И Р К У Т С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от 29 декабря 2014 года дело № 3-101-14
Иркутский областной суд в составе:
судьи Федоркевич С.З.,
при секретаре Деревцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева В.А. к федеральному государственному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Королев В.А. обратился в суд с иском к федеральному государственному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> равной его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке <номер изъят> от <дата изъята>, выполненном ООО «П.» по состоянию на 1 января 2012 года, в сумме <данные изъяты> руб.
В обоснование заявленных требований Королев В.А. указал, что он является собственником указанного земельного участка и несет обязанность по уплате земельного налога.
Размер земельного налога, уплачиваемого им, исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, являющейся, по мнению истца, завышенной, что влияет на его права и обязанности.
В судебное заседание Королев В.А., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя Вацета А.О.
Представитель Королева В.А. Вацет А.О. заявленные требования поддержал.
Привлеченные по инициативе суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительство Иркутской области в судебное заседание представителей не направили, представили в суд письменные отзывы, в которых просили в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 257 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления решения, действия (бездействие) которых оспариваются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела, Иркутский областной суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца Вацета А.О., поддержавшего заявленные требования, Иркутский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
Земельный налог относится к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 и пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации), порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения устанавливается Правительством Российской Федерации, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации по кадастровым номерам земельных участков (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правила государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316).
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации существующих зданий, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>, является собственностью Королева В.А.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года (приложение 1), результаты определения средних удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым кварталам в разрезе видов разрешенного использования (приложение 2).
Земельный участок с кадастровыми номером <номер изъят> был поставлен на кадастровый учет до 1 января 2012 года, поэтому его кадастровая стоимость была установлена вышеуказанным постановлением Правительства Иркутской области.
Пунктом <данные изъяты> приложения 1 по муниципальному образованию «Нижнеудинский район-2» к постановлению Правительства Иркутской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> была установлена в размере <данные изъяты> с применением удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков 0 группы видов разрешенного использования в размере <данные изъяты> за 1 кв.м. (земельных участков с неустановленным видом разрешенного использования).
Решением Думы Нижнеудинского муниципального образования от 2 ноября 2007 года № 79 «О земельном налоге на территории Нижнеудинского муниципального образования» на территории данного муниципального образования введен земельный налог на земельные участки, расположенные на его территории. Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как процент от его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Королев В.А. является в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка плательщиком земельного налога, исчисляемого в процентном отношении к кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> затрагивают права и обязанности Королева В.А.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 года) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 указанного закона). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для проверки экономической обоснованности результатов государственной кадастровой оценки стоимости земельных участков, истцом проведена оценка его рыночной стоимости.
Согласно отчету об оценке <номер изъят> от <дата изъята>, выполненному ООО «П.», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> по состоянию на 1 января 2012 года составила <данные изъяты> руб. (л.д. 10-105).
К отчету об оценке <номер изъят> от <дата изъята> приложено положительное экспертное заключение <номер изъят> от <дата изъята>, составленное НП СОО «С.», о соответствии его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 106-120).
Проанализировав содержание отчета об оценке и приобщенные к нему документы, суд установил отличие рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, определенной в отчете об оценке, от кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области, на 70 процентов.
Суд полагает доказанным соответствие установленной в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> действительной рыночной цене данного участка, исходя из следующего.
Выявленная в судебном заседании значительная разница между кадастровой стоимостью земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области, и его рыночной стоимостью, установленной в отчете об оценке <номер изъят> от <дата изъята>, имеет объективные причины и обусловлена не только разницей в методах и методологии определения данных видов стоимости, но и индивидуальными особенностями земельного участка, учтенными оценщиком в отчете об оценке.
Как явствует из отчета об оценке, оценщик при определении рыночной стоимости земельного участка использовал метод сравнительных продаж, в связи с чем подробно мотивировал выбор объектов-аналогов и источников, содержащих информацию о них.
Объекты-аналоги для расчета рыночной стоимости выбраны в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки – сходные с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим их стоимость: категории земель, виду права, виду разрешенного использования, площади, местоположению, условиям финансовых расчетов при приобретении, условиям продаж, обеспеченности энергоресурсами и коммуникациями.
Так, из отчета видно, что выбранные оценщиком аналоговые земельные участки имеют одну с оцениваемыми земельными участками категорию земли – земли населенных пунктов.
Учитывая отсутствие в 2011 году достаточной информации о продажах земельных участков в Нижнеудинском муниципальном образовании, оценщик мотивированно выбрал для сравнения аналоги, расположенные в городе Ангарске, имеющем сопоставимый экономический потенциал (численность населения, уровень доходов населения, местоположение к основным транспортным магистралям, специализация населенного пункта).
Для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> с разрешенным использованием для эксплуатации существующих зданий, фактически используемого для продовольственного снабжения и хранения продовольствия, оценщик использовал в качестве аналогов 3 земельных участка, расположенных в составе земель населенного пункта город Ангарск, 9 группы видов разрешенного использования (л.д. 68).
В качестве индивидуальных особенностей оцениваемого земельного участка оценщиком также учтены: удаленное, периферийное положение относительно важных центров России, Европы, мира, отдаленность от областного центра на 506 км, моноотраслевая структура города (железнодорожная станция и небольшие предприятия лесного комплекса), отсутствие эффективной системы поддержки инвестиций, недостаточно развитый и структурно неоптимальный малый бизнес, невысокая емкость потребительского рынка, удовлетворительная транспортная доступность, обеспеченность коммуникациями, ближайшее окружение - промышленно-складская застройка, частный сектор (одноэтажные частные дома), наличие многочисленных «брошенных» производственных объектов и невостребованных земельных участков производственного назначения, факторы спроса и предложения аналогичных объектов, низкая степень коммерческой привлекательности и ликвидности, значительный масштаб земельного участка, снижающий его стоимость.
При определении рыночной стоимости земельных участков экспертом обоснованно для данного сегмента рынка использованы к стоимости объектов-аналогов корректировки на уторговывание, на дату продажи (предложения), на местоположение, на площадь.
На отчет об оценке представлено положительное экспертное заключение, выводы которого о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности заинтересованными лицами не опровергнуты.
Оснований не доверять указанному экспертному заключению, установившему соответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценке, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для сомнений в рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, установленной в отчете об оценке, и назначении по делу судебной экспертизы отчета об оценке либо судебной экспертизы для определения действительной рыночной цены вышеуказанного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Иркутский областной суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации существующих зданий, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп» на 1 января 2012 года в сумме <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке <номер изъят> от <дата изъята>, выполненном ООО «П.» по состоянию на 1 января 2012 года, в сумме <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья: С.З. Федоркевич