канская межрайонная больница» в пользу ФИО5 заработную плату за период с января 2018 года по июль 2018 года в размере 44299 рублей 59 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

    Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Канская межрайонная больница» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 1728 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме с 29.12.2018 года.

    Судья: Охроменко С.А.

2-3322/2018 ~ М-3018/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шлепоченко Виктор Гаврилович
Ответчики
КГБУЗ "Канская межрайонная больница"
Другие
Министерство здравоохранения Красноярского края
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Охроменко Светлана Александровна
Дело на сайте суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
08.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2018Передача материалов судье
09.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.10.2018Предварительное судебное заседание
24.12.2018Судебное заседание
29.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее