Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-155/2021 ~ М-104/2021 от 06.04.2021

        Решение

    Именем Российской Федерации

        26 мая 2021 года                                                                     поселок Нижний Ингаш

    Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:

    председательствующего судьи Абрамовой Т.М., при секретаре Сударевой О.В.,

    с участием: представителя истца – старшего помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Крюковой В.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-155/2021(УИД 24RS0038-01-2021-000250-16)по исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах Ефимовой Т. С. к администрации Нижнеингашского района Красноярского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма,

    установил:

        Прокурор Нижнеингашского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации Нижнеингашского района Красноярского края в интересах Ефимовой Т.С. о защите её жилищных прав, а именно просит суд возложить обязанность на ответчика предоставить Ефимовой Т.С., "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в п. Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края, не ниже установленных социальных норм из общей площади 33 квадратных метра на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с допусками, установленными п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961«О защите прав ребенка». Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Ефимова Т.С. в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение жилого помещения, однако, в нарушение вышеуказанных норм, жилье ей не предоставлено. Являясь несовершеннолетней, Ефимова Т.С. осталась без попечения родителей, поскольку родители девочки – Е.Л. и Е.С. решением Нижнеингашского районного суда от 25.10.2006 лишены родительских прав. 01.03.2007 главой администрации Нижнеингашскогорайона издано постановление № 172 «Об установлении опеки над несовершеннолетней Ефимовой Т.С.», согласно которому несовершеннолетняя Ефимова Т.С. передана под опеку Ш. Кроме того, этим же постановлением пунктом 3 за Ефимовой Т.С. закреплено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>, который отменен на основании постановления администрации Нижнеингашского района от 16.04.2015 №440.Из вышеизложенного следует, что будучи несовершеннолетней Ефимова Т.С. осталась сиротой, в связи с чем в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в настоящее время относится к категории лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки имущество, принадлежащее законным представителям несовершеннолетней Ефимовой Т.С., органами опеки и попечительства управления образования администрации Нижнеингашского района не установлено. Согласно уведомлений государственного регистратора, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на недвижимое имущество Ефимовой Т.С. отсутствуют. 11.05.2016 законный представитель несовершеннолетней - Ш обратилась в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, а также предоставила необходимые документы для постановки на учет её подопечной в качестве нуждающейся в жилом помещении. 29.06.2016 министерством образования края Ефимова Т.С. поставлена на очередь для получения жилого помещения в Нижнеингашском районе, в настоящее время в краевом списке она состоит под номером 3754.В связи с тем, что Ефимова Т.С. относится к категории детей-сирот и нуждается в жилом помещении, ей гарантированно предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъекта Российской Федерации. Российское законодательство не связывает предоставление жилого помещения указанным лицам с наличием каких-либо иных обстоятельств, кроме правового статуса лица и его нуждаемости в жилье.

        В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Нижнеингашского района Крюкова В.В. исковые требования поддержала в полном объеме с мотивировкой, изложенной в исковом заявлении.

        Истец Ефимова Т.С. в судебное заседаниене явилась, извещена надлежащим образом по месту жительства.

    Представитель ответчика, будучи надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя ответчика; представил в суд письменные возражения по существу иска, согласно которым с заявленными исковыми требованиями администрация района не согласны, поскольку существует определенный нормативными правовыми актами механизм реализацииправ граждан, относящихся к категории детей-сирот. Данный механизм предусматриваетусловия, выполнение которых предшествует возникновению обязанности у органовместного самоуправления по предоставлению жилого помещения такой категорииграждан как дети-сироты.Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетамсубвенций из соответствующих бюджетов. Расходные обязательствамуниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджетасубъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке,предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очередности,сформированной в соответствии со списком. Формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляетсяуполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования. Жилое помещение предоставляется детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, состоящим на учете, в порядке очередности, исходя из времени их принятия на учет и наличия соответствующего жилого помещения.Обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан во внеочередномпорядке нормами действующего законодательства не предусмотрено. Муниципальным образованием приобретаются жилые помещения в собственность для передачи по договору найма для данной категории граждан, за счет средств краевогобюджета по предоставлению субвенций из регионального фонда компенсаций краевогобюджета. Обязанность у администрации района предоставить жилье возникаеттолько после вынесения министерством образования края решения о предоставлениижилого помещения по договору найма лицу из числа детей-сирот.Возложение на администрацию района обязанности по предоставлению гражданамиз числа детей сирот жилого помещения специализированного жилищного фонда вовнеочередном порядке, нарушает права других лиц, имеющих аналогичный статус и вставших на учет в установленном законом порядке, реализующих свое право на обеспечение жильем в соответствии с действующим законодательством. Полагает, что требования истца противоречат действующему законодательству, регулирующему вопросы обеспечения жильем детей-сирот. Требования истца о возложении на администрацию района обязанности по предоставлению Ефимовой Т.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда во внеочередном порядке считают незаконными и необоснованными, просят в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Министерство образования Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили, возражений на иск не представили, об отложении рассмотрения дела не просили.

        По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним их основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, в связи с чем, суд, руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

        Исследовав материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора, суд приходит к следующему.

        В силу требований ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище.

        На основании ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

        В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социальногонайма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

        Таким образом, реализация права детям-сиротам на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством носит заявительный характер.

В силу п.1 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (в ред. от 22.04.2021) «О защите прав ребенка», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту настоящей статьи соответственно - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членамисемьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений (далее по тексту - закрепленное жилое помещение), в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее по тексту настоящей статьи - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее по тексту настоящей статьи - лица, которые достигли возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир.

В соответствии со ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 №9-4225 (ред. от 24.12.2020) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из данных категорий.

        Согласно п.24 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям к пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее по тексту статьи - норма предоставления).

        Исходя из положений п.п.2,4, 7,8,5, 17,22-23 ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования в бумажном и электронном виде (п.4,17).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по их письменному заявлению, поданному в уполномоченный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее по тексту настоящей статьи - орган местного самоуправления), по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению, поданному в письменной форме в орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.2).

Уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края в области образования включает в список лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, на основании заявления о включении в список или копии вступившего в законную силу решения суда о защите их жилищных прав, установленных статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту настоящей статьи - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот) (п.7).

Заявление о включении в список по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подается в орган местного самоуправления по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, либо в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (п.8).

Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, отдельным законом края (п.22).

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет.

Приобретение в муниципальную собственность и (или) строительство жилых помещений для предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, осуществляются органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (п.23).

По смыслу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ в его взаимосвязи с иными положениями статьи 8 указанного закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

        Как установлено в судебном заседании, Ефимова Т. С., "дата" года рождения, является дочерьюЕ.С. и Е.Л., что подтверждается свидетельством о рождении.

        Решением Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 25.10.2006 Е.С. и Е.Л. лишены родительских прав.

        Постановлением главы администрации Нижнеингашского района от 01.03.2007 № 172, установлена опека над несовершеннолетней Ефимовой Т.С. со стороны Ш; этим же постановлением пунктом 3, за Ефимовой Т.С. закреплено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>.. Постановлением руководителя администрации Нижнеингашского района от 16.04.2015 №440, п. 3 указанного постановления отменен.

Законный представитель Ефимовой Т.С. Ш обратилась в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей о включении его опекаемого в списки для предоставления жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то есть до достижения 23 лет, что подтверждается указанным заявлением от 11.05.2016.

        Согласно выписке из списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по состоянию на 31.03.2021, номер Ефимовой Т.С. в краевом списке - 3754 на очередь для получения жилья в Нижнеингашском районе.

        Ефимова Т.С. зарегистрирована в КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Нижнеингашский» по адресу: <адрес>, данное учреждение с 30.12.2020 прекратило свою деятельность.

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.04.2021, Ефимова Т.С. в собственности жилья не имеет.

        Из вышеизложенного следует, что, будучи несовершеннолетней Ефимова Т.С. осталась без попечения родителей, в связи с чем, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в настоящее время относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и нуждается в жилом помещении, которым до настоящего времени не обеспечена.

        Учитывая вышеизложенное, суд считает, что со стороны государства в лице соответствующего органа, должны быть приняты меры к обеспечению соблюдения прав Ефимовой Т.С., так как она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору найма не обеспечена, в собственность жилье не приобретала, она не может быть лишена гарантированного права на получение жилья.

Положения главы 10 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей порядок и условия предоставления специализированных жилых помещений, ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ не предусматривают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очередности, в связи с чем, предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, нуждающемуся в нем, не может быть поставлено в зависимость от отсутствия финансовых возможностей у органа мастного самоуправления.

В целях защиты нарушенных прав Ефимовой Т.С., гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

    решил:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Нижнеингашского района Красноярского края предоставить Ефимовой Т. С., "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в п. Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края, не ниже установленных социальных норм из общей площади 33 квадратных метра на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с допусками, установленными п.24 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (в ред. от 22.04.2021)«О защите прав ребенка».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий                                                           Абрамова Т.М.

             Мотивированное решение изготовлено 26.05.2021.

2-155/2021 ~ М-104/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Нижнеингашского района
Ефимова Татьяна Сергеевна
Ответчики
Администрация Нижнеингашского района
Другие
Министерство образования Красноярского края
Суд
Нижнеингашский районный суд Красноярского края
Судья
Абрамова Татьяна Моисеевна
Дело на странице суда
ingash--krk.sudrf.ru
06.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2021Передача материалов судье
07.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2021Подготовка дела (собеседование)
27.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее