Дело №-2-400
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Валдай ДД.ММ.ГГГГ.
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Ревенко А.И.,
при секретаре Салакатовой Н.В.,
с участием истца Беловой Е.М.,
представителей ответчиков Смирнова В.В., Храмовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беловой <данные изъяты> к Администрации <адрес> сельского поселения Валдайского района Новгородской области, Администрации <адрес> муниципального района Новгородской области о предоставлении жилого помещения вне очереди, обязании создать межведомственную комиссию для оценки непригодности жилого дома для постоянного проживания,
у с т а н о в и л:
Белова Е.М. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> сельского поселения о предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. Обращение мотивировала тем, что она сирота. За ней жилое помещение не закреплялось, на праве собственности она также жилых помещений не имеет, а потому в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Она неоднократно обращалась с заявлениями об обеспечении ее жилым помещением, но ответчик, игнорируя положения федерального закона, отказывает в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того не учитывается, что у нее есть несовершеннолетний ребенок.
Определением Валдайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика к участию в деле привлечена Администрация <адрес> муниципального района.
В судебном заседании истец Белова Е.М. дополнила исковые требования, ходатайствуя перед судом об обязании администрацию сельского поселения создать межведомственную комиссию для оценки непригодности для постоянного проживания дома, принадлежащего ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону и расположенного в <адрес>. Первоначальные и дополнительные требования поддержала в полном объеме. Также пояснила, что до достижения 23-летнего возраста она с заявлениями о постановке на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась. В наследственном доме проживать невозможно, денежными средствами для приведения его в надлежащее состояние она не располагает.
Представитель ответчика, Администрации <адрес> сельского поселения, Смирнов В.В. исковые требования Беловой Е.М. не признал. Пояснил, что в соответствии с требованиями действующего законодательства на администрацию сельского поселения не возложена обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к числу которых относится истица. Что касается создания комиссии по обследованию жилых помещений, то такая комиссия на территории поселения существует, однако она должна осуществлять деятельность по обследованию помещений находящихся в эксплуатации. Дом принадлежащий истице (1/2 доля в праве) заброшен, в нем никто не зарегистрирован и не проживает, а потому в улучшении жилищных условий из этого дома никто не нуждается.
Представитель ответчика, Администрации <адрес> муниципального района, Храмова И.В. исковые требования Беловой не признала, указав, что истица старше 23 года, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении до указанного возраста она не состояла, а потому на нее не могут распространяться положения законодательства, гарантирующие обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Рассмотрев иск по существу, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает следующее.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из содержания абзаца четвертого статьи 1 указанного закона следует, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Судом на основании исследованных доказательств установлено и это сторонами не оспаривается, что Белова Е.М. лицо из числа детей-сирот. Однако она достигла возраста, превышающего 23 года. С заявлением о постановке на учет для обеспечения жилья, в соответствии с социальным статусом она обратилась только в 2012 году, а потому ее требование о восстановлении права об обеспечении жилым помещением вне очереди в соответствии с положениями указанного Федерального закона, не основано на законе и, следовательно, не может быть удовлетворено.
Что касается требования истицы об обязании Администрацию <адрес> сельского поселения создать комиссию для оценки непригодности ее наследственного дома для постоянного проживания суд считает следующее.
В силу ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 4 и 5 пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Согласно ст.5 Устава <адрес> сельского поселения, органы местного самоуправления <адрес> сельского поселения обладают полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», настоящим Уставом.
В силу требований ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Из указанного конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви вытекает необходимость гарантий функционирования каждой из них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность.
Поскольку решение о создании комиссии по оценке жилых помещений, находящихся на территории сельского поселения является вопросом местного значения и отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления, вмешательство в осуществление деятельности данного органа исключается, а потому требование Беловой Е.М. в данной части иска также не основано на требованиях закона, а следовательно не может быть удовлетворено.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Беловой <данные изъяты> к Администрации <адрес> сельского поселения Валдайского района Новгородской области, Администрации <адрес> муниципального района Новгородской области о предоставлении жилого помещения вне очереди, обязании создать межведомственную комиссию для оценки непригодности жилого дома для постоянного проживания отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, через районный суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: