Дело № 2-147/2012г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2012 года г. Кемь Р.Карелия
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Рысьевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Г.А. к администрации Кемского городского поселения о признании права на выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости и обязании назначить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
Соколова Г.А. обратилась в суд с названными требованиями к администрации Кемского городского поселения по тем основаниям, что в период с 01.02.2007 по 05.03.2010 она занимала должность муниципальной службы - ведущего специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства в администрации Кемского городского поселения. 05.03.2010 она уволилась в связи с выходом на трудовую пенсию по старости. На момент выхода на трудовую пенсию по старости она имела стаж муниципальной службы 18 лет 7 месяцев. 20 февраля 2012 года она обратилась к Главе Кемского городского поселения с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. 21 февраля 2012 в назначении ей выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии отказано. Отказ мотивирован тем, что Решением Совета КГП от 04.06.2009 года № 36-1/187 отказано в утверждении «Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим администрации Кемского городского поселения, выборным должностным лицам Кемского городского поселения». Считает данный отказ незаконным, поскольку статьей 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 года № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», определено, что муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости и имеющим стаж муниципальной службы не менее 10 календарных лет у женщин, Уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования. Пунктом 4 статьи 42 Устава муниципального образования Кемского городского поселения предусмотрено право муниципальных служащих на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Из изложенного следует, что Уставом муниципального образования Кемского городского поселения для муниципальных служащих, вышедших на трудовую пенсию по старости, предусмотрены дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. На дату обращения в администрацию и по настоящее время должность муниципальной службы, муниципальную должность, государственную должность, должность государственной гражданской службы она не замещала и не замещает, за ней не сохранена заработная плата в соответствии со ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, полагает, что имеет право на назначение и выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты, не лишает муниципального служащего предусмотренного Уставом муниципального образования права на назначение ежемесячной доплаты и не может являться основанием для отказа в назначении ей указанной выплаты. Согласно части 2 статьи 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 года № 1107- ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Исходя из норм названного закона, принимая во внимание отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты, полагает, что расчет причитающейся ежемесячной доплаты следует производить исходя из 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Оклад по занимаемой ей должности муниципальной службы на момент увольнения в связи с выходом на пенсию составлял <данные изъяты> рублей. С 01.01.2012 муниципальным служащим, занимающим должности муниципальной службы в администрации КГП повышены оклады в 1,1 раза, следовательно, оклад по занимаемой ей должности муниципальной службы с 01.01.2012 составляет <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, просит признать за ней право на назначение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости с 20.02.2012, а также обязать администрацию Кемского городского поселения назначить ей ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей
Истец Соколова Г.А. в судебном заседании пояснила, что ей с 21.04.2012 года назначена доплата к пенсии в размере <данные изъяты> руб., исходя из 36% оклада. В связи с чем изменила исковые требования, просила обязать ответчика назначить доплату к пенсии с 20.02.2012 года в размере <данные изъяты> руб. и взыскать с ответчика указанную доплату за 2 месяца за период с 20.02.2012 г. по 20.04.2012 года в сумме <данные изъяты> рублей. Истец пояснила, что Совет Кемского городского поселения принял Положение о порядке назначения доплаты, исходя из 36% от оклада для нее, поэтому от исковых требований об обязании администрации Кемского городского поселения назначить ей ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости с 21.04.2012 года в размере <данные изъяты> рублей она отказывается. Считает, что, поскольку Положение о порядке назначения доплаты на 20.02.2012 года еще не было принято Советом Кемского городского поселения, то она имеет право на назначение и выплату требуемой ей доплаты в размере 80% от оклада с учетом Северной надбавки и районного коэффициента.
Представитель ответчика - администрации Кемского городского поселения по доверенности Грушина Н.С. в судебном заседании измененные исковые требования не признала, не возражала против принятия отказа истца от иска в части и поддержала представленный отзыв, из которого следует, что согласно ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107 ЗРК «О муниципальной службе в Республики Карелия» муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости и имеющим стаж муниципальной службы 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости.
По методу правового регулирования эта норма является диспозитивной и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению. Данный метод правового регулирования законодательством закреплен в целях соблюдения прав органов местного самоуправления на самостоятельное определение объема расходов средств местного бюджета. Следовательно, доплата выплачивается не в обязательном порядке, а только тогда, когда Уставом муниципального образования предусмотрена ее выплата, а также размер, порядок и условия ее выплаты, в зависимости от финансовых возможностей местного бюджета.
Уставом муниципального образования Кемского городского поселения данный вопрос не урегулирован, содержится лишь пункт, предусматривающий пенсионное обеспечение за выслугу лет. В соответствии с ч. 5 ст. 11 ЗРК № 1107 - порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования. Следовательно, администрация Кемского городского поселения не наделена полномочиями и не имеет права без принятия Советом Кемского городского поселения соответствующего порядка, регламентирующего условия, порядок и конкретный размер выплаты, устанавливать доплату.
В связи с тяжелым финансовым положением Совет Кемского городского поселения отказал в утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим администрации Кемского городского поселения, выборным должностным лицам Кемского городского поселения (Решение Совета Кемского городского поселения от 04.06.2009 № 36-1/187). В связи, с чем оснований для выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в настоящее время не имеется.
27.03.2012 администрацией Кемского городского поселения данное Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости инвалидности муниципальным служащим администрации Кемского городского поселения, выборным должностным лицам Кемского городского поселения было вновь вынесено на сессию Совета Кемского городского поселения, однако Совет вновь его не утвердил, в связи с необходимостью доработки, а именно пересчета размеров доплаты.
В настоящее время администрацией Кемского городского поселения разработано новое Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (инвалидности) муниципальным служащим органов местного самоуправления Кемского городского поселения, выборным должностным лицам местного самоуправления, которое будет вынесено на сессию Совета Кемского городского поселения 19.04.2012.
Дополнительно Грушина Н.С. пояснила, что, так как Совет Кемского городского поселения на 20.02.2012 года еще не принял Положение о порядке начисления доплаты, то администрация не могла начислить данную надбавку. На 20.02.2012 года в отношении истца для назначения требуемой надбавки все условия были соблюдены, не было принято только Положение. Сейчас истцу назначена доплата с 21.04.2012 года в размере 36% от оклада. Положение о порядке назначения доплаты было принято Советом Кемского городского поселения 19.04.2012 года и вступило в законную силу 20.04.2012 года. Оно принято в том же объеме, что и ранее представленный суду проекта, только исключили главу № 3, которая истца не касается.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы настоящего гражданского дела, полагает измененные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения администрации Кемского городского поселения от 01.02.2007 № 8-р л/с Соколова Г.А. 01 февраля 2007 года принята на муниципальную службу на должность ведущего специалиста отдела жилищно - коммунального хозяйства (запись в трудовой книжке № 24) (л.д. 15).
05 марта 2010 года трудовой договор с Соколовой Г.А. расторгнут в соответствии с п. 3 части 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (распоряжение от 03.03.2010 № 13-р л/с).
20 февраля 2012 года Соколова Г.А. обратилась в администрацию Кемского городского поселения с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к назначенной в соответствии с законодательством РФ трудовой пенсии (л.д.7-8).
В адрес истца поступил ответ на заявление от 21.02.2012 г. № 396/1.14 (л.д. 7), из которого следует, что в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107 ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» основанием для выплаты ежемесячной доплаты является порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты, установленный представительным органом муниципального образования. Решением Совета Кемского городского поселения от 04.06.2009 № 36-1/187 было отказано в утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим администрации Кемского городского поселения, выборным должностным лицам Кемского городского поселения.
В соответствии со справкой Главы администрации Кемского городского поселения № 507/1.14 от 16.03.2012 Соколова Г.А. с 01.02.2007 по 05.03.2010 проходила муниципальную службу в должности ведущего специалиста администрации Кемского городского поселения (стаж муниципальной службы составляет 3 года 01 месяц 04 дня).
Согласно справке и.о. главы администрации Кемского муниципального района № 04/126 от 16.03.2012 г. (л.д. 9) стаж муниципальной службы Соколовой Г.А. составляет 15 лет 5 месяцев 29 дней. Периоды, которые включены в стаж муниципальной службы: с 02.08.1991 по 19.11.1995 - инспектор жилищно-коммунального отдела исполкома Кемского городского Совета народных депутатов (мэрии г. Кеми) (распоряжение о приеме № 31-р л/с от 02.08.1991); с 20.11.1995 по 31.01.2007 - специалист 1 категории, ведущий специалист) комитета по капитальному строительству, ремонту и жилищно- коммунальному хозяйству администрации самоуправления г. Кеми и района (администрации Кемского муниципального района) (распоряжение об увольнении № 23-р л/с от 29.01.2007).
В соответствии со справкой отдела бухгалтерского учета администрации Кемского муниципального района (л.д. 11), оклад ведущего специалиста отдела ЖКХ администрации Кемского городского поселения Соколовой Г.А. на момент увольнения 05.03.2010 составил <данные изъяты> рублей. Согласно распоряжения № 2-р от 10.01.2012 «Об увеличении размера должностных окладов и надбавок за классный чин муниципальных служащих» оклад ведущего специалиста ЖКХ с 01.01.2012 составил <данные изъяты> рублей.
Порядок предоставления гарантий муниципальным служащим установлен статьей 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 года № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», а также пунктом 4 ст. 42 Устава Кемского городского поселения (л.д. 30), где, в частности, указано, что муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (л.д. 30).
Решением Совета Кемского городского поселения от 04.06.2009 № 36-1/187 в связи с неблагоприятным финансовым положением Кемского городского поселения в утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим администрации Кемского городского поселения, выборным должностным лицам Кемского городского поселения отказано. Решением Совета Кемского городского поселения от 27.03.12 № 26-2/149 в утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим администрации Кемского городского поселения, выборным должностным лицам Кемского городского поселения вновь отказано, в связи с необходимостью доработки, а именно пересчета размеров доплаты.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Аналогичная норма содержится в пункте 5 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-Ф3.
В соответствии с п.2 ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года № 25, Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона РК от 24.07.2007 г. № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования (части 1,2,5 ст. 11).
Таким образом, судом установлено, что на момент обращения истца в Кемское городское поселение (20 февраля 2012 г.) с заявлением об установлении истцу ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, представительным органом Кемского городского поселения - Советом Кемского городского поселения не было утверждено Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим администрации Кемского городского поселения, выборным должностным лицам Кемского городского поселения, то есть у ответчика отсутствовали основания для назначения и выплаты истцу указанной доплаты. Поскольку приведенными выше нормами права предусмотрена возможность назначения указанной доплаты органами местного самоуправления в отношении муниципальных служащих, но не установлена обязанность назначения требуемой доплаты, суд признает действия ответчика по отказу в назначении требуемой истцом доплаты правомерными.
Судом установлено и подтверждается показаниями истца, представителя ответчика и копией уведомления № 1 от 02 мая 2012 года администрации Кемского городского поселения, что Положение о порядке назначения доплаты принято Советом Кемского городского поселения 19.04.2012 года, вступило в законную силу 20.04.2012 года и истцу установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости с 21.04.2012 года в размере 36% от оклада - <данные изъяты> руб.
На основании изложенного суд считает, что требования истца о признании за ней права на назначение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости с 20.02.2012 года, обязании назначить ежемесячную доплату в размере <данные изъяты> рублей и взыскании ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за период с 20.02.2012 г. по 20.04.2012 года в размере <данные изъяты> рублей не подлежат удовлетворению.
Суд принимает заявленный истцом отказ от иска в части обязания администрации Кемского городского поселения назначить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости с 21.04.2012 года в размере <данные изъяты> рублей и прекращает производство по делу в данной части, учитывая, что при установленных судом обстоятельствах такое признание иска не нарушает прав и законных интересов сторон по делу и иных лиц, а также то, что истцу разъяснены и понятны последствия принятия судом отказа от иска, предусмотренные статьями 220 и 221 ГПК РФ.
Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Соколовой Г.А. к администрации Кемского городского поселения о признании за ней права на назначение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости с 20.02.2012 года, обязании назначить ежемесячную доплату в размере <данные изъяты> рублей и взыскании ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за период с 20.02.2012 г. по 20.04.2012 года в размере <данные изъяты> рублей - отказать.
Принять отказ Соколовой Г.А. от иска в части обязания администрации Кемского городского поселения назначить ей ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости с 21.04.2012 года в размере <данные изъяты> рублей и производство по делу в указанной части - прекратить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С.Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 10 мая 2012 года.