2-701/084-2020
46RS0011-01-2020-000920-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2020 года г. Курск
Курский районный суд Курской области в составе:
Председательствующего судьи Бабкиной О.С.,
при секретаре Гринь Е.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика администрации Курского района Курской области ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Курского района Курской области о признании права на перераспределение земельного участка и обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 (далее - истец) обратилась в суд с вышеупомянутым иском, мотивируя тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Шумаковский сельсовет <адрес>, площадью 333 кв.м., и по ее заявлению, главой администрации Шумаковского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 1552 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> Шумаковский сельсовет <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка, площадью 333 кв.м, с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности истцу, и землями не разграниченной государственной собственностью из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ перераспределенный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет (номер записи №) и которому присвоен кадастровый №. С целью заключить соглашение о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером №, она обратилась в администрацию <адрес>, письмом которой от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в заключении такого соглашения. В обоснование решения, ответчик указал, что образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключение случаев перераспределения земельных участков, в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ. Также, было указано, что в нарушение требований п.п.3 п.9 статьи 39.29 ЗК РФ на испрашиваемом истцом земельном участке, согласно публичной кадастровой карте, расположены объекты недвижимости. Считая доводы ответчика необоснованными, полагаясь на нормы ст.8 ГК РФ, ст.11.9 ЗК РФ, ч.1 ст.39.1 ЗК РФ, п.п.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ, п.п.2,3 ст.39.28 ЗК РФ, п.9 ст.39.29 ЗК РФ, ст.39.36 ЗК РФ, просила признать за ней право на перераспределение земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 1552 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> Шумаковский сельсовет <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка площадью 333 кв.м, с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности истцу, и землями не разграниченной государственной собственностью из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства; обязать администрацию Курского района Курской области заключить соглашение о перераспределении земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 1552 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка площадью 333 кв.м, с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности истцу ФИО1, и землями не разграниченной государственной собственностью из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Истец ФИО1 в суде поддержала иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила его полностью удовлетворить. Пояснила, что, считая отказ администрации Курского района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, она его в установленные законом сроки и порядке не оспаривала. Земельный участок площадью 1552 кв.м. ей необходим для ведения личного подсобного хозяйства. При этом не отрицала, что на земельном участке действительно имеется туалет.
Представитель ответчика - администрации Курского района Курской области ФИО3 в суде иск не признал, пояснив, что истец, в силу закона, имеет право на перераспределение земель, но действиями ответчика такое право истца не нарушено. Отказ администрации, принятый два года назад, истцом обжалован не был. Полагал, что ФИО1 не лишена права вновь обратиться в администрацию за разрешением данного вопроса и, получив на него ответ, оспаривать, в случае несогласия, в установленном законом административном судопроизводстве порядке. В настоящее время сроки для судебного контроля за правомерностью действий администрации от ДД.ММ.ГГГГ. истекли.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Шумаковского сельсовета Курского района Курской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд в известность не поставил.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 333 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., запись в ЕГРН №.
Основанием возникновения права собственности истца ФИО1 на земельный участок стал договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Она же, согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., является собственником жилого дома площадью 34,5 кв.м., расположенного на данном земельном участке, о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права от №., запись в ЕГРН №.
Постановлением администрации Шумаковского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам рассмотрения заявления ФИО1, была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель - земли населенных пунктов общей площадью 1552 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка площадью 333 кв.м, с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности ФИО1, и землями не разграниченной государственной собственностью из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
В ноябре 2018 г. ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, площадью 333 кв.м., принадлежащего истцу на праве собственности, и образовавшегося в результате перераспределения, государственная собственность на который не разграничена площадью 1552 кв.м., с кадастровым номером №.
Письмом ответчика за № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были разъяснены нормы действующего земельного законодательства, в соответствии с которыми, такое перераспределение возможно, в случае образования самостоятельного земельного участка без нарушений требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков согласно п.п.1,4 п.1 ст.39.28 ЗК РФ.
Было также указано, что подтверждением существования земельного участка площадью 1219 кв.м., с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, в данной территориально зоне (зона жилой застройки), как самостоятельного объекта недвижимости, являются Правила землепользования и застройки МО «Шумаковский сельсовет» Курского района Курской области.
Кроме того, истец была проинформирована о том, что по сведениям публичной кадастровой карты, являющейся официальным сайтом Росреестра, на испрашиваемом земельном участке, образуемом в результате перераспределения, расположены объекты недвижимости, документы о праве собственности на которые, ею представлены не были.
Сама истец не отрицала, что на земельном участке расположен туалет и складированы строительные материалы, подтверждением чему являются представленные ею же фотографии.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Истец обратилась в суд с иском о признании за ней права на перераспределение земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и одновременно заявила требование обязать администрацию Курского района Курской области заключить соглашение о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером №.
При этом, основания перераспределения земельных участков установлены п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
В соответствии со статьями 11.2, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является способом образования нового земельного участка. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Истец обосновала свое право ссылкой на подп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, и наличием вышеназванного постановления главы администрации Шумаковского сельсовета Курского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанной норме перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения необходимо установить наличие одновременно трех условий:
1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) не должно быть вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
Между тем, как следует из ответа администрации, на испрашиваемом земельном участке располагается объект капитального строительства.
При этом наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ обстоятельств.
Исходя из смысла п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подп. 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подп. 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подп. 1 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Основания для отказа в перераспределении предусмотрены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и являются исчерпывающими.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Письмом администрации Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земель по ее заявлению. Данное решение ДД.ММ.ГГГГ истцом в установленном кодексом административного судопроизводства порядке не оспорено. Таких требований не заявлено истцом и в рамках настоящего гражданского дела.
В связи с завершением процедуры рассмотрения заявления истца и вынесением итогового решения в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствием спора о законности отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, заявления иных граждан на перераспределение, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности заключить соглашение о перераспределении земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель земли населенных пунктов общей площадью 1552 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка площадью 333 кв.м, с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности истцу ФИО1, и землями не разграниченной государственной собственностью из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований в этой части суд отказывает.
Согласно подпункту 3 пункту 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из положения пункта 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Также из положения пункта 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из смысла вышеназванных правовых норм следует, что у истца имеется право на перераспределение земель, и в этой части исковые требования ФИО1 о признании права на перераспределение земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель - земли населенных пунктов общей площадью 1552 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка площадью 333 кв.м, с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности истцу, и землями не разграниченной государственной собственностью из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к администрации Курского района Курской области - удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на перераспределение земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель - земли населенных пунктов общей площадью 1552 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка площадью 333 кв.м, с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности истцу, и землями не разграниченной государственной собственностью из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Курский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, которое будет изготовлено судом 12 октября 2020 г.
Председательствующий -
Судья (подпись) О.С. Бабкина