Дело № 2-23/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 8 февраля 2012 года
Вологодский гарнизонный военный суд в лице судьи Ладного В.В., при секретаре Кожевниковой С.С., с участием Бобровского А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Бобровского А.А., представляющего по доверенности интересы военнослужащего войсковой части 83497 подполковника Кузнецова, об оспаривании отказа Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – Управление) в предоставлении его доверителю жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Бобровский обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Управления № 03-31/0545 от 25 ноября 2011 года об отказе его доверителю в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании Бобровский поддержал заявленные требования и объяснил, что оспариваемое решение Управления № 03-31/0545 от 25 ноября 2011 года он считает нарушающим права его доверителя, поскольку в 1997 году Кузнецов был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и ему, его дочери Кузнецовой Е.Н. и сыну Кузнецову А.Н. решением жилищной комиссии военного комиссариата Вологодской области 2 декабря 2009 года было распределено жилое помещение - двухкомнатная квартира в п. Тельмана Тосненского района Ленинградской области, но решением Управления № 03-31/0545 от 25 ноября 2011 года в предоставлении указанного жилого помещения по договору социального найма Кузнецову было отказано в связи с превышением размера распределенной площади жилого помещения на 7,64 кв.м. и непредставлением документов, подтверждающих предстоящее увольнение.
Бобровский считает, что его доверителю, имеющему более 20 лет выслуги военной службы, признанного нуждающимся в жилом помещении, подлежащему увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями в соответствии с со ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» должно быть предоставлено по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 указанного Федерального закона, в том числе и с учетом членов его семи – сына и дочери.
Начальник Управления, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не прибыл.
Выслушав объяснения Бобровского, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из справок, выписки из послужного списка, и выписки из приказа Командующего войсками Ленинградского военного округа № 80 от 20 августа 2009 года, выписки из приказа командующего войсками Западного военного округа № 45 от 20 ноября 2010 года, выписки из приказа командира войсковой части 83497 № 1 от 11 января 2011 года и расчета выслуги лет Кузнецов, имея более 20 лет выслуги военной службы, проходит военную службу по контракту, зачислен в распоряжение и подлежит увольнению с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями по п.п. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно справок в личном деле Кузнецова записаны жена – Кузнецова Л.Н., дочь – Кузнецова Е.Н. 2001 года рождения и сын Кузнецов А.Н. 2004 года рождения. В <адрес> расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы дети и жена Кузнецова, которая является одним из трех собственников указанного жилого помещения, где также постоянно зарегистрировано еще трое человек на общей площади 51,6 кв.м., что подтверждается копией лицевого счета квартиросъемщика.
Из копии рапорта и резолюции на нем усматривается, что Кузнецов 28 апреля 1997 года был признан нуждающимся в получении жилого помещения.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии военного комиссариата Вологодской области от 2 декабря 2009 года, копии списка квартир, распределенных военнослужащим военного комиссариата Вологодской области в 2009 году, от 15 декабря 2009 года Кузнецову, его дочери - Кузнецовой Е.Н. и сыну - Кузнецову А.Н. было распределено жилое помещение - двухкомнатная <адрес>, Ладожский бульвар, <адрес>.
Из копии решения заместителя начальника Управления № 03-31/0545 от 25 ноября 2011 года усматривается, что в предоставлении указанного жилого помещения общей площадью 50 кв.м. по договору социального найма Кузнецову было отказано в связи с непредставлением им документов, подтверждающих предстоящее увольнение с военной службы, а так же в связи с превышением размера распределенной площади жилого помещения на 7,64 кв.м.
При этом в решении указано, что жена и дети Кузнецова обеспечены жилой площадью по нормам, а поэтому норма предоставления Кузнецову площади жилого помещения по договору социального найма с учетом конструктивных особенностей, без учета права на дополнительную жилую площадь, составляет не более 42,36 кв.м. ((18*3+9) - 20,64 кв.м.– по 10,32 кв.м. на каждого ребенка Кузнецова, имеющих право пользования жилой площадью в <адрес>.
Оценивая правомерность отказа ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в предоставлении Кузнецову жилого помещения по договору социального найма, суд исходит из следующего.
Так, согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главы г. Вологды от 15.07.2005 N 2032 "Об установлении размера учетной нормы площади жилого помещения и размера нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма" учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере не более 10 кв. м на каждого члена семьи.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом согласно ч. 2 ст. 51 этого Кодекса при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, общая площадь жилых помещений суммируется только в том случае если гражданину и (или) членам его семьи эти жилые помещения принадлежат на праве собственности и не суммируется площадь жилых помещений, занимаемых гражданами по договорам социального найма, которые не имеют права собственности на них.
Аналогичное положение закреплено и п. 14 Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 (ред. от 15.04.2011) "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", утвердившего Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, согласно которому размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности. Пунктом 16 этого Приказа установлено, что решения о предоставлении жилых помещений военнослужащим по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Следовательно, поскольку дети Кузнецова не обладают правом собственности на жилое помещение, где они зарегистрированы - в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, то при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи Кузнецова, в данном случае нельзя учитывать по 10,32 кв.м. на каждого ребенка Кузнецова, поскольку, как указано выше, не суммируется площадь жилых помещений, занимаемых гражданами по договорам социального найма, которые не имеют права собственности на них.
С учетом изложенного норма предоставления Кузнецову площади жилого помещения по договору социального найма с учетом конструктивных особенностей и без учета права на дополнительную жилую площадь должна составлять 63 кв.м. ((18*3+9), что не превышает размера распределенной ему площади жилого помещения.
Кроме того, согласно требованиям приказа МО РФ № 1450 дсп от 22 августа 2001 года военнослужащему может быть предоставлено жилое помещение сверх нормы, установленной ст. 15.1 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» при условии подачи им в любое время соответствующего заявления. При этом на специализированные организации возлагается обязанность информации военнослужащих о возможности компенсации ими затрат федерального бюджета при предоставлении им жилого помещения, превышающего нормы предоставления общей площади жилого помещения, предусмотренные законодательством РФ. И только в случае отказа военнослужащего от распределенного жилого помещения общей площадью превышающей нормы предоставления, либо неперечислении и непредоставлении им подтверждающего документа о перечислении суммы компенсации затрат федерального бюджета в установленный срок, жилое помещение подлежит повторному распределению.
Как установлено в ходе судебного заседания данные требования приказа МО РФ № 1450 дсп в отношении Кузнецова должностными лицами Управления выполнены не были.
Что же касается ссылки Управления в отказе Кузнецову в предоставлении жилого помещения в связи с непредставлением им документов, подтверждающих его предстоящее увольнение с военной службы, то суд приходит к убеждению, что данное утверждение не состоятельно и не может служить основанием для отказа Кузнецову в предоставлении жилого помещения по избранному им постоянному месту жительства по следующим основаниям.
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054. Пунктом 9 этих Правил установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:
не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что в случае признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) по избранному постоянному месту жительства, а также при наличии установленных законом выслуги лет и основания увольнения военнослужащие вправе рассчитывать на получение жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Следовательно, военнослужащий, признанный в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий, вправе претендовать на получение за счет средств Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения по избранному месту жительства, только при наличии установленных законом выслуги лет и его увольнения с военной службы.
Как пояснил в ходе судебного заседания Бобровский документы, перечисленные в п.1 приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 для признания за его доверителем права на предоставление жилого помещения по договору социального найма были направлены в Управление не Кузнецовым, а командованием, и были ли среди них документы, подтверждающие факт предстоящего увольнения Кузнецова с военной службы, он не знает. Должностные лица Управления об отсутствии того или иного документа Кузнецову не сообщили.
Вместе с тем, в ходе судебного заседания было установлено и подтверждается справкой, что Кузнецов, имея более 20 лет выслуги военной службы, зачислен в распоряжение и подлежит увольнению с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями по п.п. «а» п.2 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», а, следовательно, вправе претендовать на получение за счет средств Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно п.1 приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 для признания военнослужащих, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, они подают заявление и должны приложить к нему ряд документов, среди которых не указаны документы, подтверждающие предстоящее увольнение военнослужащих с военной службы.
При этом если военнослужащим предоставлены не все указанные документы, то уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что требование Управления о представлении документов, подтверждающих предстоящее увольнение военнослужащего с военной службы правомерно, поскольку это является обязательным условием распределения военнослужащему жилого помещения по избранному им месту жительства. Однако, поскольку указанный документ не упоминается в вышеприведенных перечнях, должностные лица Управления обязаны в силу предоставленных им полномочий известить военнослужащего о необходимости предоставления документов, подтверждающих предстоящее увольнение с военной службы и по результатам извещения (представление либо непредставления соответствующих документов) принимать решение.
При таких обстоятельствах, исходя из материалов дела, суд приходит к убеждению, что отказ заместителя начальника Управления в предоставлении Кузнецову жилого помещения по договору социального найма в связи с превышением размера распределенной Кузнецову площади жилого помещения и на том основании, что он не представил документов, подтверждающих предстоящее увольнение с военной службы, без предварительного извещения об этом Кузнецова, является не правомерным.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196–199, 258 ГПК РФ, военный суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Бобровского А. А., поданного им в интересах Кузнецова, удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № 03-31/0545 от 25 ноября 2011 года об отказе Кузнецову в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Судебные расходы по делу, состоящие из оплаты государственной пошлины, возложить на Федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и взыскать с него в пользу Кузнецова 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Вологодский гарнизонный военный суд в течение одного месяца.
СУДЬЯ В.В. ЛАДНЫЙ