Дело №2-83-2014
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 февраля 2014 года город Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе Судьи Синельниковой И.А. С участием истца В.В. Представителя истца - В.Ю. по заявлению Представителя ответчика - А.Н. по доверенности При секретаре Кулановой О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.В. к Управлению имущественных отношении Администрации Чернушинского муниципального района о возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка,
Установил:
Истец В.В. обратилась в суд с иском. Требует признать незаконным решение Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №; возложить обязанность на Управление имущественных отношении администрации Чернушинского муниципального района <адрес> выдать ей утвержденную схему расположения земельного на кадастровом плане № для ведения личного подсобного хозяйства площадью 7500 кв.метров по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление имущественных отношений с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, площадь земельного участка 7500 кв.метров. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане подготовлена кадастровым инженером ООО «Агенство права» Т.В. в ходе проведения кадастровых работ по образованию земельного участка.
В соответствии с п. 1.4. решения Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления земельных участков на территории Чернушинского муниципального района управление и распоряжение земельными участками осуществляет управление имущественных отношении администрации Чернушинского муниципального района в пределах предоставленных полномочий в соответствии с Положением об Управлении имущественных отношений.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, что земельный участок площадью 0,75 га, предоставленный в аренду постановлением администрации Слудовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № согласно списка арендаторов по Слудовскому сельскому совету за ДД.ММ.ГГГГ расположен на землях сельскохозяйственного назначения, а она уточняет границы земельного участка, расположенного на землях населенного пункта
села Слудка. В материалах инвентаризации отсутствуют сведения о предоставлении ей земельного участка площадью 0,75 га в границах населенного пункта села <адрес>, из чего следует, что кадастровые работы проводятся в отношении земельного участка, который ранее ей не предоставлялся.
Отказ Управления имущественных отношений в утверждении схемы расположения земельного участка считает необоснованным, так как постановлением администрации Слудовского сельсовета Чернушинского района «О регистрации прав собственности, пользования, аренды» согласно Приложения № к постановлению ей был предоставлен земельный участок в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Указанное постановление было принято на основании проведенной инвентаризации земель села <адрес>, то есть земель населенного пункта, а не земель сельскохозяйственного назначения, как ошибочно считает Управление имущественных отношений.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она использует земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в границах указанных на схеме расположения земельного участка. Указанный земельный участок находится на землях населенного пункта села <адрес> в границах кадастрового квартала № и имеет две смежные границы с земельным участком М.М. (кадастровый номер №, расположенный по адресу <адрес>).
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка Управление имущественных отношений указывает, что в списке арендаторов по Слудовскому сельскому совету за ДД.ММ.ГГГГ следует, что данный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Указанный Список не является правоудостоверяющим документом на землю, так как был составлен для сбора платежей за пользование землей.
В судебном заседании истец В.В. полностью поддержала исковые требования. Пояснила, что земельный участок ей был выделен по ее заявлению в ДД.ММ.ГГГГ для ведения личного подсобного хозяйства - сенокошения в аренду на неопределенный срок. Этим земельным участком они пользуются по настоящее время под сенокос. Возникла необходимость оформить этот земельный участок, в связи с чем она обратилась в Управление имущественных отношений, где пояснили, что сначала надо поставить земельный участок на кадастровый учет. Договор аренды она не смогла найти ни у себя дома, ни в администрации Слудовского сельского поселения, ни в районном архиве. Но в районном архиве она нашла постановление администрации Слудовского сельского совета, которым ей выделен в аренду земельный участок под личное подсобное хозяйство. Были проведены кадастровые работы, составлена схема расположения земельного участка на кадастровом квартале. Она обратилась в Управление имущественных отношений об утверждении схемы, но ей отказано в связи с тем, что земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения. Но это не так, земельный участок находится на землях населенного пункта по <адрес>, граничит с одной стороны с земельным участком ФИО9, с другой стороны на земельном участке также имеются постройки, продолжается <адрес>. Отказ управления имущественных отношений в утверждении схемы является необоснованным.
Представитель истца - В.Ю. в судебном заседании подержала исковые требования и доводы изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика А.Н. в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что в соответствии с законодательством Управление имущественных отношений не имеет законного права утвердить и выдать В.В. схему расположения земельного участка на кадастровом плане. Единственным правоустанавливающим документом на земельный участок является Постановление администрации Слудовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании этого документа должен быть заключен договор аренды земельного участка, что не было сделано. Договор аренды
не представлен, документы, подтверждающие уплату за аренду земельного участка не представлены. То есть у истицы нет документов, подтверждающих факт предоставления ей земельного участка в аренду.
Представитель ответчика - администрации Слудовского сельского поселения просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражает против удовлетворения иска. Из письменных объяснений следует, что на основании постановления администрации Слудовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № В.В. был предоставлен земельный участок в аренду площадью 0,75 га под личное подсобное хозяйство. Земельный участок расположен в селе <адрес>, используется В.В. без договора аренды.
Представитель третьего лица - филиал ФГБУ «ФКЦ Росрестра» по <адрес> просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что ДД.ММ.ГГГГ В.В. написала заявление в администрацию Слудовского сельского совета о выделении земельного участка для покоса. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Слудовского сельского совета принято решение о заключении договора аренды. Согласно постановления администрации Слудовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № В.В. в аренду предоставлен земельный участок 0,75 га с заключением договора аренды. По настоящее время у В.В. находится в пользовании земельный участок площадью 0,75 га под сенокос без заключения договора аренды. Земельный участок находится в границах кадастрового квартала № по адресу <адрес> земельного участка не определены, на кадастровом учете земельный участок не стоит.
В.В. обратилась с заявлением в Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района об утверждении схемы расположения земельного участка для личного подсобного хозяйства площадью 7500 кв.метров, расположенного в селе <адрес>.
Письмом управления имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №853/2-в В.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка.
В отказном письме Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района ссылается на постановление администрации Слудовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении в аренду земельного участка 0,75 га, указывая, что данный земельный участок, согласно списка арендаторов по Слудовскому сельскому совету за ДД.ММ.ГГГГ, расположен на землях сельскохозяйственного назначения, а земельный участок площадью 0,75 га в границах населенного пункта села <адрес>, по которому поводятся кадастровые работы, не предоставлялся В.В. Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа в утверждении представленной схемы.В судебном заседании представитель ответчика по доверенности А.Н. поддержал приведенные в письме-отказе причины отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, считает требования В.В. не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.254,255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу части 1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
На основании части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом
фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Доводы, приведенные в письме-отказе об утверждении схемы расположения земельного участка, что земельный участок, находящийся в пользовании В.В., границы которого она уточняет, расположен на землях сельскохозяйственного назначения, не обоснованны. Список арендаторов по Слудовскому сельскому совету за ДД.ММ.ГГГГ на который ссылается Управление имущественных отношений, отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, в силу ст.60 ГПК РФ не является доказательством. В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок находится по <адрес>, граничит с одной стороны с земельным участком кадастровый номер №, находящимся в собственности граждан, и с другой стороны также граничит с земельным участком, находящимся в пользовании, на котором имеются постройки. Согласно выписки из кадастрового квартала №, выданной от ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, по которой расположен земельный участок, границы которого истец требует утвердить, расположена на землях населенных пунктов. Ответчиком не представлено доказательств того, что спорный земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения.
То обстоятельство, что у истицы отсутствует договор аренды, другие правоустанавливающие документы на предоставление ей земельного участка, в данном случае определяющего юридически значимого отношения не имеет, поскольку, в силу пункта 7 ст.36 ЗК РФ выдача органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка осуществляется в целях выполнения кадастровых работ и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок лицу, у которого имеется преимущественное право приобретения земельного участка в собственность или аренду.
Утверждение схемы расположения земельного участка является первоначальным этапом в процедуре предоставления земельного участка на том или ином праве и не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления земельного участка. Вопрос о возможности предоставления земельного участка подлежит рассмотрению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка.
Пунктом 4 ст.34 ЗК РФ прямо предусмотрено оформление схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления.
Согласно п. 1.4. «Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Чернушинского муниципального района», утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № управление и распоряжение земельными участками осуществляет Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района. Согласно данного Положения вся процедура предоставления земельных участков на том или ином праве возложена на Управление имущественных отношений. Утверждение схемы расположения земельного участка является первоначальным этапом в процедуре предоставления земельного участка, то есть возложено на Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района.
Ответчик - Управление имущественных отношений не доказало законность отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Поскольку не утверждение Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района схемы расположения земельного участка не соответствует требованиям земельного законодательства, нарушает права и законные интересы общества, суд признает незаконным оспариваемое бездействие Управления имущественных отношений и в соответствии со ст.258 ГПК РФ, возлагает обязанность на
Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района в целях устранения допущенного нарушения прав заявителя утвердить схему расположения спорного земельного участка.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск В.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
Возложить обязанность на Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района <адрес> выдать В.В. утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане № для ведения личного подсобного хозяйства площадью 7500 кв.метров по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья И.А. Синельникова