РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 апреля 2017 г. Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Ждановой Е.С.,
при секретаре Ковалевой Д.А.,
с участием представителя административного истца Дроздовой Т.В.,
представителя административного ответчика Сидоровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному заявлению Васильевой Е.Н. к Администрации Томского района об оспаривании решения,
установил:
Васильева Е.Н. обратилась в суд с административным иском к Администрации Томского района (с учетом уточнения предмета иска):
о признании незаконным письменного отказа администрации Томского района, изложенного в письме (номер) от (дата);
об обязании рассмотреть вопрос об установлении опеки над несовершеннолетней П.С.М. (дата) года рождения в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу с соблюдением требований, установленных законом.
В обоснование иска указано, что в соответствии с постановлением администрации Томского района №238-к от 03.06.2015 Васильева Е.Н. отстранена от исполнения обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетней Р.Р.М. и П.Д.М. Истец приходится бабушкой П.С.М., (дата) г.р., в данной момент находящейся в ОГБУ «СРЦН «Луч» г. Томска». Васильева Е.Н. желает взять внучку П.С.М. под свою опеку, однако указанное постановление администрации (адрес) препятствует осуществлению этого намерения. (дата) истец обратилась в администрацию Томского района с просьбой передать под опеку П.С.М. Письменным ответом (номер) от (дата) ей было отказано в установлении опеки над П.С.М. Отказ администрации Томского района нарушает право истца быть опекуном, предусмотренное ст. 140 СК РФ.
Административный истец Васильева Е.Н., заинтересованное лицо ОГКУ «СРЦН «Луч» г. Томска» уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, на основании ч.6 ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Дроздова Т.В., действующая на основании ордера пояснила следующее. Постановлением администрации Советского района г. Томска от 21.05.2015 Васильева Е.Н. была назначена опекуном над несовершеннолетними П.Д.М. и Р.Р.М., которые приходились детьми мужа ее дочери. Решение об установлении опеки над чужими детьми было принято Васильевой Е.Н. из чувства сострадания, без учета особенностей личности несовершеннолетних. В связи с возникшими трудностями, в процессе адаптации детей к условиям проживания в семье после получения долгого опыта дедомовского образа жизни, не рассчитав возможные последствия данного решения, истец обратилась за помощью в орган опеки и попечительства Советского района г. Томска. По факту обращения Васильевой Е.Н. была организована внеплановая проверка. По итогам проверки составлен акт, в котором указаны такие нарушения со стороны Васильевой Е.Н. как: плач детей, детские жалобы на плохое питание, отсутствие спальных мест, необходимого запаса детского питания, отсутствие развивающих игр, необорудование места для детского туалета. В результате на основании постановлений администрации Томского района Васильева Е.Н. была отстранена от исполнения обязанностей опекуна в отношении Д и Р.Р.М.. Решением Томского районного суда от (дата) установлено, что данные постановления приняты с нарушением закона. При этом Васильева Е.Н. с 2011 г. и по настоящее время является опекуном своей внучки Яны, 2003 г.р., дочери С.Е.А., которая лишена родительских прав. Другая внучка П.С.М., 2012 г.р., вторая дочь С.Е.А. находится в детском учреждении, куда она помещена по акту ОДН и ПДН ОП (номер) в сентябре 2016 г. До помещения девочки в учреждение, она более 2- х лет проживала в семье истца. В жилом доме Васильевой Е.Н. имеется все необходимое для воспитания и ухода за П.С.М.. Васильева Е.Н. желает установить опеку над свой внучкой, однако наличие постановления об отстранении ее от исполнения обязанностей опекуна формально препятствует осуществлению данного намерения. Ссылаясь на правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенной в определениях от 13.05.2014 № 997-О, от 06.11.2014 № 2429-О, от 06.11.2014 № 2479-О истец полагает, что у нее имеется право на оспаривание в судебном порядке письменного отказа администрации Томского района № 02-655 от 29.11.2016 об установлении опеки над П.С.М.. Также представителем истца указана на то, что П.С.М. имеет малолетний возраст, с сентября 2016 г. ребенок находится в не привычной для нее обстановке, при посещениях П.С.М. плачет и просится к бабушке. К Василевой Е.Н., как опекуну несовершеннолетней Я у органов опеки претензий не имеется.
Представитель административного ответчика Администрации Томского района Сидорова Е.С. действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что действительно Васильева Е.Н. является опекуном сестры П.С.М. – Ш.Я., мать которой лишена родительских прав. П.С.М. помещена в ОГБУ «СРЦН «Друг» г. Томска» в связи с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей С.Е.А., матери указанных детей. Претензий со стороны опеки Томского району к опекуну Васильевой Е.Н. не имеется. Поводом к отказу над установлением опеки в отношении П.С.М. явилось наличие постановлений Администрации Томского района от 03.06.2015 № 238-К и от 03.06.2015 № 239–К об отстранении Васильевой Е.Н. от исполнения обязанностей опекуна в отношении Р.Р.М. и П Д, что в силу ч.3 ст. 146 СК РФ является препятствием к назначению истца опекуном.
Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Статья 31 ГК РФ предусматривает, что опека и попечительства над несовершеннолетними устанавливается в целях их воспитания. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон) по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
В силу п. 1 ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 146 СК РФ опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами попечителями лица, лишенные родительских прав; лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.
Согласно ч. 2 ст. 146 СК РФ при назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.
В силу ч. 3 ст. 146 СК РФ не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (пункт 1 статьи 127 настоящего Кодекса).
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 153 СК РФ подбор и подготовка приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных ГК РФ, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", а также ст. 146 СК РФ.
Согласно положениям ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.1).
В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Согласно положениям Закона Томской области от 29.12.2007 № 318-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области» вопросы организации и осуществления на территории Томской области деятельности по опеке и попечительству регулируются законодательством Российской Федерации и Томской области.
В силу п. 1 ст. 4 указанного Закона Томской области органами опеки и попечительства Томской области являются исполнительные органы государственной власти Томской области, уполномоченные Губернатором Томской области в соответствии с Уставом (Основным Законом) Томской области на осуществление деятельности по организации опеки и попечительства.
Устав (Основной Закон) Томской области (принят решением Томской областной Думы от 26.07.1995 № 136) закрепляет, что при отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов берут на себя попечение о ребенке. Органы государственной власти Томской области осуществляют социальную поддержку детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям Закона Томской области от 29.12.2007 № 318-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области» полномочия органов опеки и попечительства Томской области осуществляют, в том числе в отношении несовершеннолетних граждан - орган исполнительной власти Томской области, в компетенции которого находятся вопросы обеспечения основных гарантий, защиты прав и законных интересов семьи и детей на территории Томской области (п. 2 ст. 4); органы опеки и попечительства имеют структурные подразделения (территориальные органы), расположенные на территории муниципальных районов и городских округов (п.3 ст.4); в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по опеке и попечительству. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства (п.4 ст.4).
Полномочия органов опеки и попечительства регламентированы в ст. 7 Закона Томской области от 29.12.2007 № 318-ОЗ, согласно которым органы опеки и попечительства Томской области, в том числе издают акты по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства; оказывают содействие опекунам и попечителям, проверяют условия жизни подопечных, соблюдение опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечение сохранности их имущества, а также исполнение опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Администрации Томского района от 28.10.2013 № 533-П «Об утверждении Положения об отделе по опеке и попечительству Управления по социальной политике Администрации Томского района» определено, что отдел по опеке и попечительству Управления по социальной политике Администрации Томского района (далее - отдел) является структурным подразделением Администрации Томского района (п.1); основными задачами деятельности отдела являются: в том числе, защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане (п.4).
К функциям отдела по опеке и попечительству Управления по социальной политике Администрации Томского района распоряжением Администрации Томского района от 28.10.2013 № 533-П отнесены, в том числе издание актов по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства (п.5); освобождение и отстранение в соответствии с законодательством Российской Федерации опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей (помощников), деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане (п.14); осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка; обеспечение временного устройства детей при их отобрании (п.26).
05.12.2016 Васильева Е.Н. обратилась в администрацию Томского района с просьбой назначить её опекуном несовершеннолетней П.С.М., (дата) года рождения.
Уведомлением № 02-655 от29.12.2016 Васильевой Е.Н. отказано в назначении опекуном несовершеннолетней П.С.М. В обоснование отказа указано, что согласно постановлениям Администрации Томского района от 03.06.2015 №№ 238-к и 239-к Васильева Е.Н. отстранена от исполнения обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетних Р.Р.М. и П.Д.М.. Васильевой Е.Н. повторно сообщено, что в соответствии с ч.3 ст. 146 СК РФ в настоящее время она не может быть назначена опекуном несовершеннолетней П.С.М., 2012 г.р.
Васильева Е.Н. считает отказ незаконным, сославшись на правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенной в определениях от 13.05.2014 № 997-О, от 06.11.2014 № 2429-О, от 06.11.2014 № 2479-О.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 13.05 2014 года № 997-0, от 06.11.2014 года № 2429-0 и от 06.11.2014 года № 2479-0, положение пункта 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации, подлежащее применению в системной связи со статьями 19 и 38 Конституции Российской Федерации, а также с положениями статьи 1, пункта 2 статьи 7, пункта 2 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 35 ГК Российской Федерации, не может рассматриваться как препятствующее суду при решении вопроса о возможности назначения опекуном (попечителем) ребенка конкретного лица, в том числе формально относящегося к категории лиц, ранее отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), принимать во внимание все существенные для дела обстоятельства, в том числе характеризующие личность и поведение лица после отстранения от выполнения обязанностей опекуна (попечителя), а также свидетельствующие, что потенциальный опекун (попечитель) способен обеспечить полноценное физическое, духовное и нравственное развитие подопечного ребенка без риска подвергнуть опасности его психику и физическое здоровье.
Решением Томского районного суда от 13.03.2017, вступившего в законную силу 21.04.2017 по административному делу № 2а-272/2017 по иску Васильевой Е.Н. к Администрации Томского района о признании незаконными актов проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, постановлений об отстранении от исполнения обязанности опекуна в отношении несовершеннолетних, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод путем отмены актов проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, постановлений об отстранении от исполнения обязанности опекуна в отношении несовершеннолетних установлены следующие обстоятельства, которые в силу ст. 61 ГПК РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом сделан вывод о несоответствии требованиям законодательства:
акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей от 28.05.2015 № 04-17/63 в отношении П.Д.М.;
акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей от (дата) (номер).1 в отношении Р.Р.М.;
Также судом установлено незаконность принятия постановления Администрации Томского района от 03.06.2015 № 239-К и от 03.06.2015 № 238-К, основанием для принятия которых, явились факты, изложенные в актах о 28.05.2015 № 04-17/63, № 04-17/63.1.
В обоснование выводов о незаконности принятий постановлений Администрацией Томского района об отстранении Васильевой Е.Н. от исполнения обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетних Р.Р.М. и П.Д.М. судом указано в т.ч. и на отсутствие вины Васильевой О.В. в отстранении ее от выполнения обязанностей опекуна.
С (дата) Васильева Е.Н. назначена опекуном несовершеннолетней Ш.Я., (дата) г.р. (постановление Администрации Томского района № 514-К от 26.12.2011).
Согласно бытовой характеристике Администрации Турунтаевского сельского поселения от 15.05.2015 Васильева Е.Н. проживает по месту регистрации с внучками Ш.Я., (дата).р., которой она является опекуном и П.С.М., (дата) г.р. (родной сестрой Я). Жилой дом Васильевой Е.Н. трехкомнатный, находится в хорошем состоянии, ухожен. В доме имеется все необходимое: спальные места-кровати, диван, шкафы для хранения одежды, два холодильника, два телевизор. Есть все необходимое для занятий и игр внучек. Отношения с детьми хорошие, доброжелательные. Имеется приусадебное хозяйство – обрабатывается земельный участок, держит дойных коз. Васильева Е.Н. характеризуется как хорошая хозяйка, заботливая бабушка. Не конфликтна. Жалоб со стороны соседей, жителей с. Турунтаево на Васильеву Е.Н. в администрацию не поступало.
В ходе судебного разбирательства стороной административного ответчика доводов относительно того, что Васильева Е.Н. ненадлежащим образом исполняет обязанности опекуна в отношении Ш.Я. не заявлено. Как указано представителем ответчика замечаний к опекуну Васильевой Е.Н. у отдела опеки и попечительства Томского района не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что основанием к отказу в установлении опеки над несовершеннолетней внучкой П.С.М. явились положения ч.3 ст. 146 СК РФ, а именно факт отмены ранее установленной опеки в отношении иных несовершеннолетних по вине Васильевой Е.Н., что признано судебным решением незаконным, суд считает, что отказ Администрации Томского района в установлении опеки является незаконным и не отвечает интересам несовершеннолетнего ребенка П.С.М., (дата) г.р.
Сгласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и сроки исполнения решения.
Таким образом, суд считает необходимым обязать Администрацию Томского района рассмотреть заявление об установлении опеки над несовершеннолетней П.С.М. (дата) года рождения с соблюдением требований, установленных законом. Установить срок исполнений решения - 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,
решил:
исковые требования Васильевой Е.Н. к Администрации Томского района об оспаривании решения, удовлетворить.
Признать письменный отказ администрации Томского района, изложенный в письме №02-655 от 29.12.2016, незаконным.
Обязать администрацию Томского района в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление Васильевой Е.Н. об установлении опеки над несовершеннолетней П.С.М. (дата) года рождения с соблюдением требований, установленных законом. Об исполнении решения суда сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы, в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления текста судебного решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Жданова