РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2014 года г.о. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В., с участием представителя истца Меркулова А.В., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, при секретаре Гасымове В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1136/14 по заявлению Третьякова Алексея Владимировича о признании незаконными действий Управления Росреестра по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Третьяков А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) по отказу в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение.
В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилое помещение - комнату, расположенную по адресу: <адрес> приложив к заявлению все необходимые документы, однако сообщением от ДД.ММ.ГГГГ в проведении государственной регистрации права собственности ему было отказано, причиной отказа государственный регистратор указал непредставление на государственную регистрацию необходимых в соответствии с ФЗ РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документов.
Ссылаясь на то, что указанный отказ нарушает его права, просил признать его незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя Меркулов А.А., полностью поддержал заявление.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.
Третьи лица – администрация муниципального района Ставропольский Самарской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание представителей не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя заявителя, суд не находит оснований к удовлетворению заявления.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную Законом о регистрации.
В силу п. 1 ст. 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Пунктом 2 ст. 4 Закона о регистрации установлено, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона о регистрации.
При этом, в силу п. 2 ст. 6 указанного Федерального закона государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (абз. 3 п. 2 ст. 13 Закона о регистрации).
В статье 20 ФЗ РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) приведены правовые основания для отказа в государственной регистрации прав.
Так, согласно абзацу десятому указанной федеральной нормы в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Третьяков А.В., обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на комнату, расположенную по адресу: <адрес>
К заявлению были приложены следующие документы: кадастровый паспорт помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выданный филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, распоряжение администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, в котором указано, что в реестр муниципальной собственности включено жилое здание, расположенное по адресу: <адрес>
В связи с отсутствием надлежащих документов, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации заявителю выдано сообщение об отказе в государственной регистрации по следующим причинам:
-документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
-не представлены документы, необходимые в соответствии с законодательством, для государственной регистрации.
Согласно сведений ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, за муниципальным образованием муниципальный район Ставропольский Самарской области зарегистрировано право собственности на здание общежития № расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
В качестве документа, содержащего технические характеристики вышеуказанного жилого помещения, представлен кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым помещению присвоен статус комнаты. Данная комната расположена в здании с кадастровым номером №
Однако в ЕГРП отсутствуют зарегистрированные права на объект с кадастровым номером №
При таких обстоятельствах, государственный регистратор пришел к правильному выводу о том, что из представленных документов невозможно однозначно установить, что комната, права на которую заявлены к регистрации, расположена в здании, права на которые зарегистрированы в ЕГРП за Муниципальным образованием муниципальный район Ставропольский Самарской области
Также государственный регистратор пришел к правильному выводу о том, что имеются расхождения в части кадастрового номера здания, в котором расположено помещение объекта недвижимости.
В соответствии с п. 26, 27, 28, 67 Правил ведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 219 от 28.02.1998, образование объекта недвижимости в результате реконструкции ранее существовавших объектов недвижимости в ЕГРП осуществляется путем внесения соответствующей записи о ликвидации ранее существовавшего объекта и записей о вновь образуемых объектах недвижимости.
На основании п. 8 Инструкции о порядке заполнения и выдаче свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 18.09.2003 г. N 226, графа "Объект права" содержит краткое описание объекта недвижимости согласно пунктам 28 - 35 Правил ведения ЕГРП (адрес, наименование, назначение, площадь, этажность, инвентарный номер и т.д.).
В графу "Кадастровый (или условный) номер" вносится номер объекта недвижимости, который должен соответствовать кадастровому или условному номеру, указанному в соответствующем разделе Единого государственного реестра прав.
Исходя из анализа вышеуказанных норм при регистрации права собственности на комнату в здании, право на которое зарегистрировано в ЕГРП, регистрируется новое право с прекращением предыдущей регистрационной записи.
Однако, предыдущим правообладателем заявление о прекращении права на здание не подано.
Поскольку, отказывая Третьякову А.В. в государственной регистрации права собственности на жилое помещение - комнату, Управление Росреестра по Самарской области действовало в рамках своих полномочий, порядок принятия решения соблюден, содержание оспариваемого решения соответствует требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", оснований к удовлетворению заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 255, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Третьякова Алексея Владимировича о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в части отказа в государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, возложении обязанности произвести государственную регистрацию перехода права собственности на указанное помещение – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Судья –
Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2014 года.