Судья Копин С.А. |
№ 33–2141/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июня 2019 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Душнюк Н.В., Савина А.И.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 27 марта 2019 г. по иску Позняк Н. Г. к администрации Пудожского муниципального района о взыскании материальной помощи при увольнении, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Позняк Н.Г. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что работала в должности (...) в администрации Пудожского муниципального района, (...) уволена с муниципальной службы в связи с сокращением штата сотрудников. Окончательный расчет с ней не произведен, при увольнении материальная помощь не выплачена. Ссылаясь на Закон РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», Положение об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района, утвержденное решением Совета Пудожского муниципального района от 29.01.2016 № 192, истица просила взыскать с ответчика задолженность по выплате материальной помощи - 29040 руб., компенсацию за задержку выплат - 1342,62 руб., компенсацию морального вреда - 3000 руб.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично, с администрации Пудожского муниципального района в пользу Позняк Н.Г. взыскана материальная помощь - 14520 руб., компенсация за задержку выплат – 671,31 руб., компенсация морального вреда - 2000 руб. В остальной части иска суд отказал.
С таким решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе глава администрация Пудожского муниципального района Ладыгин А.А. просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что в нарушение ст. 191 Трудового кодекса РФ, суд сделал неверный вывод о наличии у ответчика обязанности по выплате истице суммы материальной помощи. Положением об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района установлено, что материальная помощь выплачивается муниципальным служащим из средств бюджета муниципального района при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и в конце календарного года при наличии средств в фонде оплаты труда; материальная помощь по итогам работы за год не выплачивается уволенным сотрудникам. На день увольнения истицы в бюджете отсутствовали денежные средства для выплаты материальной помощи.
В возражениях на жалобу истица просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Частью 2 ст. 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом. Аналогичные положения содержатся в абз. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ.
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Частью 2 ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм права следует, что порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 8 Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» решением Совета Пудожского муниципального района от 29.01.2016 № 192 утверждено Положение об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района.
Согласно п. 3.4. указанного Положения в составе оплаты труда муниципальным служащим предусмотрены ежемесячные и иные дополнительные выплаты, в число которых входит материальная помощь. Пункт 2.2. Положения предусматривает, что сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, в фонде оплаты труда предусматриваются средства для выплаты в расчёте на каждую должность муниципальной службы на год в числе прочих выплат – материальная помощь в размере двух должностных окладов. В силу п. 10.1. материальная помощь выплачивается муниципальным служащим из средств бюджета муниципального района в размере трех должностных окладов: одного оклада при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, на основании заявления муниципального служащего (п. 10.1.1.); двух окладов в конце календарного года, при наличии средств в фонде оплаты труда (п. 10.1.2.). В соответствии с п. 10.2. Положения муниципальным служащим, не проработавшим полностью календарный год, материальная помощь выплачивается пропорционально отработанному времени, а в случае увольнения – при окончательном расчете.
Из материалов дела следует, что Позняк Н.Г. работала в должности (...) в администрации Пудожского муниципального района, уволена (...) в связи с сокращением штата сотрудников. Дополнительным соглашением от 09.02.2018 к трудовому договору предусмотрено, что муниципальному служащему может выплачиваться материальная помощь в соответствии с законодательством.
Установив, что истица в 2018 г. отработала 11 месяцев, ей выплачена материальная помощь в размере одного оклада при выходе в очередной ежегодный оплачиваемый отпуск, принимая во внимание наличие денежных средств в фонде оплаты труда, позволившее произвести такие выплаты по итогам года другим муниципальным служащим в размере одного должностного оклада, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований. С работодателя в пользу истицы правомерно взыскана материальная помощь пропорционально отработанному в 2018 г. времени в размере 14520 руб.
В соответствии со ст.ст. 236, 237 Трудового кодекса РФ с ответчика в пользу истицы обоснованно взысканы проценты за задержку выплат, компенсация морального вреда, размер которой определен с учетом обстоятельств дела, принципов разумности и справедливости.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Довод жалобы ответчика о том, что материальная помощь по итогам работы за год не выплачивается уволенным сотрудникам, основан на неверном толковании указанного выше Положения.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 27 марта 2019 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи