РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01.11.2013 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Колесник О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Фетисовой Е.А. о признании незаконным заключения департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, возложении на департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности утвердить схему расположения земельного участка и возложении обязанности на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности продолжить работу по заявлению,
УСТАНОВИЛ:
Фетисова Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным заключения департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, возложении на департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности утвердить схему расположения земельного участка и возложении обязанности на Министерство имущественных отношений <адрес> обязанности продолжить работу по заявлению. В обоснование своих требований указала, что 19.09 2011 года она обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Третья просека, участок 174Б, площадью 744 кв. м, предполагаемая цель использования садоводство.
ДД.ММ.ГГГГ годаМинистерством имущественных отношений направлены запросы о предоставлении сведений: относится ли данный земельный участок или его часть к территории общего пользования; к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, а также соответствует ли использование данного земельного участка под садоводство видам разрешённого использования, предусмотренным для данной территориальной зоны; о наличии (отсутствии) каких либо ограничений в части использования данного земельного участка.
Министерство имущественных отношений Самарской области направило повторный запрос о предоставлении сведений, указывая, что в ответе департамента от 27.02.2012 года отсутствуют запрашиваемы сведения.
Испрашиваемый земельный участок используется по назначению их семьёй с 1950 года. На участке посажаны плодово-ягодные кустарники, фруктовые деревья, участок находится в зоне (Ж 1-2). Вокруг данного участка вся земля находится в собственности.
Она дополнительно собрала сведения и оформила акт согласования границ с соседними землепользователями о правильности границ испрашиваемого участка.
Министерством имущественных отношений Самарской области создана комиссия с целью осмотра испрашиваемого участка. 03.05.2012 года произведён осмотр участка ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости». В ходе осмотра установлено: испрашиваемый земельный участок свободен от строений видимых инженерно-технических сооружений. Участок засажен кустарником и пладово-ягодными деревьями. Заявленные площадь и размеры соответствуют измеренным. Со слов соседей споров по границе земельного участка нет, права третьих лиц не нарушены, наложение испрашиваемого земельного участка на границы сложившихся землепользователей нет. Замечаний нет.
В соответствии с абзацем 3 п. 2, 4 Порядка по итогам рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с п/п.4 п.23 Требований к подготовке межевого плана, утверждённых Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются утверждённые органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
Согласно п.5 ст.34 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган после поступления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно.
Таким образом, решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка предваряет постановка его на государственный кадастровый учёт, которая невозможна без утверждения уполномоченным органом схемы расположения такого земельного участка.
Согласно п. 2.5 Порядка в месячный срокс момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара с учётом зонирования территорий утверждает схемурасположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет её в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
01.08.2012года Министерство направило в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара письмо об утверждении схемы расположения земельного участка.
После сбора полной и необходимой информации для утверждения схемы она заключила договор с МП г.о. Самара «Архитектурно планировочное бюро». ДД.ММ.ГГГГ ею произведена оплата в размере 15 422 руб. 31 коп. Договор исполнен, МП г.о. Самара «АПБ» подготовлены и представлены все необходимые документы для утверждения схемы.
Однако схема испрашиваемого земельного участка до настоящего времени не утверждена. ДД.ММ.ГГГГ на приёме в Министерстве имущественных отношений <адрес>, ей сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара подготовлено заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в соответствии со статьями 63, 90 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», предусматривающих обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Участок ею испрашивается под садоводство, соответственно отсутствует объект защиты от пожара. Доступ на земельный участок осуществляется по проходу шириной 1 метр и длинной 34 метра. Строительство дома в данном случае не является обязанностью садовода. Использовать данный участок можно как для строительства так и без строительства. В данном случае строительство не предусматривается, поскольку, участок располагается на крутом склоне.
Основной подъезд на испрашиваемый участок осуществляется по дороге шириной от 3,5 до 7 метров с площадкой для разворота, что является беспрепятственным проездом техники к месту пожара. Около входа на участок есть водозабор (колодец).
Указанная в заключении статья 90 также относится к зданиям и сооружениям, которых на участке нет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, принять решение по утверждению схемы на основании обращения Министерства имущественных отношений <адрес> по её заявлению и обязать Министерство имущественных отношений принять пакет документов и продолжить дальнейшую работу по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №-С.
В судебном заседании представитель заявителя, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала.
Представитель Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в месячный срок со дня поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара с учётом зонирования территории утверждает схему расположения земельного участка.
Согласно пункту 2.6 Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности её утверждения.
<адрес> «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД регулируются отношения, связанные с подготовкой и утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории при предоставлении земельных участков в соответствии с земельным законодательством.
Частью 3 статьи 1 Закона №-ГД предусмотрено, что порядок подготовки и утверждения схемы определяется уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти <адрес>, обладающим соответствующим полномочием органом местного самоуправления в пределах их компетенции с учетом требований федерального законодательства и настоящего Закона.
В соответствии с Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий» Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара определён органом, уполномоченным на утверждение схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с Земельным кодексом РФ и Законом №-ГД, Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> утверждён Порядок подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно Порядку подготовки и утверждения схемы, её разработка осуществляется специализированной геодезической организацией, имеющей допуски на выполнение соответствующих видов работ в соответствии с действующим законодательством (п.1.3).
Пунктом 1.5 Порядка подготовки и утверждения схемы предусмотрено, что подготовка схемы обеспечивается гражданами и юридическими лицами самостоятельно.
Департамент обеспечивает проверку поступившей схемы на предмет её соответствия требованиям действующего законодательства, а также данным, содержащимся в системе информационного обеспечения градостроительной деятельности (пункт 2.2.2).
В соответствии с пунктом 2.3.2 Порядка, в случае выявления нарушений Департамент готовит в адрес уполномоченных органов мотивированное заключение об отказе в утверждении схемы в месячный срок с момента поступления обращения уполномоченного органа об утверждении схемы.
Из материалов дела следует, что Фетисова Е.А. обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Третья просека, участок 174Б, площадью 744 кв. м, предполагаемая цель использования садоводство.
Материалами дела подтверждается, что на обращение Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-е об утверждении схемы расположения испрашиваемого Фетисовой Е.А. земельного участка площадью 744 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, Третья просека, участок 174Б для садоводства, поступившее в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, подготовлено заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/2930-0-3.
Согласно картографическим материалам Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и фотографиям, доступ к испрашиваемому земельному участку осуществляется через проход шириной 1 метр. Иного прохода (проезда) к испрашиваемому земельному участку не имеется.
Положениями ст. ст. 63, 90 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены требования в части обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о том, что формирование земельного участка приведёт к нарушению требований статьи 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, обеспечение связи и оповещения населения о пожаре) и статьи 90 в части обеспечения устройства пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами, является правомерным и обоснованным, в связи с чем, требования Фетисовой Е.А. не подлежат удовлетворению.
Кроме того, согласно топографическим данным Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок, что не оспаривается и самим заявителем, расположен в овраге. Данная информация подтверждается также фотографиями, подготовленными специалистами Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и представителем заявителя.
Овраги в городских условиях являются естественными дренажными системами и служат местами сбора и стока поверхностных сточных вод.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретаемый им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нём и хозяйственных строений и сооружений). Указанная деятельность в границах фактического оврага требует выполнения земельно-планировочных работ, изменение рельефа местности.
Согласно постановлению Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № при реконструкции, строительстве дорог, улиц, площадей, железнодорожных путей и других сооружений, выполнении земельно-планировочных работ в районе существующих зелёных насажденийне допускается изменение вертикальных отметок. Учитывая, что использование испрашиваемого земельного участка, в частности в случае строительства какого-либо объекта, что не исключает заявитель в своём заявлении, может привести к изменению вертикальных отметок, суд считает, что при указанных обстоятельствах Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара не в праве утверждать схему расположения земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Фетисовой Е.А. о признании незаконным заключения департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, возложении на департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности утвердить схему расположения земельного участка и возложении обязанности на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности продолжить работу по заявлению - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья