Материал № 13-21/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2020 года г. Кемь
Судья Кемского городского суда Республики Карелия Яшкова И.С., при секретаре Бахур Л.Н., рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью «Причал» о прекращении исполнительного производства,
установил:
Заявление мотивировано тем, что на исполнении ОСП по Кемскому району УФССП России по Республике Карелия находится исполнительное производство № от 08.08.2017, возбужденное на основании исполнительного листа № от 04.04.2017, выданного Кемским городским судом Республики Карелия об обязании общества с ограниченной ответственностью «Причал» обеспечить проведение проверки уязвимости транспортного средства «<данные изъяты>» и утверждении результатов оценки уязвимости в Федеральном агентстве морского и речного транспорта в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства «<данные изъяты>» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. В настоящее время возможность исполнения исполнительного документа, обязывающего общество с ограниченной ответственностью «Причал» выполнить вышеуказанные действия, утрачена в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», которым исключена обязанность проведения процедур категорирования, оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств. По изложенным обстоятельствам общество с ограниченной ответственностью «Причал» просит прекратить исполнительное производство № от 08.08.2017.
В судебном заседании представитель заявителя Фролова В.Г. заявление поддержала по изложенным в нём основаниям.
Представитель взыскателя прокурор Герасимова А.А. поддержала отзыв Карельского транспортного прокурора, полагала необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать. Указала, что пассажирский теплоход «<данные изъяты>» используется в целях перевозки пассажиров по морской линии, относится к судам, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания, обязанность разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности владельцем транспортного средства внесёнными изменениями в Федеральный закон «О транспортной безопасности» не исключена.
Отдел судебных приставов по Кемскому району УФССП России по Республике Карелия своего представителя в судебное заседание не направил, уведомлены надлежащим образом. Судебный пристав-исполнитель ОСП по Кемскому району УФССП России по Республике Карелия Агуева Н.А. ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
Установлено, что решением Кемского городского суда Республики Карелия от 04.04.2017 удовлетворен иск Карельского транспортного прокурора, на общество с ограниченной ответственностью «Причал» возложена обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости транспортного средства «<данные изъяты>» и утверждение результатов оценки уязвимости в Федеральном агентстве морского и речного транспорта в течение трёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства «<данные изъяты>» в течение трёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Исполнительный лист в отношении общества с ограниченной ответственностью «Причал» передан в службу судебных приставов для принудительного исполнения решения суда.
На основании данного исполнительного документа 08.08.2017 ОСП по Кемскому району УФССП России по Республике Карелия возбуждено исполнительное производство №.
До настоящего времени решение суда в части разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности транспортного средства «<данные изъяты>» не исполнено.
В силу ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью «Причал» обратилось с заявлением о прекращении исполнительного производства на основании п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.
Заявление мотивировано тем, что Федеральным законом от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечение транспортной безопасности» внесены изменения в Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности», которыми исключена обязанность проведения процедур категорирования, оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств. В соответствии с ч. 1.1. ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» (в редакции Федерального закона №270-ФЗ от 02.08.2019) субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, по мнению заявителя, для транспортного средства «Василий Косяков» отменены требования по обеспечению проведению оценки уязвимости, утверждению результатов оценки в Федеральном агентстве морского и речного транспорта, а также требования по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности. Вместо этого в отношении транспортного средства «<данные изъяты> введены требования по разработке и утверждению паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с типовыми формами по видам транспорта, которые впоследствии будут утверждаться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соответственно, в связи со вступлением изменений в Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности» в силу, с 30.01.2020 должник ООО «Причал» полностью утратил возможность исполнить исполнительный документ, обязывающий должника выполнить предписанные действия.
Частью 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа без возможности его возобновления в будущем.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 года № 704-О, вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении конкретного дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного постановления не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения, поскольку такое изменение не отменяет свойство исполнимости указанного судебного постановления, которому корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в соответствии с положениями, в частности, статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливающими общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Поскольку изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении гражданского дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного решения не является основанием для прекращения исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения, суд оставляет заявление без удовлетворения.
Доводы заявителя об исключении Федеральным законом от 02.08.2019 №270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» обязанности разработки планов транспортной безопасности транспортного средства «<данные изъяты>», являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 224–225, 439, 440 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Причал» о прекращении исполнительного производства № от 08.08.2017 оставить без удовлетворения.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции через Кемский городской суд Республики Карелия.
Судья И.С. Яшкова