Дело № 3а-221(222,223,224)/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2016 г. г.Красногорск
Московской области
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Клевцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Титовой Светланы Александровны, Лохова Владимира Зауровича, Рогова Александра Сергеевича и Дзагоева Умара Ивановича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с их рыночной стоимостью,
у с т а н о в и л :
административные истцы Титова С.А., Лохов В.З., Рогов А.С. и Дзагоев У.И. обратились 22 декабря 2015 года в Московский областной суд с административными исковыми заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения: вид разрешенного использования под дачное строительство.
Определением Московского областного суда от 24 марта 2016 года (протокол судебного заседания) дела по административным искам Титовой Светланы Александровны, Лохова Владимира Зауровича, Рогова Александра Сергеевича и Дзагоева Умара Ивановича были объединены в одно производство, делу присвоен номер 3А-221/16.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что Титова С.А. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 50:13:040338:385, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Тишково, уч. 105.
Лохов В.З. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 50:13:040338:381, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Тишково, уч. 101.
Рогов А.С. является собственником земельного участка площадью 2808 кв.м. с кадастровым номером 50:13:040338:402, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Тишково, уч. 122.
Дзагоев У.И. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 50:13:040338:382, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Тишково, уч. 102.
Кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права на уплату справедливо установленных налогов.
Истцы просят установить кадастровую стоимость участков в размере их рыночной стоимости, определенной на дату кадастровой оценке.
Административные истцы представили отчеты №2015V116/9, №2015V116/6, №2015V116/2, №2015V116/8, от 09 ноября 2015г. об оценке рыночной стоимости участков, подготовленные оценщиком ООО «Оценочная Компания» и положительное экспертное заключение о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В судебном заседании представитель административных истцов настаивали на удовлетворении требований и установлении кадастровой стоимости участков в размере рыночной стоимости определенной в отчетах об оценке подготовленных оценщиком.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в письменных пояснениях указал, что Министерство не оспариваем право заявителей на установление кадастровой стоимости принадлежащих участков в размере равном рыночной стоимости, и не возражает против применения установленной судебным экспертом с учетом дополнения рыночной стоимости в качестве кадастровой. Полагал, что стоимость определенная оценщиком ООО «Оценочная Компания» не отражает действительную стоимость участков и не может быть применена в качестве кадастровой стоимости.
Филиал ФГП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Министерства экологии природопользования Московской области, в суд представителей не направили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав эксперта Бушкова А.Ю., исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, административный истец Титова С.А. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 50:13:040338:385, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Тишково, уч. 105.
Лохов В.З. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 50:13:040338:381, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Тишково, уч. 101.
Рогов А.С. является собственником земельного участка площадью 2808 кв.м. с кадастровым номером 50:13:040338:402, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Тишково, уч. 122.
Дзагоев У.И. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 50:13:040338:382, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Тишково, уч. 102.
По данным кадастровых паспортов категория земель участков: земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №564-РМ от 26.11.2013 года утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель садоводческого и дачного строительства пунктов Московской области проведенной по состоянию на 01 января 2013 года.
Согласно справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости оспариваемая кадастровая стоимость участков определена по состоянию на 01 января 2013 года участков 50:.3:0040338:385, 50:.3:0040338:381 и 50:.3:0040338:382 в размере по 6 179 175.00 рублей. Участка 50:.3:0040338:402 в размере 11 567 415.60 рублей.
Административные истцы полагая, что кадастровая стоимость принадлежащих им участков необоснованно завышена, чем затронуты права по несению налогового бремени в справедливом размере. С целью установления рыночной стоимости участков обратился в ООО «Оценочная Компания» где оценщиком подготовлены отчеты №2015V116/9, №2015V116/6, №2015V116/2, №2015V116/8, от 09 ноября 2015г. об оценке рыночной стоимости участков. Стоимость определена участка с кадастровым номером 50:13:0040338:402 в размере 3 608 000.00 рублей, участка с кадастровым номером 50:13:0040338:385 в размере 1 928 000 рублей, участка с кадастровым номером 50:13:0040338:381 в размере 1 928 000 рублей и участка с кадастровым номером 50:13:0040338:382 в размере 1 928 000 рублей.
По итогам проведения экспертизы на подтверждение стоимости отчета об оценке, по мнению ООО «РОО» отчеты об определении рыночной стоимости участков соответствуют требованиям Федерального закона об оценочной деятельности в РФ, Федеральным стандартам оценки. Экспертным советом дано положительное заключение на отчет об оценке.
Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)». Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По мысли федерального законодателя, как это следует из положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений Московской области представлены письменные объяснения согласно которым при исследовании отчетов об определении рыночной стоимости участков истцов представленных в качестве доказательства выявлены нарушения норм действующего законодательства об оценочной деятельности, что повлекло недостоверное определенное определение рыночной стоимости.
По ходатайству административного ответчика судом назначена по делу судебная оценочная экспертиза, направленная на проверку отчета и определение рыночной стоимости участков на дату определения кадастровой стоимости, проведение которой поручено эксперту ООО «Независимый центр оценки и экспертиз» Бушкову А.Ю..
По заключению эксперта №16/05/2016 от 16 мая 2016 года эксперт пришел к выводу, что оценщиком ООО «Оценочная компания» Карповым Д.В. при составлении отчетов об оценке №2015V116/9, №2015V116/6, №2015V116/2, №2015V116/8, от 09 ноября 2015г. допущены нарушения требований федеральных стандартов об оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Эксперт определил рыночную стоимость объектов оценки, а именно: участка с кадастровым номером 50:13:0040338:402 в размере 8 123 544 рублей, участка с кадастровым номером 50:13:0040338:385 в размере 4 629 000 рублей, участка с кадастровым номером 50:13:0040338:381 в размере 4 629 000 рублей и участка с кадастровым номером 50:13:0040338:382 в размере 4 629 000 рублей.
Представитель истцов, не согласилась с результатами судебной экспертизы, представила возражения (том 5), полагала, что имеются основания для назначений повторной судебной экспертизы.
В судебном заседании судом допрошен эксперт Бушков А.Ю., который полностью поддержал экспертное заключение, пояснил, что им рыночная стоимость определена методом сравнения продаж, отобраны объекты аналоги которые находятся в одном сегменте рынка с оцениваемыми объектами, все подлежащие применению корректировки рассчитаны и применены.
В судебном заседании представитель административных истцов представила сообщения филиала «Мытищимежрагаз» №17 от 11 июля 2016 года, из которого следует, что согласно исполнительно-распорядительной документации по территории, в том числе и участка №122 административного истца Рогова, по территории которого проходит газопровод высокого давления 1 категории, что накладывает ограничения на использование земельного участка.
Данный документ не являлся предметом исследования эксперта, однако как пояснил эксперт, прохождение газопровода по участку оказывает влияние на рыночную стоимость объекта недвижимости в связи с чем, суду представлено дополнение к экспертному заключению №35/07/2016 от 14 июля 2016 года согласно которого рыночная стоимость объектов недвижимости определена: участка с кадастровым номером 50:13:0040338:402 в размере 6 669 214 рублей, участка с кадастровым номером 50:13:0040338:385 в размере 4 386 000 рублей, участка с кадастровым номером 50:13:0040338:381 в размере 4 386 000 рублей и 50:13:0040338:382 в размере 4 386 000 рублей.
Представитель административных истцов также поставила результаты заключения эксперта под сомнение, настаивала на ранее представленных возражениях по основаниям которых полагала необходимым назначение повторной судебной экспертизы.
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта 35/07/2016 от 14 июля 2016 года мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное выше заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь статьей 82 КАС РФ и положениями Закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта ООО «Независимый центр оценки и экспертиз» Бушкова А.Ю. №35/07/2016 от 14 июля 2016 года надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость участков истцов.
Доводы, изложенные в замечаниях представителем административных истцов, направлены на переоценку экспертного заключения. Доказательств обоснованности данных доводов, равно как и влияние указанных недостатков на изменение определенной экспертом рыночной стоимости участков стороной не представлено. Также не представлены и допустимые доказательства, которые опровергали бы определенную экспертом рыночную стоимость участков, и свидетельствовали бы о их рыночной стоимости в ином размере.
В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость участков определенная судебным экспертом не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости этого участка, т.е. на 01 января 2013 года.
Оснований для удовлетворения заявленного представителем административных истцов ходатайства о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы об установлении рыночной стоимости участков не имеется, поскольку экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделаны выводы и получены ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.
Установленная в отчетах об оценке рыночная стоимости земельных участков подготовленных оценщиком ООО «Оценочная компания» рыночная стоимость участков не является достоверной и не может быть принята судом в качестве новой кадастровой стоимости участков.
В соответствии с ч.1 ст. 194 КАС РФ суд разрешает спор по существу.
С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных на предмет достаточности и допустимости, исходя из того, что экспертным заключением установлена рыночная стоимость земельных участков, а также с учетом п.3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, новая кадастровая стоимость участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности, на дату установления их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований исходя из результатов судебной экспертизы.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №564-РМ от 26 ноября 2013 года утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель в составе земель предназначенных для ведения садоводческого дачного хозяйства на территории Московской области, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельных участков истцов.
Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельного участка установленной в судебном порядке в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 г., ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной распоряжением.
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
административные исковые заявления Титовой Светланы Александровны, Лохова Владимира Зауровича, Рогова Александра Сергеевича и Дзагоева Умара Ивановича поданные в Московский областной суд 22 декабря 2015 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения: вид разрешенного использования под дачное строительство, площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 50:13:040338:385, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Тишково, уч. 105 по состоянию на 01 января 2013 года в размере рыночной стоимости 4 386 000.00 рублей;
земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения: вид разрешенного использования под дачное строительство, площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 50:13:040338:381, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Тишково, уч. 101 по состоянию на 01 января 2013 года в размере рыночной стоимости 4 386 000.00 рублей;
земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения: вид разрешенного использования под дачное строительство, площадью 2808 кв.м. с кадастровым номером 50:13:040338:402, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Тишково, уч. 122 по состоянию на 01 января 2013 года в размере рыночной стоимости 6 669 214.00рублей;
и земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения: вид разрешенного использования под дачное строительство, площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 50:13:040338:382, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе с. Тишково, уч. 102 по состоянию на 01 января 2013 года в размере рыночной стоимости 4 386 000.00 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Требования административных истцов об утсановлени кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночнйо стоимости определенной в отчетах№2015V116/9, №2015V116/6, №2015V116/2, №2015V116/8 об оценке от 09 ноября 2015г подготовленных оценщиком ООО «Оценочная Компания» Карповым Д.В. – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Елизарова