Дело № 2-032/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2013 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Чесноковой Г.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., представителя ООО ...» в лице директора Коптяевой Т.П., представителя 3го лица администрации МО ... Лютова М.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску и.о. прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственности ... о признании незаконными действий по повышению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, возложении обязанности прекратить начисление платежей по приказам директора и о перерасчете размера оплаты за услуги по содержанию и ремонту общего имущества,
установил:
Прокурор Устьянского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО ... о признании незаконными действий по повышению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в соответствии с приказами директора ООО ... .../П от ...г., .../П от ...г., .../П от ...г., .../П от ...г., .../П от ...г., возложении обязанности прекратить начисление платежей по перечисленным приказам и перерасчете размера платежей за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО ... с ...г., в д. ... с ...г. Требования мотивирует тем, что ООО ... осуществляет управление многоквартирными домами ..., оказывает услуги населению поселка, в том числе, за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах. В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований федерального законодательства РФ, установлено, что ОО ... увеличивает тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в одностороннем порядке. Общим собранием собственников жилья решение об увеличении тарифов на оплату за содержание и ремонт общего имущества не принималось, постановления МО ... по данному вопросу с ...г. также не выносилось. Данные действия со стороны ООО ... нарушают жилищные права граждан.
В ходе рассмотрения дела прокурор, поддержав требования о признании незаконными приказов об увеличении тарифов и прекращении начисления платы установленным данными приказами тарифам, на основании ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования в части перерасчета: просил возложить обязанность на ООО ... произвести перерасчет платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества только в многоквартирном доме ... в ... с ...г.
Представитель 3го лица администрации МО ... Лютов М.Д. поддержал уточненные прокурором требования, полагает, что ответчиком необоснованно были увеличены тарифы по содержанию жилья в доме .... Данный дом находится в муниципальной собственности МО ....
Представитель ответчика ООО ... Коптяева Т.П. с исковыми требованиями согласна частично. В судебном заседании пояснила, что издание приказов по повышению тарифов относительно дома ..., находящегося в муниципальной собственности, не совсем законно. Вместе с тем, указывает на то, что неоднократно обращалась в администрацию МО ... с информацией о необходимости ремонта, установки дверей и домофона, но собственник бездействовал. Поэтому ООО ... было инициировано и проведено собрание проживающих в доме граждан, это в основном престарелые люди, и все согласились на повышение тарифов с тем, чтобы условия проживания стали лучше.
Суд заслушав пояснения сторон, показания свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО ... является юридическим лицом, зарегистрировано в качестве такового ...г., и согласно п.3.3 Устава основными видами его деятельности являются: управление эксплуатацией жилого фонда, предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, устройство покрытий зданий и сооружений, уборка территории и аналогичная деятельность, производство санитарно – технических работ и другие.
Как следует из договора ... от ...г. ООО ... приняла на себя полномочия, а заказчик ООО ... передал полномочия по управлению многоквартирным жилым домом .... по ... в .... Работы по управлению включают в т.ч., содержание и текущий ремонт ; начисление, сбор, перерасчет платежей потребителей за содержание, текущий ремонт, коммунальные услуги. Согласно разделу 4 договора размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги определяется в соответствии с действующим законодательством. Собственники и наниматели жилого помещения вносят плату за жилое помещение на основании выставляемых ему платежных документов, за жилищные услуги вносятся в кассу управляющей организации.
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права ... от ...г., собственником жилого дома общей площадью ... кв.м, находящегося по адресу: ... является администрация МО ....
Как следует из договора ... от ...г. собственник МО ... заключило договор управления многоквартирным жилым домом ... в ... на основании результатов открытого конкурса с ООО «УК ЖКХ ... на срок 3 года. Пунктом 3.2 Договора определен размер платы за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества- .... в месяц за 1 кв.м общей площади.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом является деятельностью, обеспечивающей благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме. К их числу могут относиться как граждане - собственники, так и граждане - наниматели, которым соответствующие жилые помещения предоставлены на условиях, предусмотренных действующим законодательством, в частности на условиях договора социального найма жилого помещения.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом (статья 60 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственниками жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям и образующих государственный жилищный фонд либо муниципальный жилищный фонд, выступают соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования (статья 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
По смыслу указанных норм выбор способа управления многоквартирным домом является исключительным правомочием собственников помещений данного дома. При этом от имени собственника жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников может выступать, в частности, уполномоченное им лицо - наймодатель.
Наниматели жилых помещений не обладают правом выбора способа управления многоквартирным домом и, соответственно, правом выбора управляющей организации.
Как видно из представленных документов собственником жилого дома был заключен договор на управление с ООО ..., которое в свою очередь передало полномочия по управлению многоквартирным жилым домом ... ООО ...
Жилые помещения по договору социального найма, как это следует из Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляются за плату, которая включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Таким образом, названная статья Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов местного самоуправления или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме.
Таким образом, наниматели жилого помещения не являющиеся собственниками, обязаны вносить плату за содержание и ремонт в размере, установленном органом местного самоуправления, являющимся собственником соответствующего помещения.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, то оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 38 Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Таким образом, наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом.
Поскольку судом установлено, и не оспаривается ответчиком, что в доме ..., жилых помещений в собственности граждан нет, то собственником всех жилых помещений в данном доме является МО ....
МО «Октябрьское» было принято Постановление ... от ...г. «О размере платы за жилое помещение для нанимателей муниципальных жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении по результатам открытого конкурса в ООО ..., которым с ...г. установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, находящихся в управлении по результатам открытого конкурса, согласно приложению ..., Определено, что в случае, если размер платы, установленный по результатам открытого конкурса, больше установленного данным постановлением, то разница в оплате для нанимателей возмещается наймодателем этого жилого помещения за счет средств бюджета МО .... Согласно приложению ... к данному постановлению стоимость 1 кв. в месяц для нанимателей по ... составляет ... руб., такой же размер определен и в договоре управления жилым домом.
Постановлением от ...г. ... «Об установлении размера платы за наем муниципального жилого помещения для населения МО ... установлены и введены в действие с ...г. размер платы по видам благоустройства помещения в месяц: улучшенной планировки ... коп., полное благоустройство -... руб., частичное благоустройство ... руб., неблагоустроенное ... руб. помещения для населения МО ....
Судом установлено, что приказами, изданными директором ООО ..., установленные органом местного самоуправления размеры оплаты без законных оснований, без предоставленных полномочий на то, были увеличены.
Согласно приказу директора ООО ... .../П от ...г. установлен дополнительный тариф по текущему ремонту на замену дверей в д. ... на четыре месяца (декабрь 2011 г., январь, февраль, март 2012 г.) в размере ... руб. с 1кв.м. Всего тариф на текущий ремонт составил ... руб. с 1 кв.м.
На основании договора на обслуживание подъездного домофона ... от ...г. по ... Постановлением Главы администрации МО ... ... от ...г. директором ООО ... издан приказ .../П от ...г. об установлении тарифа на содержание жилья в размере ... рублей с ...г.
...г. издан приказ .../П «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирных домах». Данным приказом с ...г. установлены размеры платы за содержание жилья (вывоз ТБО) в многоквартирных домах для собственников и нанимателей жилья согласно перечню обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Приказом .../П от ...г. в связи с увеличением стоимости по утилизации отходов введен в действие тариф по вывозу ТБО и содержание контейнерных площадок в размере ... руб. на все дома, получающие данную услугу, за исключением ....
Приказом директора ООО ... от ...г. .../П с ...г. внесены изменения в структуру тарифа по адресам, в т.ч.по адресу: ... - «содержание жилья» - ... руб., «найм» - ... руб.
Согласно данным приказам производились начисления нанимателям жилых помещений в д... и оплачивались лицевые счета.
Из предоставленных в материалы дела копий лицевых счетов следует, что жильцам дома ... с ...г. ООО ... выставляет счета по тарифам за содержание жилья –... руб., текущий ремонт- ...., найм – ... руб.; на октябрь 2012 г. счета выставляются по тарифу за содержание жилья – ... руб., текущий ремонт- ... руб., найм – ... руб., с мая 2012 г. по сентябрь2012г. – содержание- ...., текущий ремонт- ... руб.,, найм - ...; На ...г. счета выставлялись за содержание жилья – ... руб., текущий ремонт – ... руб., найм - ... руб. А согласно квитанций, выставленных жильцам дома ... за период с декабрь 2011г. по март 2012г., за текущий ремонт было начислено ... руб. с 1 кв.м.
Как видно из изложенного, размер платы за содержание, текущий ремонт, начисляемый ООО ... нанимателям жилых помещений в д.... на основании изданных руководителем приказов, в периоды: с декабря 2011г. по март 2012г., с ...г. не соответствовал установленному органом местного самоуправления.
Исходя из изложенного, суд считает обоснованным довод прокурора о том, что произведено увеличение размера платы за содержание и текущий ремонт в нарушение порядка, установленного действующим законодательством.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что действия ООО ... по изменению с декабря 2011 г. по март 2012 года, с ...г. и с ...г. платы за содержание и текущий ремонт и взиманию с учетом измененных тарифов платы за содержание и ремонт жилого помещения, не соответствуют требованиям ч. 3 статьи 156 ЖК РФ.
Следовательно действия ООО ... по повышению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, расположенных в д. ..., в соответствии с приказами директора ООО ... .../П от ...г., .../П от ...г., .../П от ...г., .../П от ...г., .../П от ...г. являются незаконными.
Довод представителя ответчика о том, что увеличение было произведено в интересах жильцов данного дома, с их согласия после проведения собрания, а также показания свидетеля ФИО1, проживающей в д. ... о том, что они были согласны на установку домофона и соответствующее увеличение тарифа; судом не могут быть приняты во внимание, поскольку единственным собственником жилых помещений является муниципальное образование, и решение собрания нанимателей правового значения для разрешения спора не имеют.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы представителя ответчика о том, начисление платежей по приказам от ...г., и от ...г. уже прекращено в связи с изданием новых более поздних приказов. Как видно из данных приказов начисление по первому производилось только в декабре 2011г, январе- марте 2012г. В связи с чем требования прокурора о прекращении начисления платежей по установленным размерам приказам директора подлежит частичному удовлетворению- в части прекращения начисления по приказам от ...г., и от ...г.- удовлетворению не подлежат.
Поскольку начисление нанимателям платежей в размерах, установленных приказами руководителя ООО ..., признано судом незаконным, ответчик обязан произвести перерасчет незаконно уплаченных нанимателями д. ... сумм платежей с ...г.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика ООО ... взысканию подлежит государственная пошлина в доход местного бюджета в размере ... руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО ... - удовлетворить частично.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью ... по повышению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, расположенных в д. ..., в соответствии с приказами директора ООО ... .../П от ...г., .../П от ...г., .../П от ...г., .../П от ...г., .../П от ...г..
Возложить на общество с ограниченной ответственностью ... обязанность прекратить начисление платежей по установленным приказам директора .../П от ...г., .../П от ...г., .../П от ...г., в остальной части данного требования- отказать.
Обязать общество с ограниченной ответственностью ... произвести перерасчет платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме д. ... с ...г.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью ... государственную пошлину в доход бюджета МО ... в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий Г.А. Чеснокова