дело №2-1680\12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск 13 декабря 2012 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.
при секретаре судебного заседания Бокаревой И.М.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску Ющенко А. А.ча к Администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании неправомерными действия администрации сельского поселения по не внесению его в федеральную программу «Жилище» и обязании внести в список как имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета,
Установил:
Ющенко А.А. обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании неправомерными действия администрации сельского поселения по не внесению его в федеральную программу «Жилище» и обязании внести в список как имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В обоснование своего иска истец Ющенко А.А. указал, что с начала № года Администрация сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> отказывается вносить его в федеральную целевую программу «Жилище» как имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета согласно Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», требуя каждый раз новые документы и справки, которые он не может представить. Собрав все документы и сдав их в администрацию сельского поселения, получил ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ему необоснованно указали предоставить новые документы по списку.
Истец просит суд признать неправомерными действия Администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> при постановке его на очередь, как имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, согласно Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», по внесению его в федеральную целевую программу «Жилище» с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 года № 17-П. Обязать Администрацию сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> внести его в список на очередь, как имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, согласно Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в федеральную целевую программу «Жилище» с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 года № 17-П.
В суде истец Ющенко А.А. поддержал заявленные требования, пояснил, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Имеет постоянную прописку по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию сельского поселения <адрес> с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, приложив все необходимые для этого документы. Однако ему было отказано в постановке на жилищный учет, так как он не представил еще какие-то дополнительные документы. Считает ответ администрации от ДД.ММ.ГГГГ отказом в постановке его на очередь.
В суде истец Ющенко А.А. подтвердил, что не вселялся, не проживал и не собирался проживать в данном доме. Покупая долю дома и прописываясь в него, преследовал цель встать на очередь в качестве нуждающегося, а потом получить государственный жилищный сертификат в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище", так как такое право имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Представители ответчика Администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> Кузнецова Л.С. и Волкова Ю.В. исковые требования не признали, указав, что они не отказали ему, предложили предоставить документы по списку. Ющенко А.А. купил 1\25 долю жилого дома в <адрес>, который не является жилым, так называемый «резиновый дом», прописался, в <адрес> в соцзащите получил удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а потом спустя месяц продал свою долю в собственности, чем умышленно ухудшил свое жилищное положение. Постановлением главы сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано в постановке на очередь по причине намеренного ухудшения своих жилищных условий, поскольку после приобретения жилья в собственность, он сразу же его продал. В июне № года истец обратился в сельское поселение с заявлением о постановке его на очередь. Ему было разъяснено, что такое право он приобретает не ранее чем через пять лет с даты прописки, на момент обращения пяти лет не прошло. В июле № года Ющенко А.А. снова обратился с данным вопросом в администрацию, не предоставив всех необходимых для этого документов, а именно - копии лицевого счета и выписки из домовой книги. В связи с чем, ему был дан ответ, в котором разъяснялось, что для постановки на очередь, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, он должен предоставить в администрацию сельского поселения <адрес> пакет документов, согласно прилагаемого списка.
Рассмотрев исковые требования, заслушав объяснения сторон по делу, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ющенко А.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенного, либо оспариваемого права, свобод или законных интересов, самостоятельно, определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 ГК РФ.
В суде установлено, что Ющенко А.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в № году. Удостоверение участника истец получил ДД.ММ.ГГГГ, выдано Министерством социальной защиты населения <адрес>. Согласно ответа из <адрес> управления социальной защиты населения основанием для выдачи удостоверения являются документы из воинской части, где служил Марынич А. А.ич, который после регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ с гражданской Ющенко М.И. сменил свою фамилию на Ющенко. ДД.ММ.ГГГГ брак с гражданкой Ющенко М.И. был расторгнут.
ДД.ММ.ГГГГ Ющенко А.А. купил по договору купли-продажи 1\25 долю земельного участка и жилого дома общей площадью № кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРП.
Согласно экспертного заключения ЗАО «<данные изъяты>» жилой дом имеет износ 80-90%, состояние оцениваемого дома оценивается как «ветхое», строение грозит обвалом, проведение ремонта невозможно, дом для проживания непригоден.
ДД.ММ.ГГГГ Ющенко А.А. как собственник 1\25 доли данного жилого дома был зарегистрирован по месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ Ющенко А.А. продал 1\25 долю земельного участка площадью № кв.м. и жилого дома по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ году истец обратился в администрацию сельского поселения <адрес> с заявлением о постановке его учет граждан, как нуждающегося в жилых помещениях жилищного фонда сельского поселения, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Постановлением главы сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано в постановке на очередь по причине намеренного ухудшения им своих жилищных условий. Письмом администрации от ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен, что он приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не ранее чем через пять лет с даты прописки, поскольку из представленных истцом документов видно, что прописался он ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения пяти лет не прошло.
ДД.ММ.ГГГГ Ющенко А.А. снова обратился с данным вопросом в администрацию сельского поселения <адрес> предоставив следующие документы: справка о доходах физического лица, справка о состоянии соцвыплат, выписка из государственного реестра, лицевой счет от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из домовой книги от № года, кадастровый паспорт, экспертное заключение по оценке технического состояния жилого дома, удостоверение участника ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справка о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, уведомление об отсутствии недвижимости в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, ксерокопия паспорта, ИНН, справка об отсутствии транспорта, ответ из прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, ответ из <адрес> бюро БТИ, ответ из Министерства регионального развития от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление Ющенко и приложенные к нему документы были приняты специалистом администрации сельского поселения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ от Главы сельского поселения <адрес> №, в котором ему разъяснялось, что для постановки его в очередь, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, Ющенко А.А. должен предоставить в администрацию сельского поселения <адрес> пакет документов согласно прилагаемого списка.
Посчитав такой ответ отказом в постановке его на очередь, как имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, Ющенко А.А. обратился с данным иском в суд.
Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрены Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244 от 15.05.1991 года.
В силу п.п.2,4 ст. 13 указанного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения, граждане, принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.
На основании п.2 ч.1 ст. 14 данного Закона, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Положения п.2 ч.1 ст. 14 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
Таким образом, на момент судебного рассмотрения дела порядок обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (ред. от 03.11.2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Таким образом, с 2006 года обеспечение жильем участников Чернобыльской катастрофы осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилья.
Пункт 19 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" устанавливает, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению №1, к которому прилагают, в том числе и выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, для участия в данной программе истец Ющенко А.А. должен быть поставлен органом по учету и распределению жилья на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления, поэтому обязанность по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий возложена на ответчика.
В главе 7 Жилищного Кодекса РФ заложена законодательная основа понятия «нуждающиеся в улучшении жилищных условий». К нуждающимся в улучшении жилищных условий относятся четыре категории граждан: Граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя, либо не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника. Граждане, являющиеся нанимателями, членами семьи нанимателя жилья по договору социального найма, или являющиеся собственниками или членами семьи собственника жилья, но обеспеченные жильем менее учетной нормы. Граждане, проживающие в помещении, не отвечающим необходимым требованиям — т.е. в аварийном жилье. Граждане, проживающие с больным, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые в силу ст. 52 ЖК РФ должны быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно положению ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 года №258-0-0, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Согласно представленных суду документов Ющенко А.А. купив долю в нежилом доме, объективно не мог использовать указанное жилое помещение по прямому назначению- для проживания, преследуя лишь цель легализации на территории <адрес>.
Было установлено, что жилой дом №№ по ул. <адрес> <адрес> является «ветхим, не жилым», а следовательно, истец не вселялся в него, не проживал и не проживает в настоящее время, что подтверждается справкой из администрации и не оспаривается самим истцом. Зарегистрировавшись по месту жительства, а затем, сразу продав свою собственность, истец сознательно ухудшил свои жилищные условия с целью приобретения права постановки на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и поэтому мог быть поставлен на учет только после июля № года.
Жилищный кодекс РФ не предусматривает пятилетнего "ценза оседлости" в качестве основания постановки на учет (такой срок предусмотрен лишь в случае сознательного ухудшения жилищных условий).
Однако Закон "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 12.12.2005 года № 260/2005-ОЗ, такой срок содержит.
При этом, истец должен предоставить ответчику все предусмотренные законом документы. В противном случае, постановка его на учет будет незаконной.
Истец повторно обратился в администрацию сельского поселения в июле № года. Однако, как усматривается из его заявления предоставил в орган местного самоуправления не все необходимые для постановки его на учет документы, а именно: выписка из домовой книги была предоставлена за № год, копия лицевого счета за № год. Кроме того, продав долю в праве собственности, истец не предоставил документов, подтверждающих право пользования жилым помещением.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, допускается в случаях, если представлены документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или не представлены, предусмотренные ч.4 ст. 52 ЖК РФ документы.
Перечень документов, необходимый для принятия на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, прилагаемых к соответствующему заявлению предусмотрен ч. 3 ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260\2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Таким образом, судом установлено, что Ющенко А.А. были представлены не все необходимые документы для постановки его на очередь.
Выписку из домовой книги по заявлению собственника жилого помещения изготавливает паспортист домоуправления. Однако, учитывая, что истец уже не является собственником жилья, выписка из домовой книги за № год им не была предоставлена. Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ правообладателями данного дома являются 19 человек, количество зарегистрированных в данном доме установить не представляется возможным.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, на момент покупки доли в данном доме, истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Однако, согласно сведений полученных судом из ОУФМС по <адрес> Ющенко А.А. по <адрес> никогда не был зарегистрирован. Согласно ответа, полученного из сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Ющенко А.А. на территории сельского поселения зарегистрирован не был, адрес- <адрес>, в адресной схеме не значиться.
Кроме того, Ющенко А.А. были предоставлены суду выписки из ЕГРП об отсутствии у него в собственности недвижимого имущества.
Вместе с тем, им не представлены доказательства (выписки из ЕГРП) отсутствия у него какой-либо собственности на фамилию Марынич А.А., поскольку в № году истец сменил фамилию. Учитывая, что п. 2 Федерального закона от 04.06.2011 года N 130-ФЗ предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации только один раз, предоставление данных доказательств является необходимым.
Таким образом, суд считает, что право истца на постановку его на очередь, как имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках программы «Жилище», действиями Администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> не нарушено, поскольку прежде чем его поставить на такую очередь, он должен быть признан нуждающимся в жилом помещении. А для этого, он должен предоставить все необходимые документы по утвержденному списку. Поскольку, истец данное требование не выполнил, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика является законным и обоснованным, а потому в удовлетворении исковых требований Ющенко А.А. следует отказать.
руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Ющенко А.А. к Администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании неправомерными действия администрации сельского поселения при постановке его на очередь, как имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, согласно Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», по внесению его в федеральную целевую программу «Жилище» и обязании внести в список на очередь, как имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Московский областной суд через Волоколамский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Капцова Т.Ю.