Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2705/2021 ~ М-2444/2021 от 20.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2021 года г. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Безденежный Д.В.

с участием:

представителя административного истца Корчагина А.К. по доверенности с дипломом о высшем юридическом образовании,

при секретаре Дзанаевой З.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2705/2021 по административному исковому заявлению Козлова Валерия Николаевича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Ставропольский районный суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, просит:

- признать незаконным Уведомление Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка».

-обязать Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области возобновить рассмотрение заявления Козлова В.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 1479 кв.м.

В обоснование заявленных требований указано, что Административный истец Козлов В.Н. владеет по праву собственности земельным участком из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью: 901 кв.м., имеющим местоположение: <адрес> с кадастровым номером , о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации

Административный истец обратился к административному ответчику, с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1479 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Козлова В.Н. было направлено уведомление «об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка».

Считает, что уведомление «об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка» нарушает его права, предусмотрен­ные законодательством Российской федерации и подлежит отмене.

Представитель Административного истца Корчагин А.К., действующий на основании доверенности в судебном заседании требования изложенные в административном исковом заявлении поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что с с.п. Хрящевка ПЗЗ установлен минимальная площадь земельного участка 600 кв.м., истец просит участок меньше допустимого площадью 588 кв.м. Этот земельный участок находится у истца давно. Он огорожен. Администрация выносила постановление о привлечении Козлова В.Н. к административной ответственности по ст. 7.1. КоАП за самовольное занятие земельного участка, его штрафуют, но и по закону он не может его оформить надлежащим образом. Основанием для отказа является нахождения на испрашиваемом земельном участке постройки. Действительно на испрашиваемом земельном участке и земельном участке Козлова В.Н. есть хозяйственная постройка, но зарегистрировать ее Козлов В.Н. может пока не выкупит излишки площади. Подтвердить факт того, что земельный участок и хозяйственная постройка находится во владении истца, документально подтвердить не могут, только свидетельскими показаниями. Здание по факту принадлежит истцу. Земельный участок может быть реализован с аукциона, но чтобы выйти в аукцион, истцу необходимо освободить земельный участок.

Представитель ответчика - Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, возражение и пояснений по заявленным требованиям не представил.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Администрация с.п. Хрящевка м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещен, о причине неявки суду не сообщил. Отзыв относительно заявленных требований суду не представил.

Представитель заинтересованного лица – Управление Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились о слушании дела извещен, о причине неявки суду не сообщил. Отзыв относительно заявленных требований суду не представил.

С учетом мнения представителя административного истца, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

Выслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (п. 1).

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2).

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2).

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 3).

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 4).

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (п. 5).

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок (п. 14).

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (п. 16).

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков (п. 4).

Согласно п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Судом установлено, и следует из материалов дела, что Административный истец Козлов В.Н. владеет по праву собственности земельным участком из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью: 901 кв.м., имеющим местоположение: <адрес> с кадастровым номером , о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации

Административный истец обратился к административному ответчику, с заявлением о об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1479 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Козлова В.Н. было направлено уведомление «об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка» по следующим основаниям: п.п. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11,9 Земельного кодекса РФ (образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами).

Согласно документов представленным на основании определения суда в порядке выставленного требования на основании ст.63 КАС РФ, администрацией м.р. Ставропольский Самарской области представлены документы, ранее представленные в администрацию м.р. Ставропольский в порядке межведомственного информационного взаимодействия на в рамках рассмотрения Заявления Козлова В.Н., согласно которым на испрашиваемом (формируемом) земельном участке имеются постройка, в подтверждение чего представлены фотографии, из которых следует о наличии здания капитального строения, в виде блочного здания. Аналогичные фотографии были представлены в материалы дела и администрацией с.п. Хрящевка. Земельный участок огорожен капитальным забором и не имеет свободного доступа.

Факт ограждения земельного участка, в том числе испрашиваемого для перераспределения подтвержден в судебном заседании представителем истца. Также подтвержден факт того, что расположенное здание на участке принадлежащем административному истцу также частично располагается и на земельном участке заявленном к перераспределению, с целью последующего оформления права собственности и на данное здание самостоятельно.

Согласно п.п. 9 п. 9. ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ «Требования к образуемым и измененным земельным участкам»:

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Согласно правилам Землепользования и Застройки с.п. Хрящевка м.р. Ставропольский Самарской области минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Ж1600 кв.м. Минимальная площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства 600 кв.м.

Учитывая расположение на местности формируемого земельного участка относительно смежных земельных участков и земель государственная собственность на которые не разграничена, суд приходит к выводу, что возможно сформировать самостоятельный земельный участок площадью 600 кв.м., без нарушения требований предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, о чем конкретно указано в уведомлении оспариваемом истцом, и подтверждено в судебном заседании документами, и в частично схемой расположения земельного участка, из которого очевидно следует, что с северной части земельного участка просимого перераспределению, имеется достаточная площадь, чтобы площадь вновь образуемого земельного участка полностью соответствовала ПЗЗ с.п. Хрящевка.

Кроме того, согласно п.п. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ.

Также судом достоверно установлено и подтверждено стороной административного истца, а также представленными в материалы дела фотографиями, что на земельном участке просимого к распределению частично расположено здание, которое также частично расположено и на земельном участке административного истца с КН

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ строение, расположенное на земельном участке с КН не зарегистрировано, но факт его принадлежности, строительства самим административным истцом по не оспаривалось в судебном заседании.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в судебном заседании достоверно установлен факт нахождения здания (сооружения), по факту построенного административным истцом, в нарушение Градостроительных норм и правил, в том числе с выходом за границы принадлежащего ему земельного участка, и по факту являющего самовольным строением. Сам по себе факт отсутствие регистрации права собственности на данный объект, не указывает на его отсутствие, при фактическом признании его наличия и права собственности административным истцом, а действия административного истца по перераспределению земельного участка по сути направлены на легализацию самовольно возведенного здания (строения) вне границ своего участка.

Таким образом, материалами административного дела не подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности принятого органом местного самоуправления решения и реального нарушения при этом прав заявителя, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого предписания незаконным, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Довод представителя административного истца о том, что истец просит участок меньше допустимого, чем предусмотрен ПЗЗ с.п. Хрящевка, площадью 588 кв.м., в связи с чем ему не может быть отказано в перераспределении суд признает не состоятельными и основанными на неверном толковании норм права.

Руководствуясь статьями 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Козлова В.Н. к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 17.11.2021 г.

Судья подпись Д.В. Безденежный

Копия верна:

Судья

УИД:63RS0027-01-2021-003639-30

Оригинал решения хранится

в деле №2а-2705/2021 в

Ставропольском районном суде

Самарской области

2а-2705/2021 ~ М-2444/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Козлов В.Н.
Ответчики
администрация м.р.Ставропольский Самарской области
Другие
Корчагин А.К.
Управление Росреестра по Самарской области
Администрация с.п. Хрящевка
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Безденежный Д.В.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
20.09.2021Регистрация административного искового заявления
21.09.2021Передача материалов судье
23.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.11.2021Судебное заседание
17.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)
Судебный акт #2 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее