Дело № 2-101/2020
10RS0009-01-2020-000213-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2020 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каськовича И.В., при секретаре Гринкевич Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муезерского района Республики Карелия в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Муезерского муниципального района «Ругозерская средняя общеобразовательная школа», администрации Муезерского муниципального района об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Муезерского района Республики Карелия обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с указанным исковым заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Муезерского муниципального района «Ругозерская средняя общеобразовательная школа» (далее – ответчик, МКОУ «Ругозерская СОШ»), администрации Муезерского муниципального района (далее – ответчик, Администрация) по тем основаниям, что прокуратурой Муезерского района проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья учащихся, антитеррористической защищенности объекта в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Муезерского муниципального района «Ругозерская средняя общеобразовательная СОШ». На основании свидетельства о государственной регистрации права в оперативном управлении МКОУ «Ругозерская СОШ» находится нежилое здание теплицы общей площадью 185,1 кв.м., расположенной на территории образовательного учреждения по адресу: <адрес> (кадастровый №). Прокуратурой района в августе 2019 года проведена проверка в МКОУ «Ругозерская СОШ», по результатам которой установлено, что на территории образовательного учреждения расположено здание теплицы. В ходе осмотра установлено, что здание теплицы не эксплуатируется, заброшено, находится в аварийном и антисанитарном состоянии, стекла, ранее расположенные на крыше, разбиты, осколки стекол разбросаны, что создает угрозу жизни и здоровья учащихся, работников учреждения. В связи с расположением теплицы вдоль периметра территории образовательного учреждения и с наличием повреждений крыши и стен имеется свободный доступ посторонних лиц на территорию образовательного учреждения. По результатам проведенной проверки в адрес директора МКОУ «Ругозерская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено, дан ответ об устранении нарушений. В ходе повторно поведенной проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ установлено, что здание теплицы, расположенное на территории образовательного учреждения, находится в таком же состоянии, как и в момент проверки в 2019 году (что подтверждается актом проверки и фотографическим материалом), никаких мер по устранению нарушений, ограждения аварийного здания или его демонтажа директором учреждения принято не было. Согласно п. 1.9. Устава МКОУ «Ругозерская СОШ» учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование – Муезерский муниципальный район. Функции и полномочия собственника имущества школы осуществляет орган местного самоуправления Муезерского муниципального района – Администрация Муезерского муниципального района. На основании изложенного, с учетом утонения исковых требований, прокурор Муезерского района просит суд: 1. обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Муезерского муниципального района «Ругозерская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по ограничению доступа к зданию теплицы, расположенной на прилегающей территории образовательного учреждения по адресу: <адрес>; 2. обязать администрацию Муезерского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать мероприятия по проведению работ по ограничению доступа к зданию теплицы, расположенной на прилегающей территории Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Муезерского муниципального района «Ругозерская средняя общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Муезерского района Республики Карелия Криваль А.Н. исковые требования с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Муезерского муниципального района Хандога А.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.
Ответчик Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Муезерского муниципального района «Ругозерская средняя общеобразовательная школа» извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, позицию по настоящему делу не высказали. Ранее в предварительном судебном заседании представитель ответчика – директор МКОУ «Ругозерская СОШ» Прокопович Е.Н. пояснила, что в помещение теплицы через стропильную часть имеется доступ посторонних лиц. В помещении указанной теплицы разбросаны битые стекла. Ранее стропильная часть вместо кровельного материала была покрыла сеткой, что ограничивало доступ в помещение теплицы посторонних лиц, однако, в настоящее время сетка осталась только на той части стропил, которая располагается ближе к помещению школы, со стороны дороги указанную сетку демонтировали посторонние люди.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации (ст.ст.41, 43) установлено право каждого на охрану здоровья и на образование. Конституционным правам человека, закрепленным в указанных статьях Конституции РФ, корреспондируют обязанности образовательных учреждений.
Так, к компетенции образовательной организации в соответствии п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п.6 указанной статьи Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из п.7 статьи следует, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
При этом на основании пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В части 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено, что здание теплицы, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 185,1 кв.м., с кадастровым номером №, находится в оперативном управлении у муниципального казенного общеобразовательного учреждения Муезерского муниципального района «Ругозерская средняя общеобразовательная школа», собственником спорного здания теплицы является муниципальное образование «Муезерский муниципальный район», что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Как следует из материалов дела, подтверждается фототаблицами, не оспаривается сторонами, здание теплицы находится в аварийном состоянии, не эксплуатируется, стропильная часть крыши кровельным материалом не покрыта в связи с чем в помещение теплицы имеется доступ посторонних лиц.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с Уставом МКОУ «Ругозерская СОШ», утвержденным постановлением администрации Муезерского муниципального района от 08.04.2015 №139, Учредителем и Собственником имущества Школы является муниципальное образование «Муезерский муниципальный район». Функции и полномочия Учредителя Школы осуществляет Администрация Муезерского муниципального района (п.1.9 Устава).
В силу положений ст.161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы, в данном случае за счет муниципального образования «Муезерский муниципальный район».
Проанализировав приведенные выше положения федерального законодательства и установив, что объект недвижимости, о котором возник спор, находится в аварийном состоянии, имеет разрушения, длительное время не используется по назначению, при этом свободный доступ в здание теплицы не ограничен, в связи с чем является потенциально опасным с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности, суд приходит к выводу о том, что именно на ответчиках лежит обязанность принять меры, предупреждающие причинение вреда населению, препятствующие несанкционированному доступу посторонних в данное здание, в том числе несовершеннолетних.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами с достоверностью подтверждается тот факт, что ответчиком МКОУ «Ругозерская СОШ» до настоящего времени не были устранены нарушения, выявленные в ходе осуществления прокурорской проверки, и это не отрицалось самим представителем образовательного учреждения суд считает иск прокурора к МКОУ «Ругозерская СОШ» основанным на законе и подлежащим удовлетворению.
Также суд находит заявленные требования прокурора о возложении обязанности на ответчика администрацию Муезерского муниципального района в срок до 01.10.2020 профинансировать мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства в МКОУ «Ругозерская СОШ» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сроки, которые прокурор просит установить ответчикам для устранения выявленных нарушений, являются, по мнению суда, разумными и достаточным для соответствующих действий по устранению нарушений законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленный иск удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Муезерского муниципального района «Ругозерская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.11.2020 произвести работы по ограничению доступа к зданию теплицы, расположенной на прилегающей территории образовательного учреждения по адресу: <адрес>;
Обязать администрацию Муезерского муниципального района в срок до 01.10.2020 профинансировать мероприятия по проведению работ по ограничению доступа к зданию теплицы, расположенной на прилегающей территории Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Муезерского муниципального района «Ругозерская средняя общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 04.09.2020.
Судья И.В. Каськович