УИД 35RS0021-01-2019-000215-36
дело № 2-144/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тарногский Городок 30 августа 2019 года
Тарногский районный суд Вологодской области в составе судьи Еиной Н.Н.,
с участием представителя истца Рыжовой Н.Е.,
представителя ответчика ООО «Верхнекокшеньга» Филимонова Р.С.,
при секретаре Гусевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах к обществу с ограниченной ответственностью «Верхнекокшеньга» о признании бездействия незаконным и устранении нарушений требований санитарного законодательства,
установил:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Верхнекокшеньга» (далее ООО «Верхнекокшеньга») о признании бездействия незаконным и устранении нарушений требований санитарного законодательства.
В обоснование иска указали, что ответчик осуществляет деятельность по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной и иной продукции, а также другие сельскохозяйственные работы. Предприятие является источником выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников – РММ, автогаражи, котельная, склад ГСМ, ферма, свинарник.
В ходе проведения плановой проверки в 2013 года были выявлены многочисленные нарушения ответчиком требований санитарного законодательства, в частности:
- не обеспечено проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов фермы и свинарника (нарушение ст. 11,20 Закона № 52-ФЗ, п.5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01);
- постоянные рабочие места женщин на производственных объектах ООО «Верхнекокшеньга» не имеют санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса (нарушение ст.11,25 Закона № 52-ФЗ; п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96);
Отмечают, что ответчик привлекался к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, а должностное лицо ООО «Верхнекокшеньга» по ст. 8.2 КоАП РФ. По результатам проведенных внеплановых проверок в адрес ответчика неоднократно выносились предписания об устранении выявленных нарушений. Предписания в полном объеме не исполнены. За неисполнения предписаний ответчик привлекался к административной ответственности в 2014, 2015, 2017, 2018, 2019 г.г.
Просят суд признать бездействие ООО «Верхнекокшеньга», выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства незаконным, обязать СПК «Тарногский» в срок до 1 июня 2020 года:
- обеспечить проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне выбросов в соответствии со ст. 11,20 Закона № 52-ФЗ, п.5.1, п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01;
- на постоянные рабочие места женщин (ферма, свинарник) обеспечить наличие санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии со ст.11,25 Закона № 52-ФЗ; п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96.
Представитель истца территориального отдела Управления Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах Рыжова Н.Е.в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ООО «Верхнекокшеньга» Филимонов Р.С. исковые требования признал частично, пояснил, что на момент рассмотрения дела ООО «Верхнекокшеньга» не исполнено только требование по предписанию в части обеспечения проведения лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов фермы и свинарника (нарушение ст. 11,20 Закона № 52-ФЗ, п.5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01). В подтверждение исполнения предписания в остальной части представил протоколы измерений.
Заслушав участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст.1 закреплено, что санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст.11 ФЗ № 52).
Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также требования к воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях установлены ст. 20 указанного Федерального Закона. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 14 введены в действие СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Данные санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 4.2.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
При разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта (4.2.2).
В силу ст. 25 ФЗ № 52, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта (п. 5.1).
Целью СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» является предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учетом анатомо - физиологических особенностей их организма, сохранение здоровья работающих женщин на основе комплексной гигиенической оценки вредных факторов производственной среды и трудового процесса. В соответствии с п. 1.12 данных норм, постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.
В судебном заседании установлено, что факт нарушения изложенных правил и норм санитарного законодательства имеет место.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Верхнекокшеньга» является юридическим лицом, основной вид деятельности – выращивание однолетних культур, дополнительные – выращивание многолетних культур, животноводство, лесозаготовки и др.
Из акта плановой проверки № № от хх.хх.хххх г. следует и не оспаривается ответчиком, что ООО «Верхнекокшеньга» состоит из производственных участков: административное здание, производственная база (автогаражи, РММ, котельная, склад ГСМ), ферма, свинарник, зерносклад. Предприятие является источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников – РММ, автогаражи, котельная, склад ГСМ, ферма, свинарник. Кроме того, на предприятии работает <данные изъяты> женщин, постоянные рабочие места женщин не имеют санитарно-гигиенических паспортов.
По результатам плановой выездной проверки в период с 22.04.2013 г. по 26.04.2013 г. в отношении ООО «Верхнекокшеньга» вынесено постановление от хх.хх.хххх г. № № о привлечении общества к административной ответственности по ст.6.3. КоАП РФ и вынесено предписание от хх.хх.хххх г. № № по 11 пунктам об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в указанные в предписании сроки, крайний срок – 01.08.2014 г.
На момент внеплановой проверки 4 августа 2014 года установлено, предписание от 26.04.2013 г. было выполнено частично, не исполнены пункты 1, 2, 3, 4, 8, 10, 11 предписания не выполнены.
Постановлением и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № № от 28 августа 2014 года ООО «Верхнекокшеньга» привлечено к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ за невыполнение предписания № № от хх.хх.хххх г.
В отношении ООО «Верхнекокшеньга» вновь вынесено предписание от хх.хх.хххх г. № № об устранении нарушений в срок до 15.11.2015 г.
15 ноября 2015 г. вновь проведена внеплановая выездная проверка в отношении в отношении ООО «Верхнекокшеньга».
В акте внеплановой проверки от 4 декабря 2015 г. зафиксирован факт неисполнения ответчиком пунктов № № предписания от 4 августа 2014 г. № №.
По результатам проверки в отношении ответчика вынесено предписание № № от хх.хх.хххх г. об устранении выявленных нарушений в срок до 1 февраля 2017 г.
22 декабря 2015 г. ООО «Верхнекокшеньга» привлечено мировым судьей Вологодской области по судебному участку № № к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ за невыполнение предписания.
На момент внеплановой проверки 8 февраля 2017 г. (акт проверки от указанной даты) пункты 1, 2 предписания № № от хх.хх.хххх г. также не выполнены, что послужило основанием для привлечения ответчика к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (постановление по делу об административном правонарушении от 14 марта 2017 года).
Установлено, что вновь вынесенное в адрес ответчика предписание № № от хх.хх.хххх г. со сроком исполнения до 1 марта 2018 года ответчиком не исполнено, что явилось основанием для привлечения ответчика к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (постановление от 24.04.2018 г.). Также в адрес ООО «Верхнекокшеньга» вынесено предписание от 15.03.2018 г. со сроком исполнения до 1 марта 2019 года.
По результатам внеплановой проверки от 25.03.2019 г. на предмет исполнения предписания было установлено, что ответчиком не исполнены п. 1 и 2 предписания, а именно: не обеспечено проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов фермы и свинарника (нарушение ст. 11,20 Закона № 52-ФЗ, п.5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01); постоянные рабочие места женщин на производственных объектах ООО «Верхнекокшеньга» не имеют санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса (нарушение ст.11,25 Закона № 52-ФЗ; п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96).
хх.хх.хххх г. в отношении ответчика составлен протокол № № об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № № от 23 апреля 2019 года ООО «Верхнекокшеньга» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
На момент рассмотрения дела установлено, что частично указанные выше пункты предписания ответчиком исполнены, представлены карты специальной оценки условий труда. Ответчиком на момент рассмотрения дела не обеспечено проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов фермы и свинарника (нарушение ст. 11,20 Закона № 52-ФЗ, п.5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01).
При таких основаниях требования истца подлежат удовлетворению частично.
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от которой истец при подаче иска был освобожден, в размере, предусмотренном п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ. в сумме 6000 р..
Руководствуясь ст.ст.194–198ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» (░░░░ №, ░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ......), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░. 11,20 ░░░░░░ № 52-░░, ░.5.1 ░░░░░░ 2.1.6.1032-01).
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30.08.2019.
░░░░░ ░.░.░░░░