Дело №2-435/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Красный 22 сентября 2015 года
Краснинский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего, судьи Вдовиной Н.И.,
с участием прокурора Мальчугиной Е.Г.,
истца Андронюк В.А.,
при секретаре Масловой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснинского района Смоленской области в защиту жилищных прав Андронюк <данные изъяты> к Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, администрации Глубокинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Краснинского района Смоленской области, действуя в интересах Андронюк В.А., обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи (далее - Департамент), администрации Глубокинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование требований указал, что Андронюк В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. За ней постановлением главы администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено право на внеочередное получение жилья в Краснинском районе. В настоящее время Андронюк В.А. достигла возраста 18 лет, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, что свидетельствует о нарушении её жилищных прав. Просит суд обязать Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить за счет средств областного бюджета финансирование исполнения администрацией Глубокинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Андронюк <данные изъяты> жилым помещением, а администрацию Глубокинского сельского поселения в течение ДД.ММ.ГГГГ с момента осуществления Департаментом финансирования предоставить Андронюк В.А. на территории муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании прокурор Мальчугина Е.Г. и истец Андронюк В.А. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Глубокинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области в судебное заседание не явился, в заявлении просили рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации, указав, что признает исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном заявлении указал, что Андронюк В.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № за Андронюк В.А. закрепили право на получение жилого помещения вне очереди на территории Глубокинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области. Постановлением администрации Глубокинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № Андронюк В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещениями специализированного жилищного фонда.
Представитель третьего лица - отдела образования МО «Краснинский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков - представителя администрации Глубокинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области, представителя Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, третьего лица - представителя отдела образования МО «Краснинский район» Смоленской области.
Заслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который действует с 1 января 2013 года.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (п. 8 ч. 1 ст.92 ЖК РФ).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ).
До настоящего времени на уровне субъекта РФ нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным Федеральным законом № 15-ФЗ к компетенции субъектов РФ, а также развивающих нормы изменений в сфере жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и способствующие реализации положений федерального законодательства не принято, что не должно служить препятствием для реализации гарантированных государством прав на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенций, предоставляемой из областного бюджета.
Порядок осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма определен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 №202.
Пунктами 5, 6 Положения установлено, что приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских и сельских поселений Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (далее - субвенция), в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года.
Органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере образования, науки и молодежной политики на территории Смоленской области, а также уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области по осуществлению переданных Смоленской области отдельных полномочий Российской Федерации в области образования, является Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи (п. 1.1 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № 537).
Судом установлено, что Андронюк В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, решением Краснинского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ её мать ФИО2 лишена родительских прав, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.16-19, 20).
Постановлением главы администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № за Андронюк В.А. закреплено право на внеочередное получение жилья на территории Глубокинского сельского поселения (л.д. 25).
Постановлением администрации Глубокинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № Андронюк В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 11).
Копии указанных постановлений были сверены судом с их оригиналами при предоставлении этих документов суду до проведения судебного разбирательства по делу.
В настоящее время Андронюк В.А. достигла возраста 18 лет, однако, жилое помещение ей не предоставлено, что свидетельствует о нарушении её жилищных прав.
При таких обстоятельствах заявленные требования о предоставлении администрацией Глубокинского сельского поселения на территории муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм, подлежат удовлетворению.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. Как следует из содержания правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка — определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии со ст.ст.2, 3 Закона Смоленской области от 29.11.2007 №114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 202, уполномоченный орган в сфере образования проверяет заявки на получение субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями; перечисляет в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Согласно п. 6 Порядка расходования субвенций бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских поселений Смоленской области, бюджетам сельских поселений Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2008 № 763, распределение средств субвенций в соответствии с их целевым назначением между их получателями осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п.8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 №202, а также п.3.42 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 10.08.2012 №537, на Департамент возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
В связи с чем, суд возлагает на Департамент, как уполномоченный орган, являющийся главным распорядителем средств (субвенций), выделяемых из областного бюджета на соответствующие цели, обязанность осуществить финансирование исполнения администрацией Глубокинского сельского поселения государственных полномочий по обеспечению истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений.
При определении сроков исполнения решения суда, суд соглашается с позицией прокурора, поскольку в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления на основании банка данных о детях-сиротах до ДД.ММ.ГГГГ текущего года подают заявки на получение субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в орган исполнительной власти Смоленской области, при этом бюджетные обязательства Смоленской области на ДД.ММ.ГГГГ сформированы.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░