Дело № 2-2245/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Угра 14 декабря 2021 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
Председательствующего судьи Кирюхина А. В.
при секретаре Шашкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Угранского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Угранский район» Смоленской области о возложении обязанности организации надлежащего холодного водоснабжения граждан проживающих в с. Угра Смоленской области соответствующего требованиям действующего законодательства, для удовлетворения питьевых и хозяйственно бытовых нужд,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Угранского района Смоленской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Угранский район» Смоленской области о возложении обязанности организации надлежащего холодного водоснабжения граждан проживающих в с. Угра Смоленской области соответствующего требованиям действующего законодательства, для удовлетворения питьевых и хозяйственно бытовых нужд.
В обоснование иска указал, что в ходе, проведенной в ноябре 2021 года проверки установлено, что органами местного самоуправления не в полном мере осуществляются возложенные на них полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения. Питьевая вода из источника централизованного водоснабжения населения должна соответствовать СанПин 2.1.3685-21. В ходе проверки установлено, что на территории с. Угра Угранского района полномочия по водоснабжению и водоотведению возложены на МУП «Угра-Благоустройство». МУП «Угра-Благоустройство» Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии выдана лицензия на пользование недрами от 09.12.2020 серия <данные изъяты> №ХХХ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для питьевого; хозяйственно-бытового и технического водоснабжения. 24.12.2020 г. руководителем МУП «Угра-Благоустройство» утверждена и согласована с территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском и Темкинских районах рабочая программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды. Водоснабжение населения с. Угра Угранского района осуществляется из артезианской скважины (до очистки) расположенной по адресу: Смоленская область, Угранский район, с. Угра, ул. Ленина. 27.10.2021 г. специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах с привлечением Вяземского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» отобраны пробы и проведены исследования воды из артезианской скважины до и после водоподготовки по адресу: Смоленская область, с. Угра, ул. Советская, д. 6. По результатам лабораторного исследования установлено: Согласно экспертного заключения №1807В от 01.11.2021 г. проба воды подземного источника централизованного водоснабжения МУП «Угра-Благоустройство», отобранная 27.10.2021 г. из артезианской скважины (до очистки) расположенной по адресу: Смоленская область, Угранский район, с. Угра, ул. Ленина: по определяемым органолептическим и санитарно-гигиеническим показателям, не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам: СанПин 123685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» табл. 3.1, 3.3, 3.13 (жесткость общая 7,0+-1,1 мг-экв/дм3, при норме не более 7,0 мг-экв/дм3). Мутность (мутность по формазину) 9,4+-1,9 ЕМФ при норме не более 2,6 ЕМФ, остальные определяемые органолептические и санитарно-гигиенические показатели с учетом погрешности не превышают действующие гигиенические нормативы. По определяемым бактериологическим показателям, с учетом погрешности, соответствует действующим гигиеническим нормативам: СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» табл. 3.5.
Согласно экспертного заключения №1808 В от 01.11.2021 г. проба воды подземного источника централизованного водоснабжения МУП «Угра-Благоустройство», отобранная 27.10.2021 г. из артезианской скважины (до очистки) расположенной по адресу: Смоленская область, Угранский район, с. Угра, ул. Ленина: по определяемым органолептическим и санитарно-гигиеническим показателям, не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам: СанПин 123685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» табл. 3.1, 3.3, 3.13 (жесткость общая 7,1+-1,1 мг-экв/дм3, при норме не более 7,0 мг-экв/дм3). Мутность (мутность по формазину) 20,7+-2,9 ЕМФ при норме не более 2,6 ЕМФ, остальные определяемые органолептические и санитарно-гигиенические показатели с учетом погрешности не превышают действующие гигиенические нормативы. По определяемым бактериологическим показателям, с учетом погрешности, соответствует действующим гигиеническим нормативам: СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» табл. 3.5.
Согласно экспертного заключения №1806 от 01.11.2021 г. проба питьевой воды централизованного водоснабжения отобранная 27.10.2021 г. из водозаборной колонки МУП «Угра-Благоустройство» расположенной по адресу: Смоленской области, Угранский район, с. Угра, ул. Советская, д. 6. По определяемым бактериологическим и санитарно-гигиеническим показателям, проба питьевой воды централизованного водоснабжения соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам: СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» табл. 3.3, 3.5, 3.1. По определяемым органолептическим, показателям, проба питьевой воды централизованного водоснабжения с учетом погрешности не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - мутность (мутность по формазину) 16,5+-2,3 ЕМФ при норме не более 2,6 ЕМФ, остальные определяемые органические показатели с учетом погрешности не превышают действующие гигиенические нормативы. Кроме того, МУП «Угра-Благоустройство» предоставлены заключения лабораторных исследований, в рамках производственного контроля, отобранных проб качества воды из артезианской скважины расположенной по адресу: с. Угра ул. Парковая, а так же после водоподготовки за № 3488В от 19.10.2021 г. т 3483В от 19.10.2021 г. соответственно, в соответствии с которыми также установлено, что в отобранной и исследованной пробе воды централизованного источника водоснабжения (в/кран после водоподготовки) выявлены превышения санитарно-гигиенических показателей железо (Fe, суммарно) 0,48+-0,1 мг/дм3 при норме не более 0,3 мг/дм3.
Предоставление питьевой воды не соответствующего действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам населению с. Угра Угранского района создает предпосылки риска здоровью населения.
На основании ст. 12, ст. 150 ГК РФ, ст. 45, 131, 254 ГПК РФ, ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит обязать Администрацию МО «Угранский район» Смоленской области в течении месяца после вступления в законную силу судебного решения выполнить мероприятия по обеспечению населения питьевой водой в соответствии с нормами СанПин.
В судебном заседании пом. прокурора Угранского района Смоленской области Кочанков В.Н. исковые требования изменил в части, просил установить срок исполнения решения суда до 01 августа 2022 года, измененные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Угранский район» Смоленской области в судебном заседании измененные исковые требования признала.
Представитель третьего лица муниципального унитарного предприятия «Угра-Благоустройство» в судебном заседании оставила решение спора на усмотрение суда.
Заслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «Угранский район» Смоленской области полномочия по водоснабжению и водоотведению возложены на МУП «Угра-Благоустройство», МУП «Угра –Благоустройство передано имущество для ведения деятельности по водоснабжению населения, что подтверждается договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № 2-ХВ от 12.01.2021 г. с приложением (л.д. 28-33), договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № 1-ХВ от 18.08.2020 г. с приложением (л.д. 40-43), а также актом приема-передачи имущества, передаваемого в хозяйственное ведение от 12.01.2021 г. с приложением (л.д. 34-36), актом приема-передачи имущества, передаваемого в хозяйственное ведение от 18.08.2020 г. с приложением. МУП «Угра-Благоустройство» Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии выдана лицензия на пользование недрами от 09.12.2020 серия <данные изъяты> №ХХХ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для питьевого; хозяйственно-бытового и технического водоснабжения. 24.12.2020 г. руководителем МУП «Угра-Благоустройство» утверждена и согласована с территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском и Темкинских районах рабочая программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды. Водоснабжение населения с. Угра Угранского района осуществляется из артезианской скважины (до очистки) расположенной по адресу: Смоленская область, Угранский район, с. Угра, ул. Ленина. 27.10.2021 г. специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах с привлечением Вяземского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» отобраны пробы и проведены исследования воды из артезианской скважины до и после водоподготовки по адресу: Смоленская область, с. Угра, ул. Советская, д. 6. По результатам лабораторного исследования установлено: Согласно экспертного заключения №1807В от 01.11.2021 г. проба воды подземного источника централизованного водоснабжения МУП «Угра-Благоустройство», отобранная 27.10.2021 г. из артезианской скважины (до очистки) расположенной по адресу: Смоленская область, Угранский район, с. Угра, ул. Ленина: по определяемым органолептическим и санитарно-гигиеническим показателям, не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам: СанПин 123685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» табл. 3.1, 3.3, 3.13 (жесткость общая 7,0+-1,1 мг-экв/дм3, при норме не более 7,0 мг-экв/дм3). Мутность (мутность по формазину) 9,4+-1,9 ЕМФ при норме не более 2,6 ЕМФ, остальные определяемые органолептические и санитарно-гигиенические показатели с учетом погрешности не превышают действующие гигиенические нормативы. По определяемым бактериологическим показателям, с учетом погрешности, соответствует действующим гигиеническим нормативам: СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» табл. 3.5 (л.д. 17,18-19)
Согласно экспертного заключения №1808В от 01.11.2021 г. проба воды подземного источника централизованного водоснабжения МУП «Угра-Благоустройство», отобранная 27.10.2021 г. из артезианской скважины (до очистки) расположенной по адресу: Смоленская область, Угранский район, с. Угра, ул. Ленина: по определяемым органолептическим и санитарно-гигиеническим показателям, не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам: СанПин 123685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» табл. 3.1, 3.3, 3.13 (жесткость общая 7,1+-1,1 мг-экв/дм3, при норме не более 7,0 мг-экв/дм3). Мутность (мутность по формазину) 20,7+-2,9 ЕМФ при норме не более 2,6 ЕМФ, остальные определяемые органолептические и санитарно-гигиенические показатели с учетом погрешности не превышают действующие гигиенические нормативы. По определяемым бактериологическим показателям, с учетом погрешности, соответствует действующим гигиеническим нормативам: СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» табл. 3.5 (л.д. 11, 12-13).
Согласно экспертного заключения №1806В от 01.11.2021 г. проба питьевой воды централизованного водоснабжения отобранная 27.10.2021 г. из водозаборной колонки МУП «Угра-Благоустройство» расположенной по адресу: Смоленской области, Угранский район, с. Угра, ул. Советская, д. 6. По определяемым бактериологическим и санитарно-гигиеническим показателям, проба питьевой воды централизованного водоснабжения соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам: СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» табл. 3.3, 3.5, 3.1. По определяемым органолептическим, показателям, проба питьевой воды централизованного водоснабжения с учетом погрешности не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - мутность (мутность по формазину) 16,5+-2,3 ЕМФ при норме не более 2,6 ЕМФ, остальные определяемые органические показатели с учетом погрешности не превышают действующие гигиенические нормативы. Кроме того, МУП «Угра-Благоустройство» предоставлены заключения лабораторных исследований, в рамках производственного контроля, отобранных проб качества воды из артезианской скважины расположенной по адресу: с. Угра ул. Парковая, а так же после водоподготовки за № 3488В от 19.10.2021 г. т 3483В от 19.10.2021 г. соответственно, в соответствии с которыми также установлено, что в отобранной и исследованной пробе воды централизованного источника водоснабжения (в/кран после водоподготовки) выявлены превышения санитарно-гигиенических показателей железо (Fe, суммарно) 0,48+-0,1 мг/дм3 при норме не более 0,3 мг/дм3 (л.д. 14, 15-16).
Согласно п. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ, иные полномочия установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Питьевая вода из источника централизованного водоснабжения должна соответствовать СанПин 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Исходя из системного толкования данной статьи следует, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться и другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следовательно, могут закрепляться и вопросы водоснабжения населения сельского поселения, но не обязательно, что они будут находиться в компетенции муниципального района. В настоящее время закон Смоленской области по вопросу разграничения полномочий не принят.
Таким образом, полномочия по водоснабжению населения на территории Угранского района отнесено к компетенции администрации муниципального образования «Угранский район» Смоленской области.
Невыполнение требований законодательства о водоснабжении населения, создает реальную угрозу для жизни и здоровья пребывающих людей на территории муниципального образования.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Угранского района Смоленской области обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Суд разрешая вопрос об установлении срока исполнения судебного решения, учитывает длительность бездействия, объем затрат и работ, необходимый для устранения выявленных нарушений. С учетом указанных обстоятельств судом устанавливается срок для выполнения указанной обязанности до 01 августа 2021 года, суд находит этот срок реальным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 15.01.2022 ░░░░.