Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2500/2017 ~ М-2346/2017 от 11.08.2017

2-2500/2017

Заочное решение

Именем Российской Федерации

04 декабря 2017 года г. Оренбург

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Батищевой Н.И.,

при секретаре Фирсовой А.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева А.Н.,

представителя истца Пестовой Л.Н., действующей на основании доверенности от 16.02.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Оренбурга к Мельникову Александру Михайловичу, Мельниковой Ольге Николаевне, Мельникову Александру Александровичу, Мельниковой Екатерине Александровне, Грушко Фриде Федоровне о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилые помещения, и выселении из жилого помещения,

Установил.

Администрация города Оренбурга обратилась в суд с иском к ответчикам об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем предоставления другого жилого помещения, указывая, что собственниками жилого помещения, общей площадью 50,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, являются Мельников А.М., Мельникова О.Н., Мельников А.А., Мельникова Е.А. и Грушко Ф.Ф.

Заключением межведомственной комиссии от 10 ноября 2011 года № 261, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с постановлением администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 года №788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанную адресную программу.

Письмом администрации г. Оренбурга от 18 апреля 2016 года №1-3/1948 ответчикам было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в разумный срок.

В связи с тем, что ответчики в установленный срок не осуществили снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года №1910-п «Об изъятии земельного участка, с кадастровым номером и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии данного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Между сторонами было достигнуто соглашение на предоставление ответчику другого жилого помещения на условиях договора мены взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

Условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполняются.

Просили суд изъять для муниципальных нужд у Мельникова А.М., Мельниковой О.Н., Мельникова А.А., Мельниковой Е.А. и Грушко Ф.Ф. жилое помещение, общей площадью 50,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.     

Предоставить в собственность Мельникова А.М., Мельниковой О.Н., Мельникова А.А., Мельниковой Е.А. и Грушко Ф.Ф. жилое помещение, общей площадью 56,00 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Выселить Мельникова А.М., Мельникову О.Н., Мельникова А.А., Мельникову Е.А. и Грушко Ф.Ф. из жилого помещения, общей площадью 44,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе судебного разбирательства истец изменил исковые требования:

просит прекратить право собственности Мельникова А.М., Мельниковой О.Н., Мельникова А.А., Мельниковой Е.А. и Грушко Ф.Ф. по 1/5 доли за каждым на жилое помещение, общей площадью 50,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,

признать за МО <адрес> право собственности на жилое помещение, общей площадью 50,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>,

признать право собственности Мельникова А.М., Мельниковой О.Н., Мельникова А.А., Мельниковой Е.А. и Грушко Ф.Ф. по 1/5 доли за каждым на жилое помещение, общей площадью 56,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,

выселить Мельникова А.М., Мельникову О.Н., Мельникова А.А., Мельникову Е.А. и Грушко Ф.Ф. из жилого помещения по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н. измененные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении. Пояснила, что на данный момент собственником аварийного жилого помещения является Мельников В.М. - брат Мельникова А.М. Все бывшие собственники в квартире <адрес>, не проживают. Признала, что порядок, предусмотренный ст. 32 ГПК РФ, администрацией не соблюден, в том числе соглашения ни с бывшими собственниками квартиры (ответчиками по делу), ни с Мельниковым В.М. не достигнуто. Сведений из ЕГРП на изымаемую квартиру у истца нет.

Ответчики Мельников А.М., Мельникова О.Н., Мельников А.А., Мельникова Е.А., Грушко Ф.Ф. в судебное заседание не явились.

Судом принимались меры к извещению ответчиков путем направления заказной корреспонденции по их адресу проживания, указанному в исковом заявлении и других материалах дела: <адрес>.

Почтовая корреспонденция, направленная по указанному адресу, неоднократно возвращалась в суд с отметкой «истек срок хранения».

Применительно к п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 234, и ч. 2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует вышеназванное сообщение оператора почтовой связи, следует считать извещением о слушании дела.

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», в силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Суд выполнил процессуальную обязанность, предусмотренную ч. 1 ст. 113 ГПК РФ по вызову лиц, участвующих в деле, при этом ответчики не обеспечили получение судебной повестки в почтовом отделении связи.

Поскольку ответчики уклоняются от получения судебных повесток, вследствие чего злоупотребляют своим правом на судебную защиту, суд считает их надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании разрешался вопрос о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Согласно части 1 статьи 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Учитывая, что суд считает ответчиков надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства, поскольку доказательства уважительности причин неявки и заявление о рассмотрении дела в их отсутствие ответчики суду не представили.

Помощник прокурора Стахиев А.Н. в заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга не подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае администрацией не выполнен порядок обеспечения прав собственников жилого помещения, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ. Кроме того, отсутствуют сведения о том, кому принадлежит аварийное жилое помещение на данный момент.

Заслушав пояснение представителя истца, заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования администрации г. Оренбурга не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).

<данные изъяты>

В соответствии с п. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

На основании п. 9 вышеуказанной статьи, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 11, 12 ст. 32 ЖК РФ в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома.

В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника

Администрацией г. Оренбурга не соблюдены условия и порядок обеспечения жилищных прав собственников жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ и указаниями, изложенными в вышеуказанном Пленуме Верховного Суда РФ.

Истцом не представлены доказательства регистрации права собственностина изымаемую квартиру.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела (договором на передачу квартиры в собственность № 4-6882 от 26 сентября 1998 года), что жилое помещение, общей площадью 50,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, было передано в долевую собственность Мельникова А.М., Котельниковой О.Н., Мельникову А.А., Мельниковой Е.А., Грушко Ф.Ф. по 1/5 доли каждому.

Согласно поквартирной карточке в указанной квартире никто не зарегистрирован.

Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> литер ББ1 от 10 ноября 2011 № 261 следует, что указанный дом является 3-х квартирным, площадь дома 114,10 кв.м., дом одноэтажный, материал стен кирпич, перекрытия деревянные, кровля шиферная, оборудован электроснабжением, печным отоплением, износ на 23 декабря 1999 года составил 70%.

По заключению межведомственной комиссии от 10 ноября 2011 № 261, следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> литер ББ1, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013 - 2017 годы».

Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 01.01.2012, расположенного на территории муниципального образования «город Оренбург»;

- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

В рамках реализации Программы решается основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Срок реализации Программы - с 2013 по 01.09.2017.

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.

Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в данную программу.

Письмом администрации г. Оренбурга от 18 апреля 2016 года №1-3/1948 ответчику Мельникову В.М. было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> литер ББ1, в разумный срок.

В указанном требовании в нарушении действующего законодательства не был установлен какой-либо разумный срок (не менее 6 месяцев) для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома.

Доказательства получения указанного требования ответчиком Мельниковым В.М. и направления требования в адрес остальных собственников аварийного жилого помещения в материалах дела отсутствуют.

Постановлением администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года №1910-п «Об изъятии земельного участка, с кадастровым номером и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка по <адрес> для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Уведомления об изъятии у ответчиков занимаемой квартиры в нарушение действующего законодательства не направлялось.

Какого-либо соглашения между администрацией и собственниками квартиры о способе обеспечения жилищных прав при изъятии жилого помещения не достигнуто. В материалах дела имеется копия соглашения без даты о предоставлении Мельникову А.М., Мельниковой О.Н., Мельникову А.А., Мельниковой Е.А. и Грушко Ф.Ф. жилого помещения по договору мены. Однако ответчиками данное соглашение не подписано, указаны только их фамилии.

Таким образом, собственики не выбрали способ обеспечения их жилищных прав, в том числе путем предоставления другого равнозначного жилого помещения.

Кроме того, сведения о новом собственнике квартиры <адрес>, а также о соблюдении его жилищных прав при изъятии земельного участка истцом не представлено

Из разрешения на ввод в эксплуатацию от 14 декабря 2016 года следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома расположенного, на земельном участке с кадастровым номером .

Распоряжением № 5494-р от 22 декабря 2016 года вышеназванному жилому дому присвоен адрес: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРП предлагаемая ответчикам квартира, общей площадью 56,0 кв.м., расположена по адресу: <адрес>.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем, чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.

Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается представителем истца, что процедура изъятия жилого помещения, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом не соблюдена, с ответчиками не достигнуто соглашения, отсутствуют сведения о новом собственнике аварийного жилого помещения, с которым также не заключено соглашение о выборе способа обеспечения жилищных прав, поэтому требования администрации г. Оренбурга не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил.

Исковые требования администрации г.Оренбурга к Мельникову Александру Михайловичу, Мельниковой Ольге Николаевне, Мельникову Александру Александровичу, Мельниковой Екатерине Александровне, Грушко Фриде Федоровне о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилые помещения, и выселении из жилого помещения оставить без удовлетворения.

    Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

    Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено 08 декабря 2017 года.

Судья Батищева Н.И.

2-2500/2017 ~ М-2346/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Промышленного р-на г. Оренбурга
Администрация города Оренбурга
Ответчики
Грушко Фрида Федоровна
Мельников Александр Александрович
Мельникова Екатерина Александровна
Мельникова Ольга Николаевна
Мельников Александр Михайлович
Суд
Промышленный районный суд г. Оренбурга
Судья
Батищева Надежда Ивановна
Дело на странице суда
promyshleny--orb.sudrf.ru
11.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2017Передача материалов судье
14.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.10.2017Предварительное судебное заседание
24.11.2017Судебное заседание
04.12.2017Судебное заседание
08.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2017Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
12.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2017Копия заочного решения возвратилась невручённой
25.01.2018Дело оформлено
23.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее