Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-454/2020 (2-3721/2019;) ~ М-3170/2019 от 06.12.2019

Дело № 2 – 454/2020

УИД 24RS0024-01-2019-004269-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2020 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Блошкиной А.М.,

при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чигаевой Л.К. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске Красноярского края (межрайонное) о перерасчете размера пенсии, обязании включить в стаж периоды работы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Чигаева Л.К. обратилась в суд с исковым заявлением к УПФР в г. Канске Красноярского края (межрайонное) о перерасчете размера пенсии, обязании включить в стаж периоды работы, компенсации морального вреда по факту ухудшения состояния её здоровья от действий ответчика, по тексту которого, по обстоятельствам, в нем изложенным, просит суд обязать ответчика произвести полный перерасчет пенсии, включив в стаж периоды её работы в должности фотографа с 03.01.1992 г. по 10.02.2000 г. в МП «Малышок» (ТОО «Луч»), взыскав в счет компенсации морального вреда в ответчика 100 000 рублей.

В судебном заседании истец Чигаева Л.К. исковые требования поддержала в полном объеме, полагала, что ответчик незаконно отказывается произвести перерасчет пенсии с учетом имеющихся записей в трудовой книжке, из-за постоянных разбирательств с пенсионным органом у неё значительно ухудшилось здоровье, перенесла операцию на сердце, в связи с чем требования компенсации морального вреда также просит удовлетворить в полном объеме

Представители ответчика УПФР в Канске Красноярского края (межрайонное) Ларионова Е.В., Сырковашина Л.Ю. (на основании доверенностей) в судебном заседании также участия не принимали, будучи извещенными надлежащим образом, ранее иск не признали, полагая, что требования истца безосновательны, о чем также представили письменные возражения, которыми иск не признали с указанием на конкретные обстоятельства.

Представитель третьего лица по делу - КГБУЗ «Канская МБ» в судебном заседании участия не принимал, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте его проведения, дело просили рассмотреть в свое отсутствие.

Принимавший участие в судебном заседании ст.помощник Канского межрайонного прокурора Здоровова Г.С. в части требований истца о компенсации ей морального вреда по факту причинения вреда здоровью от действий ответчика, полагала их не подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения дела факт ухудшения здоровья истца от действий пенсионного органа своего подтверждения не нашел.

Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, и, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Государственные пенсии устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39).

Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений п. 3 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Исходя из ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе. Данное положение также содержится в ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Аналогичное положение содержится в ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующего с 01.01.2015 года) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу пп. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статей 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ при установлении ему трудовой пенсии.

В силу п. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 года № 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Согласно п.п.8 ст. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», где разъясняется, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.

В настоящее время, в связи с изменением порядка определения размера страховой пенсии по старости указанный перечень предусмотрен Приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных услуг, положения п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа - документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания (ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

Согласно п. п. 48, 49 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. приказом Министерства труда и социального развития РФ от 17.11.2014 г.а № 884н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда РФ.

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.

Аналогичные положения содержались в пункте 28 Правил обращения за пенсией, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 17/19пб, и утративших силу с 01.01.2015 года. По смыслу закона, эти Правила не ущемляют пенсионные права граждан, напротив, закрепленный в указанной норме срок, с которого производится перерасчет пенсии в сторону увеличения, как и возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о ее перерасчете, обеспечивают им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за перерасчетом пенсии.

На основании Федерального закона от 28.12.2017 № 420-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «О страховых пенсиях»», внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии» с 01.01.2018 года размер фиксированной выплаты к пенсии по старости установлен в сумме 4 982,90 руб. Также, с 01 января 2010 г., согласно ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусматривается установление федеральной социальной доплаты к пенсии (ФСД), чья общая сумма материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, с 22.09.2006 г. истцу Чигаевой Л.К. назначены и выплачивается пенсия по старости в соответствии с действующим законодательством, при этом, размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется согласно ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По материалам пенсионного дела Чигаевой Л.К., её общий трудовой стаж составляет 22 года 3 месяца и 18 дней, что соответствует стажевому коэффициенту 0,57%, в расчет была взята заработная плата, представленная за 60 месяцев подряд – с 09.1979 г. по 09.1985 г., пенсия истцу назначена и выплачивается в соответствии с требованиями закона, с учетом индексов роста пенсий, а также с учетом установленной ФСД (Федеральной социальной доплатой). Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также руководствуясь приведенными положениями закона суд полагает, что требование истца о перерасчете размера пенсии, являются необоснованным по следующим основаниям.

При назначении истцу соответствующей пенсии Пенсионный фонд располагал всеми необходимыми документами для принятия положительного решения о назначении. В дальнейшем перерасчет размера пенсии был связан с получением дополнительных сведений о заработной плате истца, право на перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер. При этом, Пенсионному фонду должны быть предоставлены документы, свидетельствующие о наличии оснований для перерасчета.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что расчет пенсии при ее назначении впервые был произведен ответчиком на основании представленных Чигаевой Л.К. документов.

Перерасчет размера назначенной пенсии производится в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства с первого числа месяца, следующего за месяцев, в котором последовало обращение, заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ч. 2 ст. 23 указанного Федерального закона).

Из материалов дела следует, что с заявлением о перерасчете размера пенсии истец не обращалась, без обращения пенсионера с соответствующим заявлением перерасчет его пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может, поэтому предусмотренных законом условий для перерасчета размера страховой пенсии за период с 15.10.1993 г. по 10.02.2000 г., с учетом представленных истцом в обоснование этого данных и документов, у суда не имеется.

Доводы истца о том, что изначально расчет пенсии был произведен неверно, суд считает не состоятельными, поскольку обязанность по представлению документов, необходимых для назначения пенсии, законом возложена на лицо, претендующее на назначение пенсии. При обращении за назначением пенсии по старости в 2006 г., истица сама просила период работы с 03.01.1992 г. по 01.02.2000 г. не брать в расчет трудового стажа, с отметкой о том, что она ознакомлена с правилом перерасчета со следующего месяца, что подтверждается личной подписью Чигаевой. К. от 31.10.2006 г. по тексту заявления о назначении пенсии, при подаче уточняющей справки от 31.10.2006 г. Суд, с учетом данных обстоятельств, согласен с доводом ответчика относительно того, что Справка о страховом стаже № 70 от 09.06.2005 г., предоставленная Чигаевой Л.К. в материалы дела, по которой её страховой стаж составил 28 л. 06 мес. 21 день, была выдана Управлением в указанный момент, до проверки переданных данных, в связи с чем в последующем был пересчитан, с учетом фактических данных.

21.09.2006 г. Чигаевой Л.К. было подано заявление о назначении трудовой пенсии по старости с приложением к заявлению копии трудовой книжки. Для назначения пенсии был произведен сравнительный анализ достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработной плате сданных работодателем с записями в трудовой книжке истицы, приложенной к заявлению.

В результате анализа пенсионным органом было выявлено, что записи в трудовой книжке сделаны с нарушением Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» - запись о периоде работы с 03.01.1992 г. в Муниципальном предприятии фотография «Малышок» по 10.02.2000 г. не заверена должностным лицом; в записи от 10.02.2000 г. и 07.06.2004 г. отсутствует наименование предприятия и должностного лица, сделавшего запись.

На основании пункта 1 статьи 10 Закона № 173-ФЗ в страховой стаж включат периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Сведения об уплате страховых взносов с 22.07.1998 г. по 10.02.2000 г. за периоды работы в МП Фотография «Малышок» на лицевом счете Чигаевой Л.К. отсутствуют. Истребовать исходные формы у работодателя не предоставляется возможным, так как на дату обращения Чигаевой Л.К. за назначением пенсии - 21.09.2006 г. предприятие уже не вело финансово-хозяйственную деятельность (с 29.07.2004 года).

С 22.09.2006 года Истцу была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Закона № 173-ФЗ, без учета указанного стажа. Как уже упоминалось ранее, согласно пп.2 п. 1 ст. 20 Закона № 173-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения. На основании п. 2 ст. 20 Закона № 173-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

С 01.08.2007 г., на основании заявления Чигаевой Л.К. от 16.07.2007 г., и Протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, ей был сделан перерасчет размера пенсии, с учетом стажа работы в МП Фотография «Малышок» с 03.01.1992 по 14.10.1993 года (по дату перевода в ТОО «Луч»), Трудовой стаж Истца составил 22 года, страховой стаж, учитываемый для определения права на пенсию - 23 года, о чем свидетельствует приложенная к исковому заявлению справка Управления от 22.04.2008 г.

При этом, как следует из материалов дела, и на что также было указано представителем ответчика, решений об отказе в назначении пенсии Управлением не выносилось. С 01.01.2015 г. расчет размера пенсии производится в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), с применением норм Закона № 173-ФЗ.

Таким образом, суд соглашается с доводами представителя ответчика относительно того, что оснований для перерасчета пенсии нет, так как Чигаева Л.К. в установленном порядке не обращалась с заявлением о перерасчете пенсии и не предоставляла дополнительные документы, влияющие на размер пенсии.

Из анализа указанных положений закона следует, что заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов. Соответственно, определяется день и период перерасчета пенсии - в зависимости от даты приема заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие основания для проведения перерасчета, а также обязательно должна быть установлена вина органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в несвоевременной выплате пенсионеру причитающихся сумм.

Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением, т.е., заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, а без обращения пенсионера с соответствующим заявлением и непредставлением необходимых документов перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.

К исковому заявлению Чигаевой Л.К. была приложена незаверенная в установленном порядке копия трудовой книжки, в которой имеются подписи директора на запись от 03.01.1992 и 14.10.1993 года, при этом уточняющие справки о периодах работы отсутствуют.

Как следует из п.п. 2, 4, 6 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателе, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждении за успехи в работе. Трудовые книжки ведутся на государственном языке Российской Федерации, а на территории республики в составе Российской Федерации, установившей свой государственный язык, оформление трудовых книжек может наряду с государственным языком Российской Федерации вестись и на государственном языке этой республики.

Так, в силу п.п. 10, 11, 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателе, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа. Все записи в трудовой книжке производятся без каких-либо сокращений и имеют в пределах соответствующего раздела свой порядковый номер.

С каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель обязан ознакомить ее владельца под роспись в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку.

Согласно положений п.п. 27 - 29 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателе, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь. Если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, исправление производится ее правопреемником, а в случае ликвидации организации - работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа. Исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены. В случае утраты такого документа либо несоответствия его фактически выполнявшейся работе исправление сведений о работе производится на основании других документов, подтверждающих выполнение работ, не указанных в трудовой книжке.

Свидетельские показания не могут служить основанием для исправления внесенных ранее записей, за исключением записей, в отношении которых имеется судебное решение, а также случаев, предусмотренных пунктом 34 Правил.

В соответствии с п. 30 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателе, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, в разделах трудовой книжки, содержащих сведения о работе или сведения о награждении, зачеркивание неточных или неправильных записей не допускается. Изменение записей производится путем признания их недействительными и внесения правильных записей.

Установление факта работы, сведений о профессии (должности) и периодах работы у данного работодателя осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справка, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и т.п.), а в случае их отсутствия - на основании показаний двух и более свидетелей, знающих работника по совместной с ним деятельности у одного работодателя или в одной системе (п. 34 Правил 5).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформление в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Суд при этом соглашается с доводами ответчика в части того, что в нарушение Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, записи о периоде работы с 03.01.1992 года в Муниципальном предприятии фотография «Малышок» по 10.02.2000 г. в трудовой книжке, представленной Чигаевой Л.К. в адрес пенсионного органа в 2006 г., не были заверены должностным лицом, а в записи от 10.02.2000 г. и 07.06.2004 г. отсутствовали наименование предприятия, сделавшего запись и наименование должностного лица, при этом, в копии трудовой книжки, представленной истцом в суд в качестве приложения к исковому заявлению внесены исправления в указанной части, которые также надлежащим образом не оговорены, имеет место быть дописка в части подписей и указания должности руководителя, которые дают основания усомниться в достоверности указанных исправлений, что является основанием указанные документы во внимание судом не принимать.

Вместе с тем, как верно было указано стороной ответчика по делу, периоды работы до регистрации Чигаевой Л.К. в качестве застрахованного лица (22.08.1998 г.) могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

Опрошенная по ходатайству истца в судебном заседании свидетель ФИО6, пояснившая, что, будучи штатным бухгалтером КБО (Комбината бытового обслуживания), с 1992 г. по 1996 г. также делала отчеты для пенсионных и налоговых органов по МП «Малышок», в связи с чем знает Чигаеву Л.К. по указанным периодам, при этом, по факту своего увольнения передала все документы директору МП «Малышок» Борисяко Т.А., также не смогла представить каких-либо документов, подтверждающих факт её взаимоотношений на договорной и платной основе с руководством МП «Малышок» в указанные периоды, в связи с чем данные свидетельские показания не могут быть приняты во внимание судом, поскольку не отвечают требованию достоверности допустимости данного вида доказательств.

Суд также считает необходимым отказать и в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда, поскольку действующим законодательством не предусмотрена компенсация морального вреда за нарушение пенсионных прав.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии с абз. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу положений ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда

Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

По совокупному смыслу приведенных правовых норм для возникновения права на возмещение вреда необходимо наличие совокупности таких обстоятельств, как наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда и его вина. В отсутствие хотя бы одного из этих условий материально-правовая ответственность ответчика не наступает.

В части доводов истца о компенсации ей морального вреда в заявленном размере – 100 000 руб., по факту ухудшения её здоровья, как такового, в том числе, с учетом госпитализации в 2016 г., лечения, установленной инвалидности третьей группы по общему заболеванию, которые истицы связывает исключительно с неправомерными действиями пенсионного органа при расчете и начислении ей пенсии, суд, с учетом анализа представленных документов (в частности, выписного эпикриза и/б № 3723 от 13.04.2016 г., медицинской карты амбулаторного больного № 9517/16 на имя Чигаевой Л.К., выписки из истории болезни от 01.07.2016 г., от 12.07.2016 г. КГБУЗ «Краевая клиническая больница», выписного эпикриза 924/Д2019 от 11.04.2019 г. КГБУЗ «Канская МБ», медицинской карты амбулаторного больного № 0404429687, медицинской карты № № 3723/С2016 стационарного больного КГБУЗ «Канская МБ» в отношении Чигаевой Л.К., а также данных в деле освидетельствования Чигаевой Л.К.. представленном по запросу суда ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России), приходит к выводу о том, что имеющиеся у истицы заболевания (ИБС, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь III ст., риск IV, прогрессирующая стенокардия, постинфарктный кардиосклероз, стойкое умеренно-выраженное нарушение функции сердечно-сосудистой системы) не могут находится в какой-либо причинной связи с действиями пенсионного органа, поскольку указанные диагнозы и жалобы на сердце имели место у Чигаевой Л.К. на протяжении длительного времени, начиная с 2005 г. и далее.

Таким образом, в соответствии со ст.ст. 151, 1099 ГК РФ судом не установлено факта нарушения ответчиком личных неимущественных прав истицы, в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ нормы, предусматривающей возможность компенсации морального вреда, связанных с вынесением органом пенсионного фонда РФ, решений, связанных с назначением либо перерасчетом трудовой пенсии, также не предусмотрено.

С учетом всего вышеизложенного, суд, исходя из установленных по делу обстоятельств, не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Чигаевой Л.К. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске Красноярского края (межрайонное) о перерасчете размера пенсии, обязании включить в стаж периоды работы, компенсации морального вреда, в связи с чем истцу в иске отказано в полном объеме

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Чигаевой Л.К. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске Красноярского края (межрайонное) о перерасчете размера пенсии, обязании включить в стаж периоды работы, компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.М. Блошкина

Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2020 года.

2-454/2020 (2-3721/2019;) ~ М-3170/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чигаева Любовь Калистратовна
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Канске и Канском районе
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Блошкина Анастасия Михайловна
Дело на сайте суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
06.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2019Передача материалов судье
11.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.01.2020Предварительное судебное заседание
13.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
15.04.2020Судебное заседание
02.06.2020Судебное заседание
06.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Судебное заседание
11.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее