Дело № 2-422/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Исянгулово 21 июля 2020 года
Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ибрагимовой И.Р.,
при секретаре Бикбулатовой А.Ю.,
с участием заместителя прокурора Зианчуринского района Янбекова Т.М.,
представителя ответчика Тухватуллиной Л.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зианчуринского района РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ д.Яныбаево муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан об обязании принять исчерпывающие меры в получении лицензии на добычу подземных вод из скважин,
установил:
прокурор Зианчуринского района РБ обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском (с последующим уточнением) об обязании принять исчерпывающие меры в получении лицензии на добычу подземных вод из скважин в МОБУ СОШ д.Яныбаево муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан (далее – образовательное учреждение). В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка исполнения образовательными организациями законодательства о недропользовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что образовательным учреждением допущено нарушение требований ст. 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .... «О недрах», а именно добыча из скважин образовательного учреждения, по адресу: РБ, <адрес>, <адрес>, <адрес>А, подземных вод в отсутствие лицензии на пользование недрами, без проведения контроля качества добываемой и используемой воды. По выявленным нарушениями прокуратурой района в адрес образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое оставлено без ответа, нарушения не устранены. Непринятие образовательным учреждением должных и достаточных мер для исполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства нарушают конституционные права жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду, не может гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность обучающихся и работников образовательной организации. Просит обязать образовательное учреждение принять исчерпывающие меры в получении лицензии на добычу подземных вод из скважин в образовательном учреждении, по адресу: РБ, <адрес>, <адрес>, <адрес>А, в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Заместитель прокурора Зианчуринского района РБ Янбеков Т.М. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал и просил удовлетворить его по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика Тухватуллина Л.И. в судебном заседании исковые требования признала, однако просила отсрочить исполнение решения суда с учетом того, что процесс оформления лицензии на право пользования недрами долгий, а именно для сбора информации требуется около 1 месяца, для получения протоколов о соответствии качества воды из аккредитованной и аттестованной лаборатории 1 месяц, оформление документов для сдачи в Минэкологию по РБ – 1 месяц, рассмотрение документов в Минэкологии – до 12 месяцев.
Представитель третьего лица администрации муниципального района Зианчуринский район РБ на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела администрация извещена надлежащим образом.
Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, исследовав доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В силу пункта 3 части 1 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .... «О недрах» (далее - Закон о недрах) к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно ст. ст. 7, 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Особенности лицензирования пользования недрами для добычи подземных вод одиночными скважинами установлен Инструкцией по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, утвержденной Председателем Комитета РФ по геологии и использованию недр ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. п. 8.1, 8.2 которой лицензии на право пользования недрами должны быть получены на все участки недр, на которых добыча подземных вод осуществляется одиночными водозаборными скважинами, за исключением случаев, предусмотренных в п. 1.3 настоящей Инструкции.
Кроме того, получение ответчиком лицензии на право пользования недрами связано с рядом обязательных условий, предусмотренных нормами Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, выданное субъекту предпринимательской деятельности лицензирующим органом.
Из положений ст. 9 Закона о недрах следует, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами; права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Статьей 11 Закона о недрах определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.Правила охраны недр, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .... (далее - Правила охраны недр), определяют направления развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, производство геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горно-подготовительных или подготовительных работ, обработки (подготовки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензии на пользование недрами и проектной документацией, нормативы потерь полезных ископаемых при добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, предотвращению их вредного влияния на окружающую среду, здания и сооружения.
В силу требований ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Проверкой установлено, что образовательным учреждением допущено нарушение требований ст. 11 Закона о недрах, а именно добыча из скважин образовательного учреждения подземных вод в отсутствие лицензии на пользование недрами, без проведения контроля качества добываемой и используемой воды.
По выявленным нарушениями прокуратурой района в адрес образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.
Между тем представление оставлено без удовлетворения.
Согласно п. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Статья 49 ГК РФ предусматривает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены критерии, перечень лицензируемых видов деятельности, а также лицензионные требования и условия.
В силу ст. 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Подземные воды являются полезными ископаемыми.
Пунктом 7 ст. 9 Закона о недрах определено, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В силу ст. 23 Закона о недрах основным требованием по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Самовольное использование артезианских скважин нарушает экологические права неопределенного круга лиц, поскольку пользование недрами в отсутствие специального разрешения, устанавливающего условия их использования, не позволяет сделать вывод о соответствии данной деятельности требованиям природоохранного законодательства.
Непринятие образовательным учреждением должных и достаточных мер для исполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства нарушают конституционные права жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду, не может гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность обучающихся и работников образовательной организации.
Поскольку в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства артезианские скважины используются образовательным учреждением без специального государственного разрешения - лицензии на право пользования недрами, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ ....-О указал, что основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Таким образом, возможность отсрочки или рассрочки предусматривается лишь при наличии обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неисполнения решения суда должником, при этом, данные причины должны носить объективный характер. При решении вопроса об отсрочке и рассрочке исполнения судебного решения суд должен принимать во внимание не только интересы должника, но и взыскателя, учитывать, что изменение сроков исполнения судебного решения должно быть обоснованным, основания такого изменения должны быть реальными.
В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора Зианчуринского района не возражал против предоставления ответчику отсрочки исполнения решения суда в пределах 6 месяцев.
Соблюдая общеправовой принцип справедливости, баланс прав и законных интересов сторон, суд считает возможным отсрочить исполнение данного решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 45, 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: ░░, <░░░░░>, <░░░░░>░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░