Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-382/2017 ~ М-371/2017 от 03.11.2017

дело № 2-383/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 декабря 2017 года с. Туруханск Красноярского края

Туруханский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Зверевой Л.Ю.,

при секретаре Таёкиной С.В.,

с участием

истца прокурора Туруханского района Беликова А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Игарки, действующего в интересах ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» о взыскании недоначисленной заработной платы,

установил:

прокурор г. Игарки, действуя в интересах работника <данные изъяты> участковой больницы КГБУЗ «<данные изъяты>» ФИО1, обратился в суд с иском к её работодателю, ссылаясь на то, что ответчиком неверно начислялась истцу заработная плата за декабрь 2016 года. В соответствии с требованиями, установленными Трудовым кодексом РФ, районный коэффициент и процентная надбавка для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должны начисляться к совокупной заработной плате, размер которой без этих коэффициентов и надбавок не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории РФ. Поскольку с 1 июля 2016 года МРОТ составляет 7500 рублей, с учетом 60% районного коэффициента и 80% процентной надбавки ежемесячный размер заработной платы в п. <данные изъяты> Туруханского района при отработанной норме рабочего времени должен составлять 18000 рублей. Учитывая, что ФИО1, работающая на ставку <данные изъяты>, в указанный выше период получила заработную плату в размере менее гарантированном размере законом, прокурор просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату в пользу истца в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец прокурор Туруханского района Беликов А.С., действующий на основании поручения прокурора г. Игарка, доводы искового заявления поддержал, просил суд его удовлетворить.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о чём свидетельствуют почтовые уведомления.

Представитель ответчика КГБУЗ «<данные изъяты>», третьего лица Министерства здравоохранения Красноярского края в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о чём свидетельствуют почтовое уведомление и расписка, просили рассмотреть дело в своё отсутствие. В отзыве исковые требования не признали, пояснив, что заработная плата работникам <данные изъяты> участковой больницы начисляется в соответствии с действующим законодательством, а именно с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае, согласно которому с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года минимальная заработная плата на территории Туруханского района установлена в размере 15313 рублей.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных прав.

Суд, руководствуясь 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Огласив и исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Абзацем седьмым статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда, включающийся, в силу статьи 130 Трудового кодекса Российской Федерации, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников, направлен на защиту от неоправданно низкой заработной платы и недопущение дискриминации в сфере оплаты труда.

Согласно ч. 3 ст.133 Трудового Кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

При этом повышенная оплата труда в особых климатических условиях путем установления районного коэффициента и процентной надбавки гарантируется статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка начисляются на фактический заработок, включающий в себя все остальные элементы заработной платы.

В соответствии с ч. 1 ст.129 Трудового Кодекса РФ заработная плата работника – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 146 Трудового Кодекса РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

Согласно преамбуле Закон РФ от 19.02.1993 №4520-1 (ред. от 02.07.2013г.) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Статьёй 10 названного закона установлено, что заработная плата с учетом районного коэффициента относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

В силу ст. 316 Трудового Кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно ст. 317 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении 38-п от 07 декабря 2017 года, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, то есть является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая). При этом статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.

Исходя из положений ст. 1 Федерального Закона РФ от 19.06.2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года составляет 7500 рублей в месяц.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть вторая введена Федеральным законом от 03.07.2016 года № 272-ФЗ).

Как установлено в судебном заседании – ФИО1 работает в <данные изъяты> участковой больнице КГБУЗ «<данные изъяты>» на 1 ставку <данные изъяты> (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 8-9). Исходя из представленных суду расчетного листа за декабрь 2016 года, расчета доплаты до МРОТ за декабрь 2016 года, в спорный период ФИО1 была начислена заработная плата в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> заработной платы + 5 913 рублей 07 копеек доплата до МРОТ).

Доводы истца о том, что минимальный размер заработной платы в п. <данные изъяты> Туруханского района Красноярского края с учетом выплаты районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки в размере 80% должен составлять с 01.07.2016г. по настоящее время – 18000 рублей из расчета 7500 (МРОТ) + 4500 (районный коэффициент 60%) + 6000 (максимальная процентная надбавка 80%), суд находит обоснованными, поскольку работнику, работающему в районе Крайнего Севера, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда в сумме 7500 рублей, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой надбавок (районный коэффициент и северная процентная надбавка).

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Положения статьи 5 Трудового кодекса РФ основаны на п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровней. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Трудовой кодекс содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти законы не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

В связи с вышеизложенным доводы представителя ответчика о начислении работникам организации заработной платы в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 15.12.2015 года, согласно которому с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года минимальная заработная плата на территории Туруханского района установлена в размере 15313 рублей, суд считает несостоятельными.

Таким образом, среднемесячная заработная плата ФИО1, работающей на 1 ставку <данные изъяты>, не должна быть менее 18000 рублей.

Проверив расчет представленный истцом за декабрь 2016 года, суд находит его обоснованным, в связи с чем размер неначисленной и невыплаченной ФИО1 заработной платы составит:

декабрь 2016 года: 18000 рублей (МРОТ) – <данные изъяты> рублей (начислено) – <данные изъяты> рублей (начислено в октябре 2017 года за декабрь 2016 года) = <данные изъяты> рублей.

Итого: <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска.

На основании требований ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей (не менее 400 рублей).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Игарки, действующего в интересах ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» о взыскании недоначисленной заработной платы, удовлетворить.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.Ю. Зверева

2-382/2017 ~ М-371/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г. Игарка
Минжасарова Мария Есбергеновна
Ответчики
КГБУЗ Туруханская районная больница
Другие
Министерство здравоохранения Красноярского края
Суд
Туруханский районный суд Красноярского края
Судья
Зверева Людмила Юрьевна
Дело на странице суда
turuh--krk.sudrf.ru
03.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.11.2017Передача материалов судье
08.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2017Судебное заседание
11.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее