Дело № 2-110/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2014 г. г. Щигры
Щигровский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Зуборева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Петрищевой Е.Н.,
с участием заявителя Денисовой Е.В.,
представителя заявителя Денисовой Е.В. - Свечковой О.А., полномочия которой в соответствии с частью 6 статьи 53 ГПК РФ определены в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Денисовой Елены Владимировны к Администрации Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области, межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального образования «Знаменский сельсовет» о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального образования «Знаменский сельсовет» Щигровского района Курской области и о возложении обязанности провести оценку соответствия пригодности жилого помещения для проживания,
У С Т А Н О В И Л:
Денисова Е.В. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий органов местного самоуправления - администрации Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области, указав в обоснование заявления, что она обратилась в администрацию Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области с заявлением о проведении оценки межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального образования «Знаменский сельсовет» соответствия пригодности жилого помещения для проживания, поскольку жилой дом, в котором она и члены её семьи проживали, пришел в негодность в результате уничтожения пожаром. Администрацией Знаменского сельсовета от ей было отказано в признании жилого дома пригодным либо непригодным для проживания в виду отсутствия дома. Считает, что отказ Администрации Знаменского сельсовета в разрешении указанного вопроса является незаконным, нарушает ее права, просила обязать главу администрации Знаменского сельсовета создать межведомственную комиссию для признания жилого дома непригодным для проживания. В последующем заявитель уточнила свои требования, просила признать бездействие межведомственной комиссии по обследованию зданий и сооружений при администрации Знаменского сельсовета по рассмотрению заявления о признании жилого дома непригодным для проживания незаконным и обязать межведомственную комиссию провести обследование разрушенного вследствие пожара жилого дома с целью установления пригодности или непригодности для проживания в нем и возможности проведения реконструкции и ремонта.
В судебном заседании Денисова Е.В., представитель заявителя Денисовой Е.В. - Свечкова О.А. заявленные требования с учетом их уточнения поддержали, пояснив, что факт уничтожения жилого дома не является основанием для отказа в проведении его с целью установления пригодности или непригодности для проживания в нем и возможности проведения реконструкции и ремонта.
Представитель заинтересованных лиц глава Администрации Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области председатель межведомственной комиссии по оценке жилых помещений Администрации Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области Рыжкова Г.И. в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение вопроса по гражданскому делу оставила на усмотрение суда.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен в ответственности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В силу ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012 г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение).
В пункте 2 Положения указано, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение распространяется, в том числе, и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 5 Положения жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Согласно п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Согласно пункту 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, на уровне местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным, либо принадлежит гражданам на праве собственности.
Законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми межведомственными комиссиями.
Согласно п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Постановлением главы администрации Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области от 25 декабря 2009 г. образована межведомственная комиссия по оценке жилых помещений муниципального образования «Знаменский сельсовет». Председателем данной комиссии является глава администрации Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области.
В соответствии с п. 5.9 Положения о межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального образования «Знаменский сельсовет» Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Денисова Е.В. обратилась в Администрацию Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области с заявлением по поводу проведения обследования межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального образования «Знаменский сельсовет» принадлежащего ей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором она проживала совместно со своей семьей и который был уничтожен в результате пожара.
Согласно ответу главы администрации Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области № 243 от 14 ноября 2013 г. Денисовой Е.В. отказано в разрешении вопроса об определении пригодности либо непригодности жилого помещения для проживания в виду отсутствия такового.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что Денисова Е.В. с 1994 года была зарегистрирована в домовладении, расположенном в <адрес> <адрес>, ранее принадлежащем СПК им. Чапаева. 13 августа 2009 г. в результате пожара вышеуказанный жилой дом был уничтожен в результате пожара, что подтверждается материалами дела, объяснениями заявителя, не оспаривалось заинтересованными лицами. При этом факт нахождения жилого дома в эксплуатации подтверждается выкопировкой их технического паспорта на жилой дом индивидуального жилого фонда.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства жилой дом, в котором проживала Денисова Е.В., подлежит оценке на соответствие пригодности (непригодности) для проживания.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что нерассмотрение по существу обращения заявителя межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального образования «Знаменский сельсовет», непринятие мер к проведению оценки соответствия пригодности жилого помещения для проживания не соответствует закону, а также нарушает право заявителя на улучшение жилищных условий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254, 255, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Денисовой Елены Владимировны к Администрации Знаменского сельсовета Щигровского района Курской области, межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального образования «Знаменский сельсовет» о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального образования «Знаменский сельсовет» Щигровского района Курской области и о возложении обязанности провести оценку соответствия пригодности жилого помещения для проживания удовлетворить.
Признать незаконным бездействие межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального образования «Знаменский сельсовет», выразившееся в непринятии мер к проведению оценки соответствия пригодности жилого помещения для проживания.
Обязать межведомственную комиссию по оценке жилых помещений муниципального образования «Знаменский сельсовет» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу провести оценку соответствия пригодности для проживания жилого помещения, в котором зарегистрирована Денисова Елена Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Щигровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 28.02.2014.
Судья С.Н. Зуборев