РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2013 года. п. Дубна
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Таранец С.В.,
при секретаре Тыняновой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Тульской области к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Золотой колосок» о понуждении к исполнению требований законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности,
установил:
прокурор Ленинского района Тульской области обратился в суд с иском к СПК «Золотой колосок» о понуждении к исполнению требований законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, ссылаясь на то, что прокуратурой Ленинского района была проведена проверка исполнения организацией коммунального комплекса СПК «Золотой колосок» требований Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ходе проверки было установлено, что СПК «Золотой колосок» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности (водоснабжение и водоотведение для потребителей муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области). Однако, в нарушение требований с ч.1, ч.2 ст.16 указанного Федерального закона СПК «Золотой колосок» не проведено первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 года до 31.12.2012 года. Также проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований ч.1 ст.25, ч.4 ст.48 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ с момента функционирования предприятия - с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время СПК «Золотой колосок» не принята и не утверждена программа, содержащая мероприятия в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности по каждому виду регулируемой деятельности (водоснабжение и водоотведение). Кроме того, производственные программы на 2013 год на регулируемые виды деятельности водоснабжение и водоотведение, разработанные СПК «Золотой колосок» и направленные для согласования в орган регулирования, в нарушение ч.1 ст.25 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ, ст.7 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не содержат мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Просит обязать СПК «Золотой колосок» заключить договор со специализированной организацией о проведении энергетического обследования юридического лица СПК «Золотой колосок» в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; обязать СПК «Золотой колосок» принять и утвердить программу, содержащую мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности по регулируемым видам деятельности (водоснабжение и водоотведение), а также обязать включить в производственные программы СПК «Золотой колосок» на ДД.ММ.ГГГГ год мероприятия в области энергосбережение и повышения энергоэффективности на регулируемые виды деятельности (водоснабжение и водоотведение).
В судебном заседании помощник прокурора Дубенского района Тульской области Парфенов Д.А. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика СПК «Золотой колосок» по доверенности Любоженко Р.Г. исковые требования признал полностью, пояснив суду, что СПК «Золотой колосок» не провел энергетическое обследование в связи с тем, что не имеет финансовых средств. У предприятия имеется огромная кредиторская задолженность от различных организаций. Дела по возвращению долгов находятся в судах, но денежные средства, несмотря на положительные решения судов, не поступают в полном объеме. В пределах финансовой возможности СПК «Золотой колосок» прилагает все усилия по исполнению требований законодательства в сфере энергоснабжения и энергосбережения: для снижения утечек питьевой воды ветхие сети заменяются полимерными материалами, проведена входная экспертиза заявки СПК «Золотой колосок» в конкурсе на соискание общественной премии «Регионы-устойчивое развитие» по проекту «Модернизация сетей водоснабжения, водоотведения и очистных сооружений МО <адрес>», сума проекта составляет <данные изъяты> млн. рублей. Проект передан в Фонд реформирования ЖКХ. Подана заявка, по которой в 2013 году будут выделены денежные средства в сумме <данные изъяты> тыс. рублей на установку запорной арматуры для отключения объектов во время порывов трубопроводных сетей. В ДД.ММ.ГГГГ года СПК «Золотой колосок» направил расчетные материалы на утверждение тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в комитет Тульской области по тарифам, а также утвердил производственные программы на ДД.ММ.ГГГГ год по услуге водоснабжения и водоотведения, в которых содержатся расходы на работы, направленные на энергосбережение и энергообследование с целью определения потенциала энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, а также разработки программы энергосбережения на ДД.ММ.ГГГГ годов.
Выслушав объяснения пом. прокурора Дубенского района Парфенова Д.А., настаивавшего на удовлетворении исковых требований в полном объеме, представителя ответчика по доверенности Любоженко Р.Г., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 №1715-р утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», целью которой является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Стратегия определяет, в том числе, государственную энергетическую политику, направленную на защиту прав и законных интересов граждан страны и хозяйствующих субъектов, обеспечение обороны и безопасности государства, эффективного управления государственной собственностью, достижение качественно нового состояния энергетического сектора.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется, путем установления требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов, обязанности проведения обязательного энергетического обследования, обязанности по учету используемых энергоресурсов, требований энергоэффективности зданий, строений, сооружений, требований к энергетическому паспорту, требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также порядка исполнения соответствующих обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Частями 1 и 2 ст. 15 предусмотрено, что энергетическое обследование проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. Основными целями энергетического обследования являются получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (ч.3 ст. 15 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ).
Подпунктом 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным, в том числе, для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Регулируемые виды деятельности - виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) (п.10 ч.2 ст.2).
В соответствии с п.6 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся: тарифы на холодную воду; тарифы на горячую воду; тарифы на водоотведение; тарифы на очистку сточных вод;
тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ лица, указанные в ч.1 ст. 16, в том числе, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ до 31.12.2012 года.
Судом установлено, что СПК «Золотой колосок» свою деятельность осуществляет на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно п.2.3. Устава к основным видам деятельности Общества помимо прочих относится:
- выполнение строительно-монтажных, наладочных работ;
- оказание услуг населению, сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим предприятиям;
- осуществление любой деятельности, не запрещенной и не противоречащей действующему законодательству РФ;
- лицензируемые виды деятельности осуществляются исключительно после получения лицензии.
27.04.2002 года в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица СПК «Золотой колосок» за основным государственным регистрационным номером № (Свидетельство Федеральной налоговой службы серия №), а также ДД.ММ.ГГГГ СПК «Золотой колосок» поставлен на налоговый учет в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, ОГРН <данные изъяты>, присвоен ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты> (Свидетельство Федеральной налоговой службы серия <данные изъяты> № «О постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации»).
На основании п.1.1. муниципальных контрактов №, №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между администрацией муниципального образования <адрес> (Заказчик) и СПК «Золотой колосок» (Исполнитель) исполнитель - СПК «Золотой колосок» принял на себя обязательства по обеспечению потребителей услугами водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования <адрес>. Для оказания услуг водоснабжения и водоотведения СПК «Золотой колосок» предоставлены в безвозмездное пользование объекты водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, судом установлено, что СПК «Золотой колосок», являющийся организацией коммунального комплекса, осуществляющее регулируемые виды деятельности, (водоснабжение и водоотведение для потребителей муниципального образования <адрес>), обязан соблюдать общеобязательные требования законодательства, направленные на обеспечение энергосбережения ресурсов и повышение энергоэффективности, и в соответствии с ч.1, ч.2 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ обязан организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ года.
Однако, как установлено в ходе судебного заседания, СПК «Золотой колосок» не проведено энергетическое обследование в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением ч.1,ч.2 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ. Из информации, представленной СПК «Золотой колосок» следует, что энергетическое обследование СПК «Золотой колосок» не произведено в установленный законом срок по причине отсутствия денежных средств у предприятия.
Документы, подтверждающие то, что СПК «Золотой колосок» приняло все зависящие от него меры по исполнению требований Федерального закона №261-ФЗ в установленный законом срок - ДД.ММ.ГГГГ года, ответчиком не представлены. Таким образом, СПК «Золотой колосок» нарушило требования ч.1,ч.2 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23.11. 2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты, включая экономический эффект от проведения этих мероприятий, иные требования.
В частях 2 и 3 ст. 25 Федерального закона от 23.11. 2009 №261-ФЗ содержатся требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
В соответствии с ч.5 ст. 25 Федерального закона от 23.11. 2009 №261-ФЗ формирование производственных программ, инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в отношении регулируемых видов деятельности, а также регулирование цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций должно осуществляться с учетом программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности таких организаций.
В соответствии с п.3 ч.2 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» производственная программа включает, в том числе, план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Изданное во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановление департамента Тульской области по тарифам от 15.04.2010 №10/5 «Об утверждении временных рекомендации по формированию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности», содержит требования к программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также предусматривает мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащие включению в программы, проведение которых возможно с использованием средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), подлежащие проведению на протяжении срока реализации программы, начиная с 2010 года (п.3. 1.).
К мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по видам регулируемой деятельности относятся следующие: в сфере выработки тепловой энергии (п.3.1.1.); в сфере передачи (транспортировки) тепловой энергии и теплоснабжения (п.З. 1.2); в сфере выработки электрической энергии (п.3.1.3.); в сфере передачи электрической энергии (п.З. 1.4); в сфере водоснабжения (п.3.1.5.); в сфере водоотведения (п.3.1.6.).
Таким образом, действующее законодательство в сфере энергосбережения и энергоэффективности возлагает на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности принятие и утверждение программы, включающей мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности по каждому виду регулируемой деятельности.
Как следует из материалов дела, в целях выполнения работ по обеспечению потребителей сельских населенных пунктов <адрес>, д. <адрес>, д. <адрес>, в/ч <адрес> услугами водоснабжения и водоотведения на основании договоров № от ДД.ММ.ГГГГ в безвозмездное пользование СПК«Золотой колосок» администрацией МО Федоровское переданы канализационные сети, водопроводные сети, водозаборные колонки, водонапорные башни, артезианские скважины, строения насосной станции, станции по обезжелезованию и очистке воды и другие объекты и СПК «Золотой колосок», как организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности (водоснабжение и водоотведение для потребителей муниципального образования <адрес>), в соответствии с требованиями ч.1 ст.25, ч. 4 ст.48 Федерального закона от 23.11. 2009 №261 -ФЗ обязана принять и утвердить программу, содержащую мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по каждому виду регулируемой деятельности (водоснабжение и водоотведение) с момента начала функционирования предприятия (с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время).
Кроме того, производственные программы на 2013 год на регулируемые виды деятельности водоснабжение и водоотведение, разработанные и направленные СПК «Золотой колосок» для согласования в орган регулирования, не содержат мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, чем нарушены ч. 1 ст.25 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ; ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Однако, как установлено в ходе судебного заседания, СПК «Золотой колосок» требования законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности нарушены, что недопустимо, поскольку несоблюдение требований законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности не способствует реализации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 №1715-р «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», формированию и реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, не способствует реализации основной цели Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - созданию организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что в свою очередь может негативно отразиться на надежности и устойчивости обеспечения потребителей энергоресурсами, не способствует созданию условий для устойчивого и эффективного функционирования жилищно-коммунального комплекса, отвечающего современным условиям и потребностям населения, решению задач повышения качества обслуживания населения, развития инженерной инфраструктуры в коммунальном хозяйстве. Последствием несоблюдения требований законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности является нарушение права граждан на обеспечение достойной жизни, предусмотренного статьей 7 Конституции РФ, нарушение права граждан неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования <адрес>, на получение коммунальной услуги водоснабжения и водоотведения надлежащего качества.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что СПК «Золотой колосок» ненадлежащим образом исполняет требования законодательства в сфере энергоснабжения и повышения энергоэффективности, что не позволяет организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности исполнить возложенные обязанности обеспечения неопределенного круга жителей муниципального образования <адрес> качественными услугами водоснабжения и водоотведения.
Поскольку ответчиком не организовано и не проведено первое энергетическое обследование в период со дня вступления в законную силу Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ до 31.12.2012 года; не принята и не утверждена программа, содержащая мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по каждому виду регулируемой деятельности (водоснабжение и водоотведение) с момента начала функционирования предприятия – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также в производственные программы СПК «Золотой колосок» на 2013 год не включены мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэфеективности на регулируемые виды деятельности (водоснабжение и водоотведение), исковые требования прокурора <адрес> о понуждении ответчика к исполнению требований законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора Ленинского района Тульской области, удовлетворить.
Обязать СПК «Золотой колосок» в течение 1-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда заключить договор со специализированной организацией о проведении энергетического обследования юридического лица СПК «Золотой колосок» в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязать СПК «Золотой колосок» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принять и утвердить программу, содержащую мероприятия в области энергоснабжения и повышения энергоэффективности по регулируемым видам деятельности (водоснабжение и водоотведение).
Обязать СПК «Золотой колосок» в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, в соответствии с требованиями ч.1 ст.25 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ, ст.7 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» включить в производственные программы СПК «Золотой колосок» на 2013 год мероприятия в области энергосбережение и повышения энергоэффективности на регулируемые виды деятельности (водоснабжение и водоотведение).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Одоевский районный суд Тульской области в месячный срок.
Судья