РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 июня 2020 года Отрадненский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Кощеевой И.А.
при секретаре Мокеевой Г. В.
с участием адвоката Рябухина Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО6 ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (межрайонное) о включении периода работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
Расулова Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истица ФИО7. и ее адвокат Рябухин Е.М. объяснили следующее.
В июне 2017года ФИО8. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>, в специальный педагогический стаж ФИО43. был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня средней школы № им. <адрес> Республики Узбекистан.
Решением Кинель-Черкасского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж ФИО42. был включен период работы с 10.03.1996г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада № <адрес>, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в служебных командировках.
В ноябре 2019 г. и январе 2020 <адрес> ФИО9. повторно обращалась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. <адрес> (межрайонное) с заявлениями о назначении досрочной пенсии.
Однако, решениями ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от 30.01.2020г. Расуловой Л.М. было отказано во включении в педагогический стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня средней школы № им. <адрес> Республики Узбекистан, который ранее был включен Решением ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Истица ФИО10 и ее адвокат считают, что отказ ответчика неправомерен, поскольку работа в должности воспитателя засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В спорный период работы ФИО11 действовало Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, который утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Истица ФИО12 и ее адвокат просят суд учесть то обстоятельство, что основным документом, подтверждающим период работы, является трудовая книжка и только при отсутствии которой, а также, если указаны неправильные и неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются справки, подтверждающие такую работу.
Кроме того, ответчиком не обоснованно не принята во внимание Справка от 26.12.2016г., выданная Администрацией школы № <адрес> Республики Узбекистан, которая уточняет особый характер работы, в которой указана должность, занимаемая ФИО13 в соответствии с нормами действующего законодательства, и указаны основания выдачи самой справки.
На основании изложенного, истица ФИО14 и ее адвокат просят суд включить ФИО15 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня средней школы № им.<адрес> Республики Узбекистан.
Ответчик - представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (межрайонное) в судебном заседании исковые требования Расуловой Л.М. не признал по основаниям, изложенным в представленном суду письменном отзыве и просит суд в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Суд, выслушав истца, адвоката, ответчика, изучив материалы дела, считает, что исковые требования ФИО16. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны стран и безопасности государства.
Таким образом, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пункт 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Аналогичные правила были предусмотрены в п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, проработавшие на педагогических должностях не менее 25 лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665).
Из изложенных нормативных положений следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В частности, такое право имеют воспитатели, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований.
Согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 440 "Об установлении тождества отдельных наименований должностей" установить по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации тождество наименований должностей "воспитатель школьной группы", "воспитатель школьного отделения", "воспитатель дошкольной группы", "воспитатель дошкольного отделения", "воспитатель логопедической группы", "воспитатель речевой группы", "воспитатель специальной (коррекционной) группы", "воспитатель коррекционной группы", "воспитатель группы коррекции", "воспитатель пришкольного интерната", "воспитатель группы продленного дня", "воспитатель интерната (при школе)", "воспитатель ясельной группы", "воспитатель садовой группы", "воспитатель санаторной группы", "воспитатель интернатной группы", "воспитатель подготовительной группы" наименованию должности "воспитатель", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с п. 4 которых, периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (<адрес>, Российская Федерация, <адрес>, Туркменистан, <адрес>, Украина) урегулированы Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами гражданского дела, материалами отказного пенсионного дела, трудовой книжкой ФИО18. следующее.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - истец ФИО17 работала в должности воспитателя группы продленного дня в средней школе № им. <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО19 в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о назначении досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ- УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Расуловой Л.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием специального стажа не менее 25 лет в педагогической деятельности. При этом, указанным решением в специальный стаж Расуловой Л.М. был засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 01.10.1993г. в должности воспитателя ГПД средней школы № им. <адрес> Республики Узбекистан.
Считая необоснованным указанное решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО20. обратилась в Кинель-Черкасский районный суд <адрес> с исковым заявлением о признании права на досрочное получение пенсии, включении в педагогический стаж периодов работы: с 10.03.1996г. по 31.05.1997г., с 01.01.1998г. по 02.08.1999г., со 02.10.2000г. по 09.10.2001г., а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2017г. № п ДД.ММ.ГГГГ было создано Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> ( межрайонное) путем реорганизации в форме присоединения Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Отрадном.
Согласно решения Кинель-Черкасского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО21 удовлетворены частично.
Суд обязал ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.о. <адрес> включить Расуловой Л.М. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии 1 год 2 месяца 22 дня в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 18 дней в период работы ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Суд обязал ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. <адрес> выплачивать ФИО22 пенсию с момента возникновения.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В судебном заседании установлено, что истцу ФИО23 досрочная пенсия с учетом решения ГУ- УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и решения Кинель-Черкасского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не была назначена из-за отсутствия необходимого 25-ти летнего специального стажа, что также подтвердили в судебном заседании истец ФИО24. и ее адвокат Рябухин Е.М.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО25. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО26. отказано в назначении пенсии по старости как педагогическому работнику в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого педагогического стажа работы не менее 25 лет.
Согласно указанного решения, в педагогический стаж не засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя ГПД средней школы № им. <адрес> Республики Узбекистан.
Ответчик отказал ФИО27. во включении в педагогический стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по 01.10.1993г. в должности воспитателя ГПД средней школы № им. <адрес> Республики Узбекистан по тому основанию, что отсутствуют документы, подтверждающие льготный характер работы, а в соответствии с законодательством Республики Узбекистан институт досрочных пенсий в отношении работников средних школ не действует. Кроме того, имеющаяся в деле справка от 26.12.2016г. № не содержит ссылки на исходящий номер запроса ответчика, что вызывает сомнения о принадлежности сведений, указанных в справке именно ФИО28
20.01.2020 гФИО29. повторно обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО30 повторно отказано в назначении пенсии по старости как педагогическому работнику в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого педагогического стажа работы не менее 25 лет, поскольку в педагогический стаж Расуловой Л.М. не включен период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по 01.10.1993г. в должности воспитателя ГПД средней школы № им. <адрес> Республики Узбекистан по аналогичным основаниям.
Согласно п.22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии в федеральными законами « О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014г. №н ( в редакции от 17.12.2019г.), предусмотрено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствие данным индивидуального (персонифицированного) учёта, а также правильности оформления документов.
Таким образом, исходя из правового смысла вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что пенсионный орган при каждом обращении гражданина по вопросу установления пенсии, вправе вновь оценивать представленные гражданином документы, подтверждающие его периоды работы и не связан с доводами ранее принятого им решения.
Следовательно, судом не могут быть приняты во внимание доводы истца ФИО31. и её адвоката о том, что указанный период работы истца с 01.09.1991г. по 01.10.1993г. в должности воспитателя группы продлённого дня средней школы № им.<адрес> Республики Узбекистан необоснованно не включен ответчиком в специальный педагогический стаж истца, поскольку ранее данный период работы уже был включен в специальный стаж истца на основании решения ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> от 25.07.2017г., поскольку опровергаются вышеизложенным выводом суда.
При этом, суд принимает во внимание, что с учетом решения ГУ- УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и решения Кинель-Черкасского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ досрочная пенсия истцу ФИО32. не была назначена.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
Из Преамбулы Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Правительства государств - участников настоящего Соглашения, руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения, согласились что (статья 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В соответствии со ст. 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Закон Республики Узбекистан №-ХII «О государственном пенсионном обеспечении граждан» принят ДД.ММ.ГГГГ, т.е. действует только с указанной даты.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно п. 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665).
Подпунктом "м" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от ДД.ММ.ГГГГ N 781).
Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что в специальный стаж могут быть засчитаны только подтвержденные периоды работы, которые дают право на досрочное пенсионное обеспечение на территории иностранного государства и которые соответствуют работе, дающей право на льготную пенсию в Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 958н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30-32 Закона № 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, т.е. раскрывающий льготный характер работы.
Согласно п. 4. Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, для определения права на досрочную пенсию по законодательству РФ в связи с работой граждан в государствах - участниках названного соглашения периоды работы могут быть учтены в специальный страховой стаж только при наличии схожих с пенсионным законодательством РФ условий, при которых определяется право на досрочную пенсию по старости в соответствии со ст. 30 - 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и при обязательном подтверждении компетентными органами государств - участников соглашения, что соответствующие периоды учитываются (учитывались) ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств, поскольку при рассмотрении заявлений о назначении досрочных пенсий по старости периоды работы с даты отмены в иностранных государствах института досрочных пенсий в специальный стаж не засчитываются.
Закрепленное в части 1 статьи 11 Федерального закона правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.
С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Такое правовое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение страховой пенсии и не может расцениваться как нарушающее право заявителя на пенсионное обеспечение.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами гражданского дела, материалами отказного пенсионного дела, трудовой книжкой, что истец ФИО33. работала:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя группы продленного дня в средней школе № им. <адрес>.
Судом также установлено и подтверждается материалами гражданского дела, материалами отказного пенсионного дела, что ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> направил в Агентство «Узархив» при Кабинете Министров Республики Узбекистан запрос об оказании содействия в истребовании льготной справки о стаже на ФИО2.
Согласно справки № от 26.12.2016г., Расулова Л.М. ( 1969 г. рождения) действительно работала в школе № <адрес> на должности воспитателя группы продленного дня с ДД.ММ.ГГГГ ( пр. № §5 от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ ( пр. № §2 от ДД.ММ.ГГГГ). Основание: книга приказов № школы №.
При этом, в указанной справке не содержится ссылка на исходящий номер запроса Пенсионного органа о предоставлении льготной справки о стаже на Расулову Л.М.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Однако, согласно Инструкции «О порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденной Постановление Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ № все исправления должны производиться администрацией предприятия, где была внесена соответствующая запись, если предприятие ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.
Правильность заполнения и ведения трудовых книжек возложена на работодателя и невыполнение последним своих обязанностей не может служить основанием для ущемления законных прав истца.
Судом установлено, что в трудовой книжке имеется запись за № о принятии ФИО34. на работу в среднюю школу № им. <адрес> на должность воспитателя ГПД с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № §5).
Следовательно, в справке № от ДД.ММ.ГГГГ и в трудовой книжке ФИО35 имеются расхождения в дате принятия истицы на работу, а сведений о неправильности внесения записей в трудовой книжке Расуловой Л.М. суду не представлено.
Кроме того, вышеуказанная справка не содержит ссылку на льготный характер работы, не имеется информации об отвлечениях от педагогической деятельности (нахождение на курсах повышения квалификации, командировках и пр.). Также не указана ссылка на норму закона, на основании которого предусмотрено досрочное назначение пенсии, как по законодательству СССР ( в период работы ФИО36.), так и на территории Республики Узбекистан.
Согласно п. «к» ст. 12 Закона Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ №-ХII «О государственном пенсионном обеспечении граждан» право на льготную пенсию с уменьшением установленного возраста на 5 лет имеют только учителя специализированных образовательных учреждений для детей инвалидом, домов «Мехрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колонии при наличии специального стажа работы не менее 25 лет (Список № часть IХ).
Другие педагогические работники, в том числе воспитатели группы продленного дня в школах, в данном законе не поименованы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО39 приобрела трудовой стаж на территории Республики Узбекистан, однако нет подтверждающих документов, выданных в надлежащем порядке на территории Республики Узбекистан о том, что приобретенный стаж подлежит включению в льготный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, следовательно нет оснований для реализации данного права на территории Российской Федерации.
Доводы истца Расуловой Л.М. и ее адвоката о том, что основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку опровергаются вышеизложенным выводом суда.
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что период работы истца ФИО37. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя ГПД средней школы № им. <адрес> Республики Узбекистан не подлежит включению в специальный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии ФИО38 поскольку льготный характер работы истца за указанный период не нашел своего подтверждения в судебном заседании, а иных доказательств, опровергающих данный вывод, суду не представлено.
Доводы истца и его адвоката о том, что вышеуказанные документы: трудовая книжка и справка№ от 26.12.2016г. отражают льготный характер работы не приняты судом во внимание, поскольку опровергаются вышеизложенным выводом суда.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО40. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО41 ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) о включении периода работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке через Отрадненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.