Петрозаводский городской суд РК Дело № 78RS0003-01-2019-002632-36 (№12-14/2020)
г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33
Р Е Ш Е Н И Е
15 января 2020 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Политова Ильи Валерьевича на постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО Иванова Ф.К. №04-08/26-2/2 от 12 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Политова И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, являющегося генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью «Многофункциональный центр недвижимости» (далее - ООО «МФЦН», Общество),
установил:
Постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО Иванова Ф.К. №04-08/26-2/2 от 12 июля 2019 года Политов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Политов И.В. обратился в суд с жалобой на указанное выше постановление, в которой просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку оспариваемое постановление не содержит указаний на причинно-следственную связь, то есть, как именно допущенные нарушения в части организации и осуществления внутреннего контроля повлекли непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в то время как диспозиция ч.2 ст.15.27 КоАП РФ требует полноты состава доказательств наличия именно такой связи. Кроме того, постановление содержит только упоминание об операциях, подлежащих обязательному контролю, без раскрытия информации. Заявитель указывает, что оспариваемее постановление содержит только ссылку на акт проверки, в котором имеется соответствующая таблица операций, но и в ней специальным образом не указанны операции, по которым не истек срок давности привлечения к административной ответственности. Таким образом, невозможно достоверным образом определить наличие факта правонарушения без полного раскрытия обстоятельств по делу. Указал, что КоАП РФ не допускает в данной части каких-либо отсылок на документы, которые по факту не являются доказательствами по делу. Заявитель полагает, что административным органом пропущен годичный срок давности привлечения к административной ответственности, так как дата совершения правонарушения должна быть определена датой государственной регистрации Общества – 08 августа 2017 года, а не датой, указанной в постановлении – 02 июля 2019 года в 14-00. Отмечает, что ООО «МФЦН» умышленно не уклоняется и не уклонялось от исполнения требований Федерального закона №115-ФЗ, в настоящее время предприняты меры к устранению допущенных нарушений. Указывая, что ООО «МФЦН» является малым предприятием, на оснований ст.4.1.1 КоАП РФ заявитель просит изменить наказание на предупреждение либо уменьшить размер административного штрафа.
В судебное заседание Политов И.В. не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
МРУ Росфинмониторинга по СЗФО в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о месте, времени и дате слушания дела надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ, и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральный закон от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (статья 2 Закона № 115-Ф).
В силу статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Исходя из основного вида деятельности ООО «Многофункциональный Центр Недвижимости», генеральным директором которого является Политов И.В., относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Соответственно, в силу статей 5 и 7 Федерального закона № 115-ФЗ на Общество, как организацию, осуществляющую операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются требования указанного Федерального закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
Приказом Росфинмониторинга от 03 августа 2010 года № 203 утверждено «Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 203).
В соответствии с п.2 Положения № 203 руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).
Согласно п.10 Положения № 203 обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти:
а) из числа сотрудников, указанных в пункте 3 настоящего Положения: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации);
б) сотрудники, указанные в подпунктах «а» - «е» пункта 4 настоящего Положения;
в) сотрудники, указанные в подпунктах «а» - «в» пункта 5 настоящего Положения.
Лица, указанные в подпунктах «а», «б» и «в» настоящего пункта, назначаемые на соответствующие должности после вступления в силу настоящего Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.
Лица, занимающие на момент вступления в силу настоящего Положения должности, указанные в подпунктах «а», «б» и «в» настоящего пункта, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу настоящего Положения.
Лицам, прошедшим к моменту вступления в силу настоящего Положения обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 года N 256 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", повторное прохождение целевого инструктажа не требуется.
В соответствии пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны, в числе прочего, до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.
Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, установлены Приказом Федеральной службы по Финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 года № 366 (далее - Приказ № 366).
В соответствии с п.23 Приказа № 366 организации и индивидуальные предприниматели обязаны принимать меры по выявлению среди своих клиентов, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
Согласно пп.2 п.1 ст.7.3 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.
В силу пп 6. п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктами 2.4 и 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является: юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица; физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.
При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.
Согласно п.5 ст.7.5 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 7 настоящей статьи, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, проинформировав незамедлительно о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды - в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
В силу п.8 ст.7.5 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают операцию с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.
При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.
В соответствии с п.1.1 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
Согласно пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;
В силу п.4 Положения о предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 209 (далее – Положение №209), информация о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями и индивидуальными предпринимателями в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.
Оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что Политов И.В., являясь генеральным директором ООО «Многофункциональный Центр Недвижимости», расположенного по адресу: <адрес>, допустил неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно:
–в нарушение п.10 Положения № 203 обучение в форме целевого инструктажа руководителем организации ПолитовымИ.В., назначенным специальным должностным лицом 25 марта 2018 года, пройдено 16 мая 2019 года; обучение в форме целевого инструктажа специальным должностным лицом К., назначенным на должность ДД.ММ.ГГГГ, пройдено ДД.ММ.ГГГГ; сведений о прохождении целевого инструктажа <данные изъяты>, Х. М., замещающих должность начальника юридического отдела, ООО «МФЦН» не представлено;
ООО «МФЦН» не был утвержден Перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение, утвержденный руководителем, данные о проведении вводного и дополнительного инструктажа не представлены, что является нарушением п.2 Положения № 203;
–в нарушение пп.1 п.1 ст.7, пп.2 п.1 ст.7.3 Федерального закона №115-ФЗ, п.23 Требований, утвержденных Приказом №366, из представленных ООО «МФЦН» в ходе проведения проверочных мероприятий документов (информации) не усматривается осуществление им действий направленных на идентификацию клиентов, а именно, ООО «МФЦН» не принимались меры по выявлению среди своих клиентов, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). ООО «МФЦН» не имело личного кабинета на Портале Росфинмониторигна и не проводило проверки клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев на предмет наличия/отсутствия в отношении них сведений об их причастности к экстремистской деятельности или к терроризму и об их причастности к распространению оружия массового поражения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 августа 2015 года №804 и Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2018 года №1277;
– в силу отсутствия принятия ООО «МФЦН» вышеуказанных мер по идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, у Общества отсутствовала объективная возможность исполнять требования, установленные пп.6 п.1 ст.7, п.5 ст.7.5, п.10 ст.7 и п.8 ст.7.5, пп.7 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ;
–в нарушение п.1.1 ст.6, пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, п.4 Положения №209 ООО «МФЦН» не была исполнена обязанность по направлению в уполномоченный орган информации, связанной с исполнением операций по 43 сделкам с недвижимым имуществом, результатом совершения которых являлся переход права собственности на это имущество, свыше 3000000 рублей каждая. При этом на момент привлечения 12 июля 2019 года Политова И.В. к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ не истек срок давности привлечения к административной ответственности в отношении 36 операций, поименованных в Перечне операций с денежными средствами или иным имуществом, сведения о которых не представлены, а именно:
по агентскому договору №_1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты> и <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору №_ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору №_01 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору №_1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору №_1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору №_ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору №_1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору №_ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору №_1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 19.10.2018г.;
по агентскому договору №_01 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 01.11.2018г.;
по агентскому договору №_2 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору №_ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору №б/н от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору №_ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору №_5 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ООО ТК «Планета», срок направления сообщения по которому - по ДД.ММ.ГГГГ;
по агентскому договору №_ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 06.12.2018г.;
по агентскому договору №_ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 14.12.2018г.;
по агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 17.12.2018г.;
по агентскому договору №_ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 19.12.2018г.;
по агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 26.12.2018г.;
по агентскому договору №_2 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 27.12.2018г.;
по агентскому договору №_ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 29.12.2018г.;
по агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 11.01.2019г.;
по агентскому договору №_1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 23.01.2019г.;
по агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 29.01.2019г.;
по агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 30.01.2019г.;
по агентскому договору №_1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 25.02.2019г.;
по агентскому договору №_ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 11.02.2019г.;
по агентскому договору №_01 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 27.03.2019г.;
по агентскому договору №_1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 02.04.2019г.;
по агентскому договору №_27946 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 10.04.2019г.;
по агентскому договору №_1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты>, срок направления сообщения по которому - по 07.05.2019г.;
по агентскому договору №_1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты> срок направления сообщения по которому - по 08.05.2019г.
Перечисленные выше нарушения выявлены в ходе проведения в период с 08 мая 2019 года по 02 июля 2019 года ведущим специалистом - экспертом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по СЗФО Горбуновой Э.В. проверки по соблюдению ООО «МФЦН» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на основании приказа и.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО Бахтина В.А. №18-04-02/20П от 08 мая 2019 года. Установленные нарушения отражены в акте проверки №18 от 02 июля 2019 года.
Вывод о доказанности вины Политова И.В. в совершении вменяемого административного правонарушения сделан на основании протокола об административном правонарушении от 02 июля 2019 года, который отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; приказа №18-04-02/20П от 08 мая 2019 года, акта проверки №18 от 02 июля 2019 года, устава ООО «МФЦН», протокола общего собрания учредителей №1/2017 от 28 июля 2017 года, приказа №1-П от 03 августа 2017 года, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе от 08 августа 2017 года, бухгалтерского баланса на 31 декабря 2018 года, отчета о финансовых результатах за январь-декабрь 2018 года, налоговой декларации за 2018 год, приказа от 25 марта 2019 года, новой редакции правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ ООО «МФЦН», приказа №9 от 25 марта 2018 года, копий свидетельств о прохождении обучения К.., Г. Политовым И.В., копий агентских договоров с актами об их исполнении и других материалов дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом административного органа установлены все юридически значимые обстоятельства вменяемого административного правонарушения, а также должностное лицо, его совершившее.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины Политова И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с приказом ООО «МФЦН» от 03 августа 2017 года №1-П ПолитовИ.В. назначен на должность генерального директора ООО «МФЦН» с 03 августа 2017 года.
Таким образом, применительно к положениям ст.2.4 КоАП РФ Политов И.В. является должностным лицом, которое несет ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.26.11 КоАП РФ, действия Политова И.В. обоснованно квалифицированы должностным лицом по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ - неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
В силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.15.27 названного Кодекса, составляет один год.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
В силу ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Обязанность направления в уполномоченный орган сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, установлена пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ во взаимосвязи с п.4 Положения №209 - не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.
Таким образом, датой совершения административного правонарушения в данном случае является день, следующий за последним днем соответствующего срока, установленного для направления в уполномоченный орган сведений об операциях, в связи с чем, в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении является ошибочным указание времени совершения правонарушения «02.08.2019, 14 часов 00 минут» в части непредставления в уполномоченный орган информации, связанной с исполнением операций по 36 вышеперечисленным сделкам с недвижимым имуществом, результатом совершения которых являлся переход права собственности на это имущество, свыше 3000000 рублей каждая, поскольку в данной части вменяемое правонарушение не является длящимся.
Агентское вознаграждение по договору № от ДД.ММ.ГГГГ года получено ООО «МФЦН» в соответствии с актом об оказании услуг ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно сведения об указанной операции надлежало представить в Росфиннадзор в срок по 10 июля 2018 года (с учетом выходных дней), в связи с чем датой совершения правонарушения является 11 июля 2018 года.
На момент привлечения 12 июля 2019 года Политова И.В. к административной ответственности годичный срок давности привлечения к административной ответственности по указанной сделке истек.
Вопреки доводам заявителя в остальной части оспариваемое постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вмененное Политову И.В. административное правонарушение в части нарушения п.2, п.10 Положения №203 является длящимся, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей и моментом его совершения должностным лицом обоснованно указано время его пресечения 02 июля 2019 года, зафиксированное в акте проверки №18, составленном 02 июля 2019 года в 14.00 час.
С учетом изложенного из оспариваемого постановления подлежит исключению указание на невыполнение ООО «МФЦН» обязанности по направлению в уполномоченный орган информации, связанной с исполнением операций по агентскому договору №25/04/2018 от 25 апреля 2018 года, заключенному с Ненашевым Петром Петровичем.
Данные обстоятельства не являются основанием для отмены постановления должностного лица, поскольку на правовую оценку действий правонарушителя не влияют и не ухудшают его положение. В оставшейся части противоправные действия, совершенные Политовым И.В., описанные в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, подтверждают наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ. С выводами должностного лица административного органа в указанной части следует согласиться, они соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены. Обоснованность привлечения Политова И.В. к административной ответственности сомнений не вызывает.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ и освобождения ПолитоваИ.В. от административной ответственности в связи с малозначительностью, по делу не имеется, поскольку административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, посягает на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, что относит данное правонарушение к разряду наиболее опасных и не может быть признано малозначительным.
Поскольку субъективная сторона состава совершенного Политовым И.В. правонарушения может выражаться в форме неосторожности, довод заявителя об отсутствии умысла на совершение правонарушения не снимает с него ответственность за совершенное правонарушение.
Административное наказание Политову И.В. назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.2 ст.15.27 КоАП РФ в минимальном размере, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением заявителя, позволяющих применить положения ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, имея ввиду, что данной нормой предусмотрена возможность назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.
Вопреки утверждению заявителя, оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не имеется.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, ООО «МФЦН» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем в силу ст.1 Федерального закона № 115-ФЗ настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Таким образом, невыполнение требований Федерального закона №115-ФЗ создает потенциальную опасность возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства.
Анализ взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Политова И.В. наказания в виде административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также безопасности государства.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании привлекаемым лицом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Факт принадлежности ООО «МФЦН» к субъектам малого и среднего предпринимательства не может повлечь изменение назначенного наказания, поскольку наличие указанного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ. При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не допускается.
В целом доводы жалобы сводятся к переоценке установленных должностным лицом фактических обстоятельств по делу с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение и противоречат совокупности собранных по делу доказательств.
Принимая во внимание изложенное, полагаю об отсутствии оснований для отмены постановления заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО Иванова Ф.К. №04-08/26-2/2 от 12 июля 2019 года, в том числе по доводам, указанным в жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО Иванова Ф.К. № от 12 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Политова Ильи Валерьевича изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО Иванова Ф.К. № от 12 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Политова И. В. указание на невыполнение ООО «МФЦН» обязанности по направлению в уполномоченный орган информации, связанной с исполнением операций по агентскому договору № от 25 апреля 2018 года, заключенному с Н..
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова