Решение
Именем Российской Федерации
13 декабря 2022 г. Отрадненский городской суд Самарской области, в составе:
председательствующего Кощеевой И.А.
при секретаре Набока В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №-а-664/2022 по административному исковому заявлению Бодяжина Ильи Викторовича к Комитету по управлению имуществом городского округа Отрадный Самарской области о признании незаконным отказав предоставлении земельных участков для выкупа, обязании предоставить земельные участки для выкупа
УСТАНОВИЛ:
Бодяжин Илья Викторович обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков для выкупа, обязании предоставить земельные участки для выкупа.
ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г.о. Отрадный <адрес> в лице Отдела Архитектуры и градостроительства Администрации г.о. <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве заинтересованного лица привлечено Управление <адрес>.
В обоснование административного искового заявления Бодяжин И.В. указал следующее.
24.06.2022 Бодяжин И.В. обратился в Комитет по управлению имуществом г.о. <адрес> с заявлением о выкупе земельных участков по адресу: <адрес> уд. Рябиновая, участки № ( кадастровый №), № (кадастровый №)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил решение №, в котором ему отказано в удовлетворении заявления.
Данное решение Бодяжин И.В. считает незаконным по следующим основаниям.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был предоставлен ФИО1 на основании Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
В июне 2022 на данном земельном участке Бодяжиным И.В. было построено нежилое здание (хозяйственная постройка) с кадастровым номером <данные изъяты>, что подтверждается Выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был предоставлен Бодяжину И.В. на основании Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
В июне 2022 на данном земельном участке Бодяжиным И.В. было построено нежилое здание ( хозяйственная постройка) с кадастровым номером <данные изъяты>, что подтверждается Выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
В п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ сказано, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 39.16 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является закрытый перечень.
Основанием для отказа в удовлетворении заявление о выкупе земельных участков явилось указание на нецелевое использование земельных участков в связи с отсутствием на земельных участках индивидуального жилого дома и наличия на земельном участке вспомогательного объекта недвижимости..
Однако, таких оснований для отказа в предоставлении (выкупе) земельного участка в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ не содержится.
По мнению Бодяжина И.В. принятое решение является незаконным и необоснованным.
На основании изложенного, административный истец Бодяжин И.В. просит суд :
Признать незаконным Решение от ДД.ММ.ГГГГ № Комитета по управлению имуществом городского округа <адрес>.
Обязать Комитет по управлению имуществом городского округа <адрес> предоставить для выкупа Бодяжину Илье Викторовичу земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, административное исковое заявление поддерживает в полном объеме и просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, о чем сообщил суду письменно.
Административный ответчик - представитель Комитета по управлению имуществом г.о. <адрес> в судебном заседании административные исковые требования Бодяжина И.В. к Комитету по управлению имуществом г.о. <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления о признании незаконным Решение от ДД.ММ.ГГГГ № Комитета по управлению имуществом городского округа <адрес> и обязании Комитета по управлению имуществом городского округа <адрес> предоставить для выкупа ФИО1 земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> не признал и просит суд в их удовлетворении отказать.
Заинтересованное лицо – представитель Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, считает заявленные требования Бодяжина И.В. необоснованными, по основаниям изложенным в представленном суду письменном отзыве.
Заинтересованное лицо – представитель Администрации г.о. Отрадный Самарской области в лице Отдела Архитектуры и градостроительства Администрации г.о. Отрадный Самарской области в судебное заседание не явился, возражает против удовлетворения заявленных требований и просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, о чем сообщил суду письменно.
Суд, выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 ч. 1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со ст. 263 ч. 1 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии со ст. 40 п. 1 п.п.2 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
Согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Согласно п.п. 2,3 ч. 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
- строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
- строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, критерии отнесения к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" хозяйственные постройки - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
В градостроительном кодексе РФ отсутствует законодательное закрепление определения хозяйственная постройка.
С учетом положений ч. 10 ст.4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений и статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» хозяйственные постройки определены как сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки ( в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд для возведения которых не требуется разрешение на строительство в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
Из приложения к Постановлению Администрации г.о. Отрадный от 10.07.2015 № 1047следует, что в реестр муниципальных услуг городского округа Отрадный Самарской области входит предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов
Согласно Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства - это размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек
Выпиской из единого государственного реестра подтверждается, что земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г.о. Отрадный,<адрес> участок 13, кадастровый № имеет площадь 1000+/-11 м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Согласно Договора аренды № земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по управлению имуществом г.о. <адрес> - арендодатель предоставил в аренду ФИО1- арендатору право пользования земельным участком, имеющим следующее описание: кадастровый номер – 63<данные изъяты> площадь земельного участка - 1000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, местонахождение – <адрес> участок 13, являющийся земельным участком государственная собственность на который не разграничена.
Обременения земельного участка и ограничения:
- часть земельного участка площадью 48 кв. м ограничена в использовании, водоохранная зона на основании постановления Главы городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ,
- часть земельного участка площадью 25 кв. м ограничена в использовании правом производства ремонтных и земляных работ, на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» ( п. 1.3)
Настоящий договор заключается сроком на 20 лет с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. (п.1.4)
Использование земельного участка строго по целевому назначению – для индивидуального жилищного строительства.(п.3.2).
Государственная регистрация договора аренды была произведена ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации <данные изъяты>
Выпиской из единого государственного реестра подтверждается, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, г.о. Отрадный,<адрес> участок 11, кадастровый № имеет площадь 1000+/-11 м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Согласно Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, Комитет по управлению имуществом г.о. <адрес> - арендодатель предоставил в аренду Бодяжину Илье Викторовичу- арендатору право пользования земельным участком, имеющим следующее описание: кадастровый номер – 63<данные изъяты>, площадь земельного участка - 1000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, местонахождение – <адрес> участок 11, являющийся земельным участком государственная собственность на который не разграничена.
Обременения земельного участка и ограничения:
- часть земельного участка площадью 47 кв. м ограничена в использовании, водоохранная зона на основании постановления Главы городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ,
- часть земельного участка площадью 24 кв. м ограничена в использовании правом производства ремонтных и земляных работ, на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» ( п. 1.3)
Настоящий договор заключается сроком на 20 лет с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. (п.1.4)
Использование земельного участка строго по целевому назначению – для индивидуального жилищного строительства.(п.3.2).
Государственная регистрация договора аренды была произведена ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации 63:<данные изъяты>
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что за Бодяжиным И.В. на основании Договора аренды земельного участка №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом г.о. <адрес>, зарегистрировано право собственности на хозяйственную постройку, площадью 0,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, г.о. Отрадный <адрес>, с кадастровым номером 63:06:0106003:770, назначение - нежилое, кадастровая стоимость не определена. Кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости – 63<данные изъяты>
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что за Бодяжиным И.В. на основании Договора аренды земельного участка №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом г.о. <адрес>, зарегистрировано право собственности на хозяйственную постройку, площадью 0,6 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, г.о. Отрадный <адрес>, с кадастровым номером 63:06:0106003:771, назначение – нежилое, кадастровая стоимость не определена. Кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к Главе городского округа <адрес> с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении (выкупе) земельных участков с кадастровыми номерами:
<данные изъяты>, площадью 1000кв.м, расположенный по адресу: <адрес> участок 13,
<данные изъяты>, площадью 1000кв.м, расположенный по адресу: <адрес> участок 11.
Согласно ответа Комитета по управлению имуществом г.о.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, <данные изъяты> И.В. разъяснено, что он как арендатор вправе возводит на земельном участке вспомогательные постройки без получения дополнительных разрешений на строительство и регистрировать право на них в упрощенном порядке с учетом требований градостроительного регламента. Арендатор земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимости вправе самостоятельно определить очередь возведения вспомогательных объектов и принять решение об их создании до начала строительства основного объекта недвижимости. Однако приобретение земельного участка в собственность путем выкупа возможно только после окончания строительства основного объекта.
Таким образом, возведение на земельном участке только объекта вспомогательного использования (хозяйственной постройки), в том числе при наличии государственной регистрации права собственности на этот объект, в отсутствие на этом земельном участке основного здания или сооружения не влечет возникновения у собственника вспомогательного объекта права на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.
На основании вышеизложенного, предоставление за плату земельных участков с кадастровыми номерами 63<данные изъяты>:1504 возможно, после регистрации прав собственности на основной объект недвижимости - объект индивидуального жилищного строительства.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного кодекса.
Как указано в пункте 6 статьи 11.9 названного кодекса, образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные этим кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 поименованного Кодекса.
Статьей 39.20 упомянутого кодекса предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1).
Вместе с тем статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, подпунктом 14 которой предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.
Согласно разъяснениям в п. 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) Возведение на публичном земельном участке только объекта вспомогательного использования не влечет возникновения у его собственника права на приобретение в собственность публичного земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, по общему правилу, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 2 указанной статьи установлены исключения из общего правила и приведен перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительным правом на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.
Выкуп земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов лицом, имеющим в собственности здание (сооружение), правомерно возведенное на данном участке, обусловлен необходимостью обслуживания и использования такого объекта по назначению.
Арендатор-застройщик вправе возводить на публичном участке с учетом требований градостроительного регламента строения вспомогательного использования без получения разрешения на строительство и зарегистрировать на них право собственности в упрощенном порядке в соответствии с законодательством о регистрации недвижимости.
При этом из совокупного анализа пунктов 2 и 3 части 17 статьи 51 и части 15 статьи 55 ГрК РФ и статьи 135 ГК РФ следует, что основными критериями для отнесения строений и сооружений к вспомогательным являются их принадлежность к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие на земельном участке основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому такое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Арендатор публичного земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимости, вправе самостоятельно определить очередность возведения вспомогательных объектов и принять решение об их создании до начала строительства основного объекта недвижимости. Однако приобретение такого участка в собственность путем выкупа на возмездной основе возможно только после окончания строительства основного объекта.
Таким образом, возведение на публичном земельном участке только объекта вспомогательного использования, в том числе при наличии государственной регистрации права собственности на этот объект, в отсутствие на этом земельном участке основного здания или сооружения не влечет возникновения у собственника вспомогательного объекта права на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ.
В судебном заседании установлено, что административным истцом на вышеуказанных земельных участках, переданных ему в аренду с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, возведены хозяйственные постройки, которые имеют вспомогательное значение.
Бодяжин И.В., как арендатор-застройщик был вправе возводить на публичном участке с учетом требований градостроительного регламента строения вспомогательного использования без получения разрешения на строительство и зарегистрировать на них право собственности в упрощенном порядке в соответствии с законодательством о регистрации недвижимости.
Наличие хозяйственных построек и зарегистрированное право на них за административным истцом Бодяжиным И.В. не может повлечь возникновение права на приобретение земельного участка под данными объектами в собственность на основании приведенных норм земельного законодательства.
Доводы административного истца Бодяжина И.В. об исключительном праве на приобретение в собственность вышеуказанных земельных участков как собственника расположенных на них хозпостройках, не приняты судом во внимание, поскольку опровергаются вышеизложенным.
Следовательно, оснований для удовлетворения административного искового заявления Бодяжина И.В. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Бодяжина Ильи Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (<данные изъяты>), зарегистрированного по адресу: <адрес>Б к Комитету по управлению имуществом городского округа <адрес> (ИНН 6340004684,ОГРН 1026303208887) о признании незаконным отказа в выкупе земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, обязании предоставить для выкупа земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.