РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 июля 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Габсабировой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3335/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области к Дмитриеву Сергею Михайловичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Дмитриеву Сергею Михайловичу о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 24 824,35 рублей, в том числе: по транспортному налогу за 2018г. в размере 24 480 рублей, пени в размере 344,35 рублей. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Дмитриев С.М. является плательщиком транспортного налога за 2018г. в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, именно: автомобиль ЛЕКСУС GS300, г/н №...; автомобиль ДЭУ НЕКСИЯ, г/н №...; автомобиль НИССАН ТЕАНА, г/н №.... В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате сумм налогов, исчисленных в налоговом уведомлении, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Выданный 01.09.2020г. судебный приказ № 2175/2020 о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 26.12.2022г. на основании возражений должника. На момент подачи административного иска Дмитриев С.М. сумму задолженности не оплатил.
Представитель административного истца МИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал в иске о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Дмитриев С.М. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (ШПИ 80403785253115 – согласно сайту АО «Почта России» 19.06.2023 г. – неудачная попытка вручения, 27.06.2023 г. – возврат отправителю из-за отказа адресата), не сообщил суду причину неявки.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведённых норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС Правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца, административного ответчика не была признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" ставки транспортного налога устанавливаются в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно – 16; свыше 100 л.с. (73,55 кВт) до 120 л.с. (88,32 кВт) включительно – 24; свыше 120 л.с. (88,32 кВт) до 150 л.с. (110,33 кВт) включительно - 33; свыше 150 л.с. (110,33 кВт) до 200 л.с. (147,1 кВт) включительно – 43; свыше 200 л.с. (147,1 кВт) до 250 л.с. (183,9 кВт) включительно – 75; свыше 250 л.с. (183,9 кВт) – 150.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Из материалов дела следует, что Дмитриев С.М. является плательщиком транспортного налога за 2018г. в связи с наличием объектов налогообложения, а именно: автомобиль ЛЕКСУС GS300, г/н №...; автомобиль ДЭУ НЕКСИЯ, г/н №...; автомобиль НИССАН ТЕАНА, г/н №..., что подтверждается ответами на судебные запросы, а ткже сведениями, представленными налоговым органом.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № 44365836 от 25.07.2019г. с расчетом транспортного налога за 2018г. в общем размере 24 480 рублей.
Однако, вышеназванный налог Дмитриевым С.М. в установленные сроки уплачен не был, в связи с чем, налоговым органом были начислены пени по транспортному налогу.
Административному ответчику направлялось требование № 6935 по состоянию на 08.02.2020г., в котором рассчитана сумма задолженности по транспортному налогу за 2018г. в размере 24 480 рублей, пени в размере 344,35 рубля, со сроком исполнения до 02.04.2020г.
Направление как налогового уведомления, так и требования об уплате обязательных платежей, пени подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции до 23.11.2020 г. № 129) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции до 28.12.2022 г. № 150) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Срок исполнения требования № 6935 по состоянию на 08.02.2020г. истек 02.04.2020г.
Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 34 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области 27.08.2020г. (судебный приказ № 2а-2175/2020 был вынесен 01.09.2020г., который был отменен 26.12.2022г. на основании заявления должника).
Таким образом, налоговый орган к мировому судье за вынесением судебного приказа о взыскании с Дмитриева С.М. задолженности по транспортному налогу за 2018г. обратился в предусмотренный законом срок.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с административным иском о взыскании недоимки по налогам в суд, в данном случае истекал 26 июня 2023г.
Как следует из материалов дела, с исковым заявлением МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в Октябрьский районный суд г. Самары 10.04.2023г., о чем свидетельствует квитанция об отправке административного иска посредством ГАС Правосудие от 10.04.2023г., то есть в установленный законом срок.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора.
При отсутствии сведений об уплате недоимки, административный иск о взыскании с административного ответчика обязательных платежей на общую сумму 24 824,35 рубля, в том числе: по транспортному налогу за 2018г. в размере 24 480 рублей, пени в размере 344,35 рубля, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявлению взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Поскольку налоговый орган освобождён от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании ст. 333.19 НК РФ, в размере 944,73 рублей, подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России № 23 по Самарской области – удовлетворить.
Взыскать с Дмитриева Сергея Михайловича, ИНН 631630154705, зарегистрированного по адресу: адрес, в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области задолженность по транспортному налогу за 2018г. в размере 24 480 рублей, начисленные пени в размере 344 рубля 35 копеек, а всего 24 824 рубля 35 копеек (двадцать четыре тысячи восемьсот двадцать четыре рубля тридцать пять копеек).
Взыскать с Дмитриева Сергея Михайловича, ИНН 631630154705, зарегистрированного по адресу: адрес, в доход местного бюджета г.о. Самары сумму государственной пошлины в размере 944 рубля 73 копейки (девятьсот сорок четыре рубля семьдесят три копейки).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
Копия верна.
Судья: Секретарь: