Решение
Именем Российской Федерации
26 мая 2021 года поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Т.М., при секретаре Сударевой О.В.,
с участием: представителя истца – старшего помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Крюковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-155/2021(УИД 24RS0038-01-2021-000250-16)по исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах Ефимовой Т. С. к администрации Нижнеингашского района Красноярского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма,
установил:
Прокурор Нижнеингашского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации Нижнеингашского района Красноярского края в интересах Ефимовой Т.С. о защите её жилищных прав, а именно просит суд возложить обязанность на ответчика предоставить Ефимовой Т.С., "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в п. Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края, не ниже установленных социальных норм из общей площади 33 квадратных метра на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с допусками, установленными п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961«О защите прав ребенка». Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Ефимова Т.С. в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение жилого помещения, однако, в нарушение вышеуказанных норм, жилье ей не предоставлено. Являясь несовершеннолетней, Ефимова Т.С. осталась без попечения родителей, поскольку родители девочки – Е.Л. и Е.С. решением Нижнеингашского районного суда от 25.10.2006 лишены родительских прав. 01.03.2007 главой администрации Нижнеингашскогорайона издано постановление № 172 «Об установлении опеки над несовершеннолетней Ефимовой Т.С.», согласно которому несовершеннолетняя Ефимова Т.С. передана под опеку Ш. Кроме того, этим же постановлением пунктом 3 за Ефимовой Т.С. закреплено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>, который отменен на основании постановления администрации Нижнеингашского района от 16.04.2015 №440.Из вышеизложенного следует, что будучи несовершеннолетней Ефимова Т.С. осталась сиротой, в связи с чем в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в настоящее время относится к категории лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки имущество, принадлежащее законным представителям несовершеннолетней Ефимовой Т.С., органами опеки и попечительства управления образования администрации Нижнеингашского района не установлено. Согласно уведомлений государственного регистратора, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на недвижимое имущество Ефимовой Т.С. отсутствуют. 11.05.2016 законный представитель несовершеннолетней - Ш обратилась в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, а также предоставила необходимые документы для постановки на учет её подопечной в качестве нуждающейся в жилом помещении. 29.06.2016 министерством образования края Ефимова Т.С. поставлена на очередь для получения жилого помещения в Нижнеингашском районе, в настоящее время в краевом списке она состоит под номером 3754.В связи с тем, что Ефимова Т.С. относится к категории детей-сирот и нуждается в жилом помещении, ей гарантированно предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъекта Российской Федерации. Российское законодательство не связывает предоставление жилого помещения указанным лицам с наличием каких-либо иных обстоятельств, кроме правового статуса лица и его нуждаемости в жилье.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Нижнеингашского района Крюкова В.В. исковые требования поддержала в полном объеме с мотивировкой, изложенной в исковом заявлении.
Истец Ефимова Т.С. в судебное заседаниене явилась, извещена надлежащим образом по месту жительства.
Представитель ответчика, будучи надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя ответчика; представил в суд письменные возражения по существу иска, согласно которым с заявленными исковыми требованиями администрация района не согласны, поскольку существует определенный нормативными правовыми актами механизм реализацииправ граждан, относящихся к категории детей-сирот. Данный механизм предусматриваетусловия, выполнение которых предшествует возникновению обязанности у органовместного самоуправления по предоставлению жилого помещения такой категорииграждан как дети-сироты.Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетамсубвенций из соответствующих бюджетов. Расходные обязательствамуниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджетасубъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке,предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очередности,сформированной в соответствии со списком. Формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляетсяуполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования. Жилое помещение предоставляется детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, состоящим на учете, в порядке очередности, исходя из времени их принятия на учет и наличия соответствующего жилого помещения.Обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан во внеочередномпорядке нормами действующего законодательства не предусмотрено. Муниципальным образованием приобретаются жилые помещения в собственность для передачи по договору найма для данной категории граждан, за счет средств краевогобюджета по предоставлению субвенций из регионального фонда компенсаций краевогобюджета. Обязанность у администрации района предоставить жилье возникаеттолько после вынесения министерством образования края решения о предоставлениижилого помещения по договору найма лицу из числа детей-сирот.Возложение на администрацию района обязанности по предоставлению гражданамиз числа детей сирот жилого помещения специализированного жилищного фонда вовнеочередном порядке, нарушает права других лиц, имеющих аналогичный статус и вставших на учет в установленном законом порядке, реализующих свое право на обеспечение жильем в соответствии с действующим законодательством. Полагает, что требования истца противоречат действующему законодательству, регулирующему вопросы обеспечения жильем детей-сирот. Требования истца о возложении на администрацию района обязанности по предоставлению Ефимовой Т.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда во внеочередном порядке считают незаконными и необоснованными, просят в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Министерство образования Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили, возражений на иск не представили, об отложении рассмотрения дела не просили.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним их основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, в связи с чем, суд, руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора, суд приходит к следующему.
В силу требований ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище.
На основании ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социальногонайма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, реализация права детям-сиротам на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством носит заявительный характер.
В силу п.1 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (в ред. от 22.04.2021) «О защите прав ребенка», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту настоящей статьи соответственно - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членамисемьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений (далее по тексту - закрепленное жилое помещение), в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее по тексту настоящей статьи - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее по тексту настоящей статьи - лица, которые достигли возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир.
В соответствии со ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 №9-4225 (ред. от 24.12.2020) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из данных категорий.
Согласно п.24 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям к пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее по тексту статьи - норма предоставления).
Исходя из положений п.п.2,4, 7,8,5, 17,22-23 ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования в бумажном и электронном виде (п.4,17).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по их письменному заявлению, поданному в уполномоченный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее по тексту настоящей статьи - орган местного самоуправления), по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.2).
Уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края в области образования включает в список лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, на основании заявления о включении в список или копии вступившего в законную силу решения суда о защите их жилищных прав, установленных статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту настоящей статьи - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот) (п.7).
Заявление о включении в список по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подается в орган местного самоуправления по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, либо в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (п.8).
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, отдельным законом края (п.22).
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет.
Приобретение в муниципальную собственность и (или) строительство жилых помещений для предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, осуществляются органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (п.23).
По смыслу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ в его взаимосвязи с иными положениями статьи 8 указанного закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как установлено в судебном заседании, Ефимова Т. С., "дата" года рождения, является дочерьюЕ.С. и Е.Л., что подтверждается свидетельством о рождении.
Решением Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 25.10.2006 Е.С. и Е.Л. лишены родительских прав.
Постановлением главы администрации Нижнеингашского района от 01.03.2007 № 172, установлена опека над несовершеннолетней Ефимовой Т.С. со стороны Ш; этим же постановлением пунктом 3, за Ефимовой Т.С. закреплено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>.. Постановлением руководителя администрации Нижнеингашского района от 16.04.2015 №440, п. 3 указанного постановления отменен.
Законный представитель Ефимовой Т.С. Ш обратилась в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей о включении его опекаемого в списки для предоставления жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то есть до достижения 23 лет, что подтверждается указанным заявлением от 11.05.2016.
Согласно выписке из списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по состоянию на 31.03.2021, номер Ефимовой Т.С. в краевом списке - 3754 на очередь для получения жилья в Нижнеингашском районе.
Ефимова Т.С. зарегистрирована в КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Нижнеингашский» по адресу: <адрес>, данное учреждение с 30.12.2020 прекратило свою деятельность.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.04.2021, Ефимова Т.С. в собственности жилья не имеет.
Из вышеизложенного следует, что, будучи несовершеннолетней Ефимова Т.С. осталась без попечения родителей, в связи с чем, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в настоящее время относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и нуждается в жилом помещении, которым до настоящего времени не обеспечена.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что со стороны государства в лице соответствующего органа, должны быть приняты меры к обеспечению соблюдения прав Ефимовой Т.С., так как она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору найма не обеспечена, в собственность жилье не приобретала, она не может быть лишена гарантированного права на получение жилья.
Положения главы 10 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей порядок и условия предоставления специализированных жилых помещений, ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ не предусматривают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очередности, в связи с чем, предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, нуждающемуся в нем, не может быть поставлено в зависимость от отсутствия финансовых возможностей у органа мастного самоуправления.
В целях защиты нарушенных прав Ефимовой Т.С., гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Нижнеингашского района Красноярского края предоставить Ефимовой Т. С., "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в п. Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края, не ниже установленных социальных норм из общей площади 33 квадратных метра на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с допусками, установленными п.24 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (в ред. от 22.04.2021)«О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий Абрамова Т.М.
Мотивированное решение изготовлено 26.05.2021.