Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2013 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Фокеевой Е.В.,
при секретаре Храмцовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Шелепова И.В. об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально Шелепов И.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара.
В ходе рассмотрения дела заявитель изменил свои требования и обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований указал, что он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, участок №, часть которого находится в охранной зоне <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес руководителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара письмо об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудником Департамента ему было предложено согласовать топографический материал с ОАО «Самараэнерго», т.к. часть земельного участка находится в зоне линии электропередач.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель направил в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара письмо о принятии мер к подписанию распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель получил отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность участка, который основан на заключении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ
Ссылаясь на незаконность отказа Департамента строительства и архитектуры, неправильное применение Департаментом норм права, заявитель просил признать отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, участок №, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть обращение Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по существу и направить в Министерство имущественных отношений Самарской области соответствующий документ, принятый по результатам рассмотрения данного обращения.
В судебном заседании заявитель Шелепов И.В. уточнённые требования поддержал, просил их удовлетворить, дал показания, аналогичные, изложенным в заявлении, показал, что Департаментом не учтено, что запрещение в пределах охранных зон без письменного разрешения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам посадки деревьев и кустарников не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и основанием в предоставлении земельного участка. В соответствии с п. 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее Правила) охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о её границах. Однако в ГКН таких сведений нет. Также Департаментом не учтено, что садовый участок, на который он претендует, может быть использован для выращивания картофеля, посадки ягодных, овощных, бахчевых культур, а также для отдыха. Кроме того, в своем ответе Департамент ссылается на то, что земельный участок находится в зоне <данные изъяты>, тогда как в этой зоне находится лишь часть испрашиваемого земельного участка.
Представитель заинтересованного лица, Департамента строительства и архитектуры г. о. Самара, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Ф., в судебном заседании с заявлением не согласилась, указав, что отказ Департамента основан на требованиях закона, а именно, основанием к отказу является наличие ограничений и обременений в отношении испрашиваемого земельного участка, в данном случае заявитель испрашивает земельный участок для садоводства, который располагается в охранной зоне <данные изъяты>, в связи с этим требуется письменное согласование с сетевыми организациями, т.е. ограничения в отношении таких земельных участков установлены законом. В случае предоставления заявителем письменного согласования вопрос о предоставлении земельного участка в собственность может быть рассмотрен повторно. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок №, с предполагаемой целью использования под садоводство.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с учетом территориального зонирования, с учетом красных линий и ограничений (обременений) в части использования земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара выдано заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории со ссылкой на то, что согласно топографическим материалам Департамента испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне инженерных сетей <данные изъяты>.
Решением Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Шелепову И.В. отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с п.п.4 п.1 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" основаниями для отказа в утверждении Схемы являются: наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием.
Их схемы расположения земельного участка, выполненной ОАО «ВолгоНИИгипрозем», в охранной зоне <данные изъяты> находится часть испрашиваемого заявителем земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.
Использование территории, находящейся в зоне <данные изъяты>, регулируется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. № 160.
Согласно п.5 Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
Согласно Приложению к Правилам охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: 110 кВ – 20 метров.
В силу п.10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: посадка и вырубка деревьев и кустарников.
Согласно п.12 Правил для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
И Таким образом, из изложенного следует, что законодателем прямо предусмотрено получение разрешения на осуществление действий, указанных в п.10 Правил.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.12.2011) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовым земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений).
Из анализа указанной нормы следует, что землепользователь садового участка вправе сажать на предоставленном земельном участке плодовые деревья и кустарники, возводить жилые строения и иные сооружения. Тогда как указанные действия на земельных участках, расположенных в охранных зонах <данные изъяты>, могут осуществляться только по согласованию с сетевой организацией.
Поскольку Шелепов И.В. не является собственником земельного участка, заявил о своем праве на указанный земельный участок, то суд приходит к выводу о том, что в силу прямого указания закона он должен представить в Департамент строительства и архитектуры согласование сетевой организации.
Получив такое согласование, он вправе вновь обратиться в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении ему в собственность испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с требованиями закона, обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав заявителя решением Департамента не установлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Доводы заявителя о том, что сведения о границах охранной зоны <данные изъяты> в установленном законом порядке не в ГКН не зарегистрированы, не может являться основанием для признания оспариваемого решения Департамента незаконным, поскольку границы охранной зоны определяются законодательно, сведения о наличии охранной зоны подтверждены Департаментом на основании топографических материалов, само наличие охранной зоны заявителем не оспаривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Шелепову И.В. отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 6 февраля 2013 года.
Председательствующий (подпись) Е.В. Фокеева.
Решение вступило в законную силу: ________________________________________
Копия верна. Судья:
Секретарь: