Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2016 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при секретаре Балуевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Я.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что Т.Я.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки, обязании ответчика выдать истице государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка - П.А.А., <Дата обезличена> года рождения. Свои требования истица мотивирует тем, что на основании решения ответчика <Номер обезличен> от <Дата обезличена> она получила право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, установленные Федеральным Законом Российской Федерации №256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в связи с чем <Дата обезличена> ей был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал <Номер обезличен>.По договору купли-продажи от <Дата обезличена> истица приобрела у П.Ю.А. жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, оплата была произведена в том числе и за счет средств материнского капитала. Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от <Дата обезличена> указанный договор - купли продажи квартиры признан недействительным, применены последствия недействительности ничтожной сделки, а именно право собственности Т.Я.А. на жилой дом было прекращено, продавца П.Ю.А. обязали вернуть полученные денежные средства в Пенсионный фонд. Истица указывает, что договор купли-продажи жилого дома был признан недействительным не по её вине. Согласно ответа ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия от <Дата обезличена> истице было рекомендовано обратится в суд с иском о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки. Поскольку материнский капитал был возвращен в Пенсионный фонд, истица его не использовала, и как следствие имеет право использовать. Восстановление прав истицы на дополнительные меры государственной поддержки приведет к соблюдению её законных интересов, предоставленных Конституцией РФ, а также прав предоставленных её семье в получении дополнительных мер государственной поддержки, как семье, имеющих детей, тем самым будут устранены препятствия в создании её семьей условий, обеспечивающих достойную жизнь.
В судебном заседании истица Т.Я.А. и её представитель - адвокат Е.Ю.С., действующий на основании ордера <Номер обезличен> от <Дата обезличена> доводы иска поддержали.
Представитель ответчика - П.Е.С., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена> в судебном заседании по доводам иска возражала. Указала, что Федеральным Законом Российской Федерации №256-ФЗ от <Дата обезличена> «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не установлены нормы предусматривающие механизм учета возвращенных средств, ранее направленных в соответствии с решением об удовлетворении заявления о распоряжении и восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки.
Третье лицо – П.А.Ю. исковые требования Т.Я.А. поддержал.
Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст. ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В силу ст. 27 Конвенции о правах ребенка (ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06.1990) государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее – Федеральный закон №256-ФЗ) с 01.01.2007 в дополнение к основным мерам социальной защиты установлены меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
По общему правилу право на реализацию мер государственной поддержки, закрепленных в данном Федеральном законе № 256-ФЗ, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01.01.2007.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона №256-ФЗ право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона №256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 288-ФЗ, от 28.07.2010 N 241-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона №256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. (п. 4 введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 348-ФЗ)
Исходя из ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
В силу ч. 2 данной статьи в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: 1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; 2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; 3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; 4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; 5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); 6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); 7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона. (п. 7 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 128-ФЗ)
Установлено, что Т.Я.А. имеет несовершеннолетних детей А.М.Г., <Дата обезличена> г.р. и П.А.А., <Дата обезличена> г.р.
В соответствии с выданным <Дата обезличена> государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серии <Номер обезличен> Т.Я.А. получила право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". <Дата обезличена> ГУ УПФ РФ в г.Сортавала Республики Карелия (межрайонное) вынесено решение об удовлетворении заявления Т.Я.А. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. <Дата обезличена> произведено перечисление средств на счет П.Ю.А., являющегося продавцом приобретаемого Т.Я.А. жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> по договору купли-продажи от <Дата обезличена>.
При этом, судебным решением от <Дата обезличена>, вступившим в законную силу, совершенная между продавцом П.Ю.А. и покупателем Т.Я.А. сделка купли -продажи жилого дома, признана недействительной, применены последствия недействительности ничтожной сделки, в соответствии с которыми право собственности Т.Я.А. на жилой дом прекращено и денежные средства материнского капитала в размере 359191,99 руб. уплаченные за этот жилой дом, взысканы с П.Ю.А. в пользу ГУ УПФ РФ. Судебное решение П.Ю.А. исполнено. Неправомерных действий Т.Я.А. при заключении указанного выше договора купли-продажи не установлено.
На обращения истицы в органы пенсионного фонда с целью восстановления прав на дополнительные меры государственной поддержки, было указано на отсутствие норм, предусматривающих механизм учета возвращений средств, ранее направленных в соответствии с решением об удовлетворении заявления о распоряжении и восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о сохранении за истицей права на меры дополнительной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ, поскольку денежные средства материнского капитала, за счет которых Т.Я.А. приобретался жилой дом, были решением суда возвращены в Пенсионный фонд, а право собственности Т.Я.А. на жилой дом, приобретенный на средства материнского капитала было прекращено, то есть, фактически Т.Я.А. не воспользовалась дополнительными мерами государственной поддержки. Истица имеет право на получение указанных мер дополнительной поддержки, поскольку возврат данных средств в федеральный бюджет на счет ответчика не исключает их использование истицей по направлениям, предусмотренным п. 3 ст. 7 Федерального закона №256-ФЗ, в будущем. Истица вправе реализовать свое право на дополнительные меры государственной поддержки путем выполнения требований, установленных Федеральным законом №256-ФЗ. Право лица, получившего государственный сертификат, не может считаться прекращенным, поскольку не произошло распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, цели распоряжения им не достигнуты. Отсутствие в Федеральном законе №256-ФЗ нормы, регулирующей спорные правоотношения, не должно влиять на права лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки.
С учетом требований ст. ст. 7, 38 Конституции РФ, ст.10 ГК РФ, сущности исковых требований, ценности защищаемого права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Т.Я.А. исковых требований – на ответчика суд возлагает обязанность выдать истице государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, которым она впоследствии будет вправе распорядиться.
Указанное позволит Т.Я.А. создать условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития детей в семьях с двумя и более детьми путем предоставления возможности направить полученные от государства денежные средства на улучшение жилищных условий, образование детей либо на повышение уровня пенсионного обеспечения матери.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по уплаченной государственной пошлине.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Т.Я.А. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сортавала Республики Карелия (межрайонное) выдать Т.Я.А. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сортавала Республики Карелия (межрайонное) в пользу Т.Я.А. расходы по уплаченной государственной пошлина в размере <Номер обезличен> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Е. Иванова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>.