КОПИЯ
№ 2-3083/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Пермь 28 октября 2020 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной инспекции по экологии и природопользованию <адрес> к ФИО1 о возложении обязанности ликвидировать строительные отходы с земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция по экологии и природопользованию <адрес> (далее – Инспекция) обратилась в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности ликвидировать строительные отходы с земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в районе домов № и № по <адрес> в <адрес>.
В обоснование требований указано, что Инспекцией при осуществлении государственного надзора в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по факту допущения сброса на почву земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных в районе домов № и № по <адрес>, строительных отходов (лома бетона и другого строительного мусора), что является нарушением ч.1 ст.51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, п.3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Также ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ по факту допущения размещения отвалов размываемых грунтов в границах прибрежной защитной полосы реки Данилиха в районе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в районе домов № и № по <адрес>, что является нарушением ч.17 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации. Инспекцией для устранения выявленных нарушений ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание № с требованием: ликвидировать строительные отходы с земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных в районе домов № и № по <адрес>; провести работы по укреплению склона реки Данилиха в районе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных в районе домов № и 21 по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией проведена проверка, по результатам которой выявлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ № выполнено частично. ФИО1 по результатам проверки выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № с требованием: ликвидировать строительные отходы с земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в районе домов № и 21 по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией проведена проверка, по результатам которой выявлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ № не выполнено. ФИО1 по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание № с требованием: ликвидировать строительные отходы с земельного участка с кадастровым номером 59:01:4415070:7, расположенного в районе домов № и № по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего момента ФИО1 не выполнил своих обязательств по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, выразившихся в том, что строительные отходы с земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в районе домов № и № по <адрес>, не ликвидированы. Поскольку обязанность по ликвидации строительных отходов с указанного земельного участка, возложенная на ФИО1 законодательством, не выполняется в добровольном порядке в течение длительного времени, такая обязанность подлежит возложению в судебном порядке.
Истец в судебное заседание представителя не направил; извещен надлежащим образом, от заявленных требований не отказывался.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался судом надлежащим образом по последнему известному адресу места жительства (регистрации): <адрес>, <адрес> <адрес>, подтвержденному сведениями, поступившими из Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № АО «Почта России», судебное извещение вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ.
Об уважительных причинах неявки в судебное заседание ответчик не уведомил, об отложении судебного заседания не просил.
В соответствии с п.1 ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
Согласно п.1 ст.154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.
С учетом отсутствия возражений истца о рассмотрении дела в порядке заочного производства, суд не находит оснований для отложения судебного заседания и считает возможным рассмотреть дело в порядке ст.233 ГПК РФ (в порядке заочного судопроизводства), по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. ст. 42, 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
Согласно положениям п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст.10 Закона №52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с положениями п.1 ст.22 Закона №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об охране окружающей среды» в числе принципов, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, указаны: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
В силу п.1 и п.3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 440 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> №; и земельного участка, площадью 506+/-5 кв.м, кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 46-51).
Постановлением Государственной инспекции по экологии и природопользованию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ: допустил сброс на почву земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4415070:329 и 59:01:4415070:7, расположенных в районе домов № и № по <адрес>, строительных отходов (лома бетона и другого строительного мусора), что является нарушением ч.1 ст.51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 года №7-ФЗ, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (л.д. 31-35, 36-45).
Постановлением Государственной инспекции по экологии и природопользованию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ: допустил размещение отвалов размываемых грунтов в границах прибрежной защитной полосы реки Данилиха в районе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в районе домов № и № по <адрес>, что является нарушением ч.17 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации (л.д. 26-30, 36-45).
ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией по экологии и природопользованию <адрес> ФИО1 года выдано предписание № для устранения выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25).
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией проведена проверка, по результатам которой выявлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 выполнено частично. ФИО1 по результатам проверки выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № с требованием: ликвидировать строительные отходы с земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в районе домов № и 21 по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-22).
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией проведена проверка, по результатам которой выявлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 не выполнено. ФИО1 по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание № с требованием: ликвидировать строительные отходы с земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в районе домов № и № по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в районе домов № и № по <адрес>, имеются строительные отходы (бой бетона, бой плитки и иные строительные отходы) на площади около 30 кв.м, представляющих собой свалку, не включенную в Государственный реестр объектов размещения отходов, не отвечающую требованиям, которые установлены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», и подлежат ликвидации.
С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных положений закона, несмотря на указанный в предписании от ДД.ММ.ГГГГ № срок исполнения по ликвидации строительных отходов с принадлежащего овтетчику земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ; принимая во внимание, что нарушения, указанные в ранее выданных истцом предписаниях от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 в срок не устранены; доказательств фактического устранения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды на момент рассмотрения дела судом ответчиком не предоставлено, заявленные истцом требования о возложении на ФИО1 обязанность ликвидировать строительные отходы с земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в районе домов № и № по <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ст.204 ГПК РФ если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Таким образом, в соответствии с данной статьей суд вправе установить срок исполнения решения.
При определении срока, необходимого ответчику для исполнения постановленного судом решения, суд, принимая во внимание срок исполнения, указанный в предписании Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ) по ликвидации строительных отходов, исходит из его разумности, объема подлежащего выполнению работ, поэтому приходит к выводу, что срок ликвидации отходов в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, заявленный истцом, является достаточным для этого.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 234-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственной инспекции по экологии и природопользованию <адрес> к ФИО1 о возложении обязанности ликвидировать строительные отходы с земельного участка - удовлетворить.
Возложить на ФИО1 обязанность ликвидировать строительные отходы с земельного участка с кадастровым номером 59:01:4415070:7, расположенного в районе домов № и № по <адрес>, в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Ответчик вправе подать в Пермский районный суд <адрес> заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья подпись Овчинникова Е.В.
Копия верна. Судья Овчинникова Е.В.
Мотивированное решение составлено 03.11.2020 года.
Судья Овчинникова Е.В.
Подлинный экземпляр
находится в гражданском деле №2-3083/2020
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2020-003520-23